Почему Луческу облажался в «Зените»
Роман Мун – о тренере, которого все-таки уволили.
В новом сезоне у «Зенита» точно будет новый тренер: Мирча Луческу официально отправлен в отставку. Sports.ru называет главные причины провала румына.
Не смог построить отношения с игроками
На фоне историй о том, как Массимо Каррера убедил игроков «Спартака» в него поверить, особенно заметно, что у Луческу не сложилось с игроками «Зенита».
Вот три истории из питерского сезона, которые невозможно представить в нынешнем «Спартаке».
Раз – Олег Шатов после игры с «Анжи» заявил журналистам: «Главному тренеру и без нас хорошо». Луческу узнал об этом на пресс-конференции от журналистов, и вместо того, чтобы замять конфликт, пошел в контратаку – обвинил Шатова в фантомных травмах.
Два – Николас Ломбертс, один из самых спокойных и профессиональных игроков «Зенита», в первом же интервью после ухода из команды пальнул в тренера: «При Луческу я чувствовал, что больше не умею играть в футбол, – нормально?» Кстати, он пообещал, что через пару месяцев сможет рассказать еще больше.
Три – осенью Луческу пнул весь «Зенит-2», заявив, что это бессмысленная команда. Зачем нужен «Зенит-2» – это в целом хороший вопрос, у более успешного тренера он прозвучал бы справедливо. Но в случае с Луческу это выглядит очередным проявлением сложного характера человека, который не смог наладить отношения ни с внешним миром, ни внутри клуба.
Пострадал от ухода лидеров
Надо признать, что продажа Халка, Витцеля и Гарая действительно осложнила работу Луческу. В команде нет:
– игрока, способного забить из ничего хотя бы «Уралу»;
– топового опорного полузащитника;
– надежного центрального защитника.
Интересно, что больше всего «Зенит» пострадал от ухода Витцеля. Бельгийца никогда особо не любили в Петербурге, потому что он стоил кучу денег, но не был очевидно крутым игроком. Он не забивал десятки голов, он не тащил мяч вперед по центру на 15-20 метров пять раз за матч, а последние полсезона своей питерской карьеры отыграл вполсилы. Но когда он ушел, вдруг выяснилось: даже немотивированный Витцель – лучшее, что было в центре поля «Зенита». Луческу отчаянно тасовал опорников, но сделать сбалансированную полузащиту из Юсупова, Эрнани, Цаллагова и самого высокооплачиваемого, но отыгравшего на уровне два месяца за сезон Хави Гарсии так и не смог.
Кроме того, по «Зениту» бумерангом ударила привычка скупать всех хоть сколько-то приличных россиян (время напомнить, кто продавил 6+5). В итоге в атаке «Зенита» главные – игроки с паспортом РФ: Кокорин, Шатов и Дзюба (плюс Жулиано и стареющий Данни). В атаке «Спартака» главные – иностранцы: Фернандо, Промес и Зе Луиш (плюс Глушаков).
Кто лучше, вы понимаете сами.
Неудачно закупился зимой
В январе «Зенит» взял пять игроков для основы, на нужный уровень вышли два – вратарь Лунев и Цаллагов (который не может быть системообразующим игроком в клубе масштаба «Зенита»). Эрнани пока не понял куда попал, Молло – которого Луческу называл одним из лучших игроков чемпионата – не играет по неясным причинам.
Особая история – трансфер Бранислава Ивановича, которого оторвали у «Спартака». Казалось, что даже если он уже не тянет уровень «Челси» и не может постоянно бегать в атаку по правому краю, то хотя бы сможет стать самым надежным центральным защитником в команде РФПЛ. В итоге Иванович привез гол в первой же игре, а под конец сезона Луческу заявил, что самый титулованный и опытный игрок «Зенита» не понимает игру команды.
Новый стадион – подстава
«Мы упустили Лигу чемпионов в игре с «Тереком», на невероятно тяжелом поле», – сказал на днях Луческу. Соглашаться с ним сегодня хоть по какому-то вопросу неловко, но тут Луческу без вариантов прав: играть чемпионский матч на газоне, в который футболисты проваливаются по колено, не захотел бы ни один тренер планеты.
«Зенит» заплатил за неспортивное решение, которое не особо хотел принимать. Максим Митрофанов заранее говорил, что клуб предпочел бы в этом сезоне не играть на «Санкт-Петербурге», но надо – потому что Кубок конфедераций, ЧМ приближается, ответственность, все дела. В итоге – новый большой скандал (теперь с газоном), жутко несолидная история с возвращением на «Петровский», потерянная ЛЧ и чемпионство, отданное «Спартаку» в игре на новом стадионе.
Со всеми перессорился
В прошлом сезоне «Зенит» Андре Виллаш-Боаша тоже не попал в Лигу чемпионов – с Халком, Витцелем и Гараем в составе. При этом не было и близко ощущения такого же провала, и виноват в этом именно Мирча Луческу со своими пресс-конференциями.
Перекладывать ответственность на других – важнейшее умение для современного тренера, спросите Моуринью и Гвардиолу. Но вспоминать Рейнгольда? Цитировать Газзаева? Драматично уходить с пресс-конференций? Когда у кого-то конфликт с Комитетом по этике и Комитет по этике в целом прав, что-то явно пошло не так.
Когда Луческу приглашали в Санкт-Петербург, было ясно, что ситуация в «Зените» сложная: три лидера уходят, команду надо перестраивать, побеждать сейчас сложно, нужен тренер, который даст результат на дистанции. Ровно то же самое о румыне сказал Леонид Федун, на днях признавшийся, что обсуждал с ним работу в «Спартаке». «Зенит» ничуть не хуже «Спартака» знал, кто такой Луческу. Увольнять его за то, что он не дал результат в первом сезоне, по идее, нелогично, но тренер сам сжег все мосты, не оставив руководству «Зенита» выбора.
В том же интервью Федун говорил: «Нельзя жить в обществе и быть от него оторванным». За год в Петербурге Мирча Луческу по-максимуму оторвался от общества, поссорившись с игроками, журналистами, судьями, болельщиками и даже Виталием Мутко. Третье место и Лига Европы – плохо, но право на второй сезон в Питере Луческу потерял не только на поле, но и у микрофона.
Что дальше?
После возвращения Сергея Фурсенко в «Зенит» кандидат, по сути, один – Роберто Манчини. С ним уже договорились, контракт подпишут на следующей неделе.
Подходит ли «Зениту» Паулу Соуза?
Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов (1,2); globallookpress.com/Maksim Konstantinov, Zamir Usmanov
в атаке «Зенита» главные – игроки с паспортом РФ: Кокорин, Шатов и Дзюба (плюс Жулиано и стареющий Данни). В атаке «Спартака» главные – иностранцы: Фернандо, Промес и Зе Луиш (плюс Глушаков).
Над тем, что Кокорин главный в атаке Зенита, ржал долго и до слез, но фиг с ним. Почему плюсы расставлены именно так? Почему главными в Зените указаны паспортисты, когда любому понятно, что основные диспетчеры атак - это Данни и Жулиано? И вообще, если бы статья преследовала хоть какие-то иные цели, нежели набрасывание на вентилятор, необходимо было указать, что эти двое взаимно исключаются на поле, и именно из этого происходит львиная доля проблем в атаке - но кого это вообще волнует.
А кто указан в Спартаке? Сюда наверняка набегут чемпионы, вот пусть ответят, кто идет в плюс - Зе Луиш или Глушаков? И сколько голевых и предголевых отдал Фернандо?
Кто лучше, вы понимаете сами.
Я прекрасно понимаю. Я читал блог "Инженерный подход", который работает с аналитикой, а не с количеством просмотров. Там прекрасная статья про лучших распасовщиков, где наглядно показано, как Промес конкурирует с Шатовым, Зе Луиш - с Жулиано, а Фернандо (сюрприз!) с Кришито, которому место в статье вообще не нашлось.
У Зенита огромные проблемы и куча системных ошибок. Но чтобы на них указывать, нужно разбираться в футболе лучше, чем люди, которые их совершают.
Давайте посмотрим. У "Спартака" пришли Самедов, Адриано, Джикия, Селихов, Тигиев.
Селихов и Тигиев взяты на перспективу с учётом российского паспорта на позиции, где были твёрдые игроки основы Ребров с Ещенко и конкуренты Песьяков с Маурисио. На данный момент оценивать трансферы Селихова и Тигиева как провальные - глупость.
Самедов взят с учётом ухода Ромуло на конкретную позицию по ситуации (при необходимости насытить "опорку" туда переходит Зобнин, а на край выходит Самедов). Три победных гола. Трансфер себя оправдал.
Адриано - второй после Зе Луиша чистый форвард. Травма вмешалась, но голы "Краснодару" и ЦСКА позволяют считать трансфер оправданным.
Джикия - молодой игрок с российским паспортом становится за короткий срок основным ЦЗ. Это просто удача и попадание в "десятку".
Так что зимние трансферы "Спартака" можно считать провальными только глядя на мир через голубые очки.