Опыт бытия Кассандром
Вот и закончился сезон… Последние матчи я не описывал, сначала потому что зашился с работой, и это состояние все еще не прошло, а потом уже из чисто суеверных соображений, потому что мое молчание сопровождалось сплошными сухими победами любимой команды.
Теперь, дотерпев до максимально благоприятного результата, в просвете между усилиями по моей работе, все-таки запишу несколько слов о весеннем полусезоне ЦСКА и том, как выглядят в моих глазах ближайшие перспективы.
Перед началом весенней части первенства России я написал текст под названием «Побуду Кассандром», чтобы немного заранее успокоить и самого себя, и товарищей по болению, потому что не испытывал особого оптимизма перед будущим:
…побуду-ка я немножко Кассандром, должен же кто-то сказать правду, чтобы потом хоть нельзя было про нас подумать, что мы смотрели на мир через розовые очки и не ведали, что говорим… …Просто сейчас закончен подготовительный этап, и надо оценить реальное положение дел.
Наша команда заканчивает цикл, в котором случилось немало побед, в том числе и таких, на которые не рассчитывали даже самые большие оптимисты и самые наивные болельщики. Так или иначе уже сейчас команда очень сильно и по составу, и по игровым принципам отличается от прошлогодней.
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО, что в этом году надежды на победу – минимальны, а то и меньше… Не бывает команд, которые абсолютно ровно проводят чемпионаты года за годом без провалов. Объективно, мы сейчас слабее нескольких команд, и нас ждет трудная весна, и лучше заранее напружинить мышцы живота, чтобы удар в солнечное сплетение не свалил с ног…
Что ж, сейчас можно констатировать, что не оправдались ни супероптимистичные надежды на то, чтобы догнать и перегнать извечного конкурента, ни, впрочем, и опасения полного провала и разрухи. Стоявшие по весне перед командой проблемы решались с разной степенью успешности, но не было ощущения безнадежности. Проблемы в атаке, где линия форвардов перестраивалась на ходу не раз и не два, в результате неоднократных «проб и ошибок» выкристаллизовалась в том, виде, который мало кому приходил в голову по осени. Только самые большие ценители нашей молодежи и безграничные оптимисты могли надеяться на тот результат, который все мы теперь с бОльшим или меньшим удовлетворением нынче и наблюдаем. Вариант с Оланаре и Витиньо на передней линии, который по умолчанию казался наиболее вероятным, реальным по разным причинам не стал – тут и травмы Аарона, и очевидная его неспособность по весне добиться в игре чего-то ощутимого. Ионов, который, честно говоря, казался мне чем-то типа «не с чего – так с бубен», оказался небесполезен, но и очевидно недостаточен для игры, которой от команды ждали. И вот, сквозь этот ряд альтернатив пробился Федя Чалов, которого Слуцкий еще успел осенью попробовать в основе, а наш дублер — отметиться привлекательными черточками игры и даже голом, хотя и, по чести, подаренным ему Милановым.
Как-то получилось, что два парня «дозрели» до основы практически синхронно, и в последних матчах их тандем уже воспринимался даже как само собой разумеющийся – Чалов – Витиньо. Во всяком случае, львиная доля результативности команды в виде 11 голов на двоих – плод деятельности этих двух парней, и многие из их действий просто в эстетическом отношении порадовали болельщиков. И оба они успели обозначить свои игровые особенности. Федя, нежному возрасту которого естественно умиляться и которому естественно симпатизировать, потому что он «свой до мозга костей», оказался на практике крепеньким парнишкой, которого Брат Вася, вообще охарактеризовал как «гору мышц», и это подтвердилось на практике. Поначалу казалось, что то ли от робости, то ли от душевной склонности, Чалов больше настроен подыгрывать старшим партнерам, и кое-что в этом плане у него получалось. Однако, по весне мы не раз наблюдали, как Федя, получив мяч, безбоязненно идет на защитников соперника и уверенно оттеснив его корпусом, завершает проход аккуратным, без излишнего приложения силы ударом точно в цель.
Конечно, никто не собирается утверждать, что у нас в составе дебютировал «русский Пеле», но шесть голов в основном составе за сезон для 19-летнего форварда в нашей команде – достижение, которого, пожалуй, не случалось со времен дебюта Володи Федотова в далеком 1961-м году (чему я имел счастье быть свидетелем). У Феди, несомненно, огромное поле деятельности в работе над собой – и по технике, и по скорости, и по скоростной и общей выносливости, но его дебют надо считать уже состоявшимся и успешным. По-моему, он даже Гончаренко, который все время поминал, что Чалов – «игрок на подмену», переубедил, чему доказательством два последних матча первенства России.
Развития и успеха Феди я как-то в душе ожидал и на них надеялся, а вот с Витиньо должен признать свою ошибку, потому что считал этого персонажа провальным и безнадежным. А он меня обманул! Удивительно, но парень, действительно, повзрослел и сумел перерасти свои «детские болезни» — волевую нестойкость на поле, неумение видеть партнеров и читать игру, и фатальную невезучесть. Еще в контрольных матчах на сборах было видно, как парень от каждого забитого им гола расцветает и приобретает уверенность в себе, а в последних матчах, он уже вел себя и давал результат как лидер команды: у него и техника, адекватная игровым ситуациям прорезалась, и удары со средней и ближней дистанции, и, о чудо! – довольно точные и уместные передачи партнерам.
Опять же, я и сам не впадаю в эйфорию и другим не советую – пока достижения наших юных форвардов ограничиваются по большей части уничтожением аутсайдеров первенства России, а не Лиги Чемпионов, но тот, кто не может забить Арсеналу тульскому, ничего не сможет поделать с лондонским… Усиление в эту линию продолжает оставаться необходимым, потому что минимального запаса прочности не обеспечит даже продолжение успешного развития упомянутых выше форвардов вместе с Жамалетдиновым. Тимуру, как и Витиньо в его первое появление, не хватает хотя бы одного успеха не в молодежке, где он премьер и герой, а среди взрослых. Перспективы Оланаре для меня остаются абсолютно туманными, а с окончательным уходом Ионова список кандидатов на вакансии в передней линии обрывается… Иван Олейников, которому, похоже, в клубе не видят применения в той линии, где он играл в дубле, мог бы попробоваться в качестве крайка в атаке, но, при наличии нерядовой для России техники, он несколько легковесен, что, впрочем, компенсируется проще, чем что-либо иное. Вопрос тут больше в терпении тренеров и их вере в талант Ивана и его нужность команде. Что же до покупки «настоящего» импортного форварда, то на вопрос о такой возможности, по-моему, не сможет сейчас ответить никто, даже те, кто тонкими намеками это обещает.
Средняя линия и ее перспективы, как мне казалось, в наименьшей степени вызывала озабоченность, но обрушение надежды на возвращение Романа Еременко, серийные травмы Дзагоева и Миланова и просадка формы у Тошича поставила вопрос торчком. Резвый рост мастерства Саши Головина несколько остроту проблемы сгладил, но не решил. Кстати, о Саше… Я, пожалуй, его в молодежке проглядел, а он проявляет просто прекрасный прогресс – и в индивидуальном мастерстве, и в организации командной игры, только одно меня беспокоит в нем сейчас – склонность к грязноватой и безжалостной игре, чем грешил в свое время и очень меня огорчал Паша Мамаев. Саше довольно мастерства, как мне кажется, чтобы нужно было «добавлять» к игре грубость… Астемир Гордюшенко, который еще полгода назад считался самым близким к основе дублером, как мне кажется, несколько сбавил и в игре, и в уверенности в себе. А жаль. Вернблум не вечен, и Астику надо перенимать и мастерство нашего викинга, и роль на поле. И еще раз – будет очень жаль, если тренерский штаб пройдет мимо способностей Олейникова и Тимура Пухова.
И то, о чем я уже публично высказывался, но, пожалуй, напишу здесь снова. Мой любимый игрок ЦСКА, мозг команды, мастер паса и красивого завершающего удара – Алан Дзагоев, которому сейчас – самая пора стать безоговорочным лидером коллектива, в неполные 27 лет рискует оборвать карьеру, не сделав в футболе того, на что его спланировала Премудрая Природа. По моему глубокому убеждению, в отношении Алана в команде царит либо недомыслие, либо наплевательство. Очевидным образом травма мышц задней поверхности бедра приобрела хронический характер, и не может быть купирована простым отдыхом и физиотерапией. Совершенно ясно, что у Алана какое-то нарушение метаболизма мышц, и ему требуется специфическая длительная терапия и, возможно, диета, которые смогут остановить патологический процесс. Печальный опыт с Расмусом Эльмом должен был бы чему-то научить медицинский и тренерский штаб, но, похоже, не научил. Алан с его любовью к игре и обязательностью характера, конечно, рвется на поле, как только проходит острое состояние, и в этот момент ему требуется не потакание и науськивание, а трезвый взгляд старшего товарища и специалиста. Очень хорошо, что сами обстоятельства воспретили Алану попытку участия в тренировках сборной и в Кубке Конфедерации, и теперь надо найти БОЛЕЕ ГРАМОТНЫХ медиков, которые смогут и диагноз верный поставить, и терапию адекватную подобрать. Чего я искреннее желаю и Алану, и клубу.
И, наконец, линия обороны – та линия, реконструкция в которой еще и не начиналась. Нельзя же считать за это введение 29-летнего Васина… То, что оборона, в конце концов, буквально исчерпала резерв прочности, ясно по тому, что ВСЕ наши гвардейцы-защитники травмированы едва ли не более хронически, чем Алан. Огромное уважение могу выразить Игнашевичу, игравшему с переломом кости, но, вообще-то, я категорически против такого трудового героизма. А, главное, никаких перспектив нет ни у ребят, ни у команды. Дублеры – Маклаков, Алибеков, Станисавлевич и Леонов – отнюдь не лишены способностей, но для включения в основу пока не созрели. Как решать эту проблему и сколько времени это займет при нашей-то экономности – невозможно предсказать. Хотелось бы, чтобы мы управились быстрее и безболезненнее, чем заклятые, но терпение и выдержка болельщикам все равно потребуются.
И все-таки, должен признать, что игра команды, несмотря на мои кассандрические предупреждения, выглядела немного веселее, чем я предполагал, и дает надежду на лучшее будущее. Тем более, что одна линия команды продолжает оставаться надеждой и опорой – вратарь…