Динамо Ставрополь. Чемпионат России-94. Первый круг
В очередной части футбольно-исторического повествования вы можете узнать об особенностях советского туризма, о пользе медлительности технического прогресса для Сергея Фурсенко и о двух всероссийских рекордах ставропольского клуба. Подробнее - под катом
Задачи на сезон
Неуместный оптимизм динамовского руководства материализовался в формировании задач на сезон. Место в восьмерке! Что побудило заявлять такие задачи в клубе, который в прошлом сезоне долго боролся за выживание, а годом ранее – вообще чудом уцелел, в клубе, который перед стартом сезона лишился лучшего защитника и абсолютно не усилился, современной науке неизвестно.
Предсезонка, как и в предыдущие годы, с учетом скромных бюджетных вливаний, проходила большей частью на полях Отчизны (первый и второй сборы – в Кисловодске), а под конец руководство разорялось на Балканский полуостров (годом ранее – Болгария, сейчас – Хорватия).
Потери и приобретения
Два – туда, два – сюда. Ключевая потеря – уход защитника Сергея Шестакова. Ветеран польстился на тольяттинскую зарплату и ушёл в вышедшую в элиту Ладу. Подробнее о выступлении Лады можно прочитать в первых записях блога. Руководство поступка защитника не поняло и скомандовало местной прессе, которая громыхнула вослед уходящему защитнику залпом отборных какашек. Ажиотаж, в общем, нездоровый поднялся. Конечно, рядом с относительно недавним переходом под кодом «23/34» тот ажиотаж и рядом не стоял, но для провинции середины 90-х весьма нехило получилось. Тоже, кстати, звучали лозунги «Иуда!» и т.п. Что интересно, когда петух клюнет, Шестакова, переставшего быть нужным Ладе, оперативно вернут назад. Хоть и Иудушка, зато свой!
Кроме того, в Нижний Новгород отправился Владимир Суший, проигравший конкуренцию в атаке Корнееву и Осипову.
Приобретений было также два. Восполнить потерю игрока обороны был призван воспитанник грозненского футбола Александр Бондарь. Начинал защитник играть в «Тереке» у Александра Тарханова, а перед приходом в Динамо пару месяцев провел на земле Обетованной – во втором дивизионе Израиля. Основной специализацией Бондаря была игра последним защитником, а Зименкова не совсем удовлетворяла игра на этой позиции. Поэтому новоявленному либеро быстро предоставили в собственность жилье, в котором кстати семья Бондаря обосновалась на долгие годы, даже когда Александр уже покинул клуб, семья оставалась жить в Ставрополе.
На замену Сушию Зименков пригласил молодого форварда Дмитрия Кудинова, забившего в том же грозненском Тереке за 2 сезона 19 мячей в первой лиге.
Селекция в рамках поставленных перед командой задач весьма сомнительная получилась.
Были и приобретения, как говорится, на перспективу: из Кисловодска по традиции взяли голкипера – 18-летнего Сергея Козко, а из черкесского Нарта – 17-летнего Студзинского.
Динамо перед сезоном-94.
По устоявшейся традиции турнир начался для динамовцем матчем с грандом. На этот раз в Ставрополь приехал столичный Спартак. Это был перенесенный из-за участия москвичей в Лиге Чемпионов матч 5 тура, которому выпало открывать чемпионат. Уже который год весна на юг России не спешила. Всю ночь перед матчем шёл мокрый снег, наутро термометр застыл на отметке «минус пять» по Цельсию. К счастью, современная наука не продвинулась хоть сколько-нибудь в попытках создать машину времени и у господина Фурсенко нет ни малейшего шанса оказаться в Ставрополе ранней весной 1994 года. В противном случае горячие призывы футбольного функционера играть в футбол в конце февраля - начале марта вряд ли нашли бы отклик в душах футболистов и зрителей и вполне могли навредить его репутации и прочим частям тела.
Спартаковцы за три дня до этого дали в Лужниках бой Барсе с Ромарио, Стоичковым и Куманом-старшим и, по мнению футбольного Бога, явно нуждались в шоковой терапии, дабы совсем почву под ногами не потерять. Способом возврата на грешную землю, помимо погоды, была избрана ставропольская гостиница «Турист». Сие учреждение славилось не одним воспитанным поколением советских туристов, которые, как известно, могли выживать месяцами в тайге, обладая лишь компасом, спичками и книжкой «История КПСС» сигаретами «Полет». Отопление в гостинице отсутствовало, как, впрочем, туалетная бумага и мыло.
Тем не менее, этот прискорбный факт не помешал «грязным отморозкам» из Москвы (а как ещё прикажете называть немытых замерзших футболистов?) огорчить ставропольских соперников и зрителей, которых в мороз собралось посмотреть вживую на гранда аж семь с половиной тысяч. Уже к 15 минуте Спартак забил 2 мяча, оба усилиями Ледяхова после передач Цымбаларя и Бесчастных, после чего москвичи принялись активно решать задачу неполучения травм на льду ставропольского стадиона «Динамо». Оставшаяся часть матча включила в себя гол Сергея Маслова в ворота чемпиона, который лишь несколько подсластил поражение – реальных шансов отыграться у подопечных Зименкова не было.
Следующий матч - с тольяттинской Ладой – ознаменовался для бело-голубых первым удалением (заработал его капитан Ушаков) и первой победой (оставшись в меньшинстве, динамовцы не скисли и дожал волжан -1:0). В дальнейшем, кстати, недостатка в удалениях у Ставрополя не будет, чего не скажешь о победах. Во всяком случае эта стала единственной на следующие 5 месяцев.
Тем не менее, вначале все было не так плохо. В следующих 9 матчах Динамо, привыкшее стартовать за упокой, сделало 7 ничьих и потерпело 2 поражения. Пропускали мало, забивали ещё меньше – разница мячей – 3/5. Никак не шло у нападающих -герои прошлого турнира Гаглоев и Корнеев забили на двоих лишь 1 гол, «сдулся» Осипов, потихоньку теснимый из состава Сергеем Масловым, новичок Кудинов много боролся, но забить не мог и он.
Анатолий Пата. Он был первым!
Из перечисленных матчей имеет смысл выделить два. В гостевом матче с Ротором подвиг совершил вратарь ставропольцев Пата, последовательно отразив два пенальти – от Нидергауса на 49-ой минуте и от Веретенникова на 66-ой. Лезем в справочники и выясняем, что Анатолий Пата стал первым вратарем, отразившим два пенальти в одном матче в чемпионатах России. Следующим стнет Вениамин Мандрыкин... Воспользуемся случаем и пожелаем здоровья Вениамину, а со всем остальным пусть суд разбирается, да и не наше это дело. А в волгоградском матче Нидергаус в дальнейшем Пату все же пробил, но с игры. В итоге 1:1, харАктерная такая гостевая ничья.
В следующем туре Динамо принимало Торпедо, для которых с момента распада союзного чемпионата исполняло роль Бабая для маленьких детей (4 победы в 4-ех матчах). Однако, в этот раз автозаводцы, если и испугались, то лишь в самом начале, когда от испуга снесли в своей штрафной форварда хозяев. Корнеев, забивавший в 93-ем отовсюду, год спустя не попал в ворота с 11 метров (не везёт – так не везет!), после чего торпедовцы, увидев, что в этот день бело-голубые не так страшны, провел пару опасных атак. «Как это так? Нас, и не боятся?», - наверняка подумали южане, привыкшие за 2 года регулярно чехвостить автозаводцев. Голами запугать не удалось, пришлось прибегать к крайним мерам – физическому насилию, что, в целом, ставропольцам никогда не было свойственно. В первом тайме красную получает вчерашний герой Анатолий Пата, под конец матча аналогичная награда находит другого грубияна – всё того же капитана Ушакова. На динамовское счастье москвичи рады и очку (первое, как-никак) и матч завершается достаточно мирно- 0:0. Снова лезем в справочники и выясняем, что Динамо стало первой командой чемпионатов России, оставшейся по ходу матча вдевятером. А торпедовцы, в свою очередь, наконец-то изжили в себе «ставропольский комплекс», что довольно скоро будет иметь для Динамо пренеприятнейшие последствия.
Первый ощутимый провал произошел в мае в Екатеринбурге. Местному Уралмашу удался быстрый гол, затем ещё один, а пенальти в самом начале второго тайма перечеркнул все надежды Динамо на приемлемый результат. В итоге - удаление Горбачёва и 0:4 после финального свистка. Быстро отойти от столь чувствительного удара ставропольцам не удалось. Более того, как это часто бывает, пропустив удар, боец несколько поплыл и вдогонку нахватал ещё несколько. В домашнем матче с нижегородцами Динамо полностью контролировало матч, да вот забить никак не получалось. Зато вышедший у Локо на замену Моисеев отличился первым же касанием, а спустя несколько минут удвоил результат. Домашние 0:2 при полном территориальном преимуществе – это уже был нокдаун.
В оставшихся двух матчах побед также добиться не удалось – 1:1 в Тюмени (результативная ошибка Паты) и аналогичный счет дома с Камазом.
После этой игры, подведшей черту под первым кругом, в ЧР-1994 начался перерыв на американский мундиаль.
Положение в таблице, как видим, малоприятное, но не фатальное, особенно если учесть, какие отрывы удавалось Динамо ликвидировать в прошлых чемпионатах. Однако, формально команда далека от намеченной цели – место в восьмерке, и вскоре команду ждут большие перемены.
Подробнее об этом – в следующем посте.
Вы забыли Илью Близнюка. 2005, 13-й тур, Динамо-Томь, Илья взял пенальти Данни и Жорже Рибейро