Перетурин. Голос из детства
Главный редактор «Советского спорта» в своей очень личной колонке говорит об ушедшем сегодня от нас комментаторе Владимире Перетурине.
Для меня лично это голос из детства.
Для меня это человек, который уже в советские времена вносил в свой спортивный репортаж нотки человеческого отношения к происходящему, нотки иронии и импровизации.
Я помню, как в 80-е все ведущие программы «Футбольное обозрение» читали по бумажке (для этого не надо было смотреть на них в кадре – чтение безошибочно угадывается), а он просто рассуждал. И это было круто…
Мне неловко писать какие-то слова воспоминаний о нем. Я мальчишка рядом с ним. Но мы как-то в последние лет десять не раз пересекались с ним – то я учил его сына Василия в институте (и боже мой, чему? Предмет «Основы журналистского мастерства»! Да я сам учился этому неосознанно когда-то, сидя у телевизора и слушая репортажи его отца), то сам Владимир Иванович набирал мне и говорит: «Вот, извините, прочитал я тут Вашу книжку про футбол…» И дальше мы общались по два, по три часа.
Ему было тяжело, он болел. Но о футболе готов был говорить очень много и очень долго. И о своих подходах к жизни:
– Ты знаешь, у меня всегда был принцип. Вот выдают какие-то наборы… не подарки, а так, мелочь какую-нибудь. Карандаши, блокноты. Вот никогда у команды не надо ничего брать. Взял – и сразу получается ты за что-то должен. Горжусь тем, что ни у кого ничего не брал.
Сегодня профессия спортивного комментатора ушла далеко вперед. Но многих из нынешних научил именно он. И для меня это навсегда голос из детства. Когда, как известно, и трава зеленее была. Человек, которого просто приятно было слушать.
Владимир Иванович не был каким-то «крутым» или продвинутым комментатором, но имел «своё лицо», был узнаваем и любим. Мягкий интеллигентный голос, манера ведения репортажа без ора, спокойно, вдумчиво. Сейчас таких нет.
Я из детства помню его комментирование финала Евро-88, потом постоянно он комментировал Спартак в еврокубках. Он говорят был динамовцем, но Спартак комментировал самозабвенно. Перетурин был на коне до 94-го года. В этом году на центральный канал пришел Виктор Гусев и его задвинули. Помню, на ЧМ-94 ему досталось очень мало матчей, я тогда удивлялся, почему это главного комма почти не слышно. Потом, на каком-то матче они комментировали вместе с Гусевым и тогда весь матч бросали колкости в адрес друг-друга. Например, феерию Спартака на ЛЧ-1995 комментил уже Гусев. Сейчас таким же образом задвигают уже самого Гусева из эфира.