Их вывел в АПЛ друг Юргена Клоппа
«Хаддерсфилд» – новая английская сказка.
Репортера Sky Sports хватил удар. Черт возьми, неужели он так и сказал? В прямом включении? Ох, нет.
Да. Это действительно прорвалось в эфир. Защитник Михаэль Хефеле – февральским вечером забивший «Лидсу» на 89-й минуте – был предельно точен: «Думаю, это гребаная мечта». Побледневший журналист извинился перед зрителями и пояснил немцу, что в английском языке слово «f**k» и любые его производные – это ругательства. Хефеле (уцененная версия Моритца Фольца) улыбнулся.
Его мечта, уже отцензуренная до «Heffing Dream», легла принтом на сотни тут же расхватанных маек и объединила тысячи болельщиков, теперь уже точно знающих, какой день в их жизнях был самым прекрасным.
29 мая Хефеле не реализовал послематчевый пенальти на «Уэмбли», но партнеры, особенно арендованный у «Ливерпуля» вратарь Уорд, затолкали «Хаддерсфилд» в премьер-лигу. Фантастика. Какая-угодно-плевать-на-приличия-мечта!
«Хаддерсфилд» не показывался в высшем английском дивизионе с сезона 1971/72. В то время игроки догадались доверить дизайн клубных костюмов шутнику и футбольному шоумену Франку Уортингтону (это была очень, очень плохая идея), актер Патрик Стюарт – самый известный болельщик «Хаддерсфилда» – еще не обессмертил себя ролью капитана Жан-Люка Пикара...
... и только-только родился тренер Дэвид Вагнер. Будущий архитектор сенсации и шафер на свадьбе Юргена Клоппа. (Самого Вагнера мой отличный приятель называет Клоппом на минималках – хорошее сравнение).
Клопп, с которым Вагнер познакомился в «Майнце» и для которого обкатывал таланты, работая с резервом дортмундской «Боруссии», уже наверняка пробился через тонну поздравлений и дозвонился до Дэвида. Летом у него бы точно не получилось. И не важно, по какому поводу.
Никто из «Хаддерсфилда» не взял с собой телефон на необитаемый остров.
Четыре дня межсезонки Вагнер и его команда провели в глухом безлюдном местечке в Швеции. Ноль контактов с цивилизацией, звонков и интернета. Примерно столько же удобств: электричество, туалет, кровати и прочие удобства остались дома. Немецкий тренер решил таким образом сблизить своих парней (среди которых было около десятка новичков): «Если вы проводите ночь в двухместной палатке или 8 часов в день плывете спина к спине в лодке, вам приходится разговаривать. Я убежден: чем лучше вы знакомы с партнером на поле, тем больше вы готовы помогать ему».
Установка Вагнера была проста: «Если хочется есть, прихватите прут и поймайте рыбу. Если хотите пить, идите к озеру. Если холодно – стоит развести костер». Сработало. Полузащитнику Харри Банну нет смысла врать: «Это отличалось от всего, что я делал прежде. Мы сами готовили; кто-то из парней рыбачил, а потом ел это. Мы должны были поддерживать огонь, мы не знали точного времени. Вероятно, мы просыпались в пять часов утра, но я прошел через это, все ребята прошли через это. Мы стали лучше».
О да, они многое не делали прежде.
В прошлом сезоне Вагнер затащил клуб на спасительное 19-е место чемпионшипа и взялся вытряхивать из «Хаддерсфилда» типичное английское захолустье. Теперь игроки каждое утро сдают анализы, указывают вес, количество часов и качество сна, получая рейтинг самочувствия. С Дэвидом две тренировки в день стали традицией – теперь это мало напрягает футболистов, хотя поначалу пришлось менять некоторые привычки («Теперь детей из школы забирает жена!»). Время начала – такое же, как у следующего матча.
Перед «Редингом», важнейшей и самой денежной игрой в истории «Хаддерсфилда», Вагнер вбивал в голову, что «Уэмбли» – это совершенно особенный случай. Он показывал игрокам фотографии. Как пустого и вместе с тем величественного стадиона, так и выкапывал из архива снимки за 2012 год, когда «терьеры» на этом же поле отпраздновали победу в плей-офф Лиги 1.
«Терьеры» – это клубное прозвище и очень удобная аллегория для Вагнера, когда он пытается описать сущность «Хаддерсфилда»: «Мы – маленький клуб, но даже если ты мелкий пес, это вовсе не значит, что ты не можешь быть быстрым, подвижным и выносливым. Думаю, мы где-то на 18-19-м месте чемпионшипа, если речь идет о размерах бюджета. Поэтому разрыв между нами и тем же «Ньюкаслом» больше той пропасти, что была между «Лестером» и «Челси» в прошлом сезоне – это на случай, если вам нравится сравнивать наши сказки».
Летом Дэвиду придется хорошо подумать, что делать с составом. Большинство игроков выдернуты из немецкой глубинки (как защитники Хефеле, Шиндлер и лучший бомбардир Качунга) и одолжены у английских топов: австралиец Муй принадлежит «Манчестер Сити», будущая европейская звезда Исайя Браун пришел из «Челси», а герой плей-офф Дэнни Уорд вот-вот соберет вещички и двинет на «Энфилд» (кто первый пошутил про то, что лучший голкипер «Ливерпуля» вернулся в премьер-лигу?).
Но вчера Дэвид Вагнер имел право начать пресс-конференцию со слов: «Здравствуйте! Я сразу должен извиниться, если пахну шампанским!»
И еще парочка поводов порадоваться за людей:
1. В 2009 году, приобретая клуб, местный бизнесмен Дин Хойл дал обещание: при выходе в премьер-лигу каждый, кто все это время будет продлевать абонемент и вместе с Хойлом дождется счастливого момента, получит сезонный билет на матчи «Хаддерсфилда» в АПЛ всего за 100 фунтов. Пора держать слово.
2. Частью тренировочных полей и столовой «Хаддерсфилда» за небольшую плату могут воспользоваться болельщики и рабочие химического завода, стоящего напротив. Получается, игроки ежедневно обедают с фанатами в одном зале. И пока это никому не мешало.
3. Кража века – бумажка с указаниями Вагнера, стянутая игроком «Шеффилда» – не имела глобальных последствий.
4. Даже в случае вылета в следующем сезоне «Хаддерсфилд» получит за три года минимум 170 миллионов фунтов. Если удастся выжить в сезоне 2017/2018, сумма подскочит до 290 миллионов. Так выглядят телеправа мечты.
«Брайтон» впервые вышел в АПЛ. Как же это круто!
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: Gettyimages.ru/Ian Walton; Global Look Press/Salvio Calabrese/imago sportfotodienst, Martin Rickett/imago sportfotodienst