Кокорин падает на дно. Почему?
Карьера бывшего главного русского форварда зашла в тупик.
Время признать: перезапуск карьеры Александра Кокорина в «Зените» не удался. Его статистика – 6 голов в премьер-лиге за полтора сезона. Его статус – игрок основы, но любому очевидно, что это вопрос лимита. На днях стало известно: сборная России не берет Кокорина на Кубок конфедераций. Дело тут явно не в том, что крутых русских футболистов слишком много и Черчесов может кого-то скинуть просто так.
Несколько месяцев назад казалось, что приводить Кокорина в чувство взялся весь Петербург. Сначала – критикой, как Геннадий Орлов, после провала «Зенита» в Лиге Европы выступивший: «Кокорин вообще себя уважает?» Потом – словами поддержки: когда случился инцидент с выездом на встречку, за игрока заступились Данни, Кержаков, «Зенит» и много кто еще.
Однако к концу сезона о Кокорине стали говорить будто в прошедшем времени. Мирча Луческу публично обвинил игрока в непрофессионализме, сказав, что Александр по таланту как Промес, но с отношением к делу проблемы. Тема девятки «Зенита» в итоге так достала румына, что он начал уходить с пресс-конференций при одном только упоминании фамилии Кокорина (первый раз – в марте, перед игрой с ЦСКА, второй раз – после игры с «Краснодаром»). Орлов, усердно защищавший Кокорина после вечеринки в Монако и истории с грубым нарушением правил ПДД, отрекся от игрока: «Похоже, это потолок Кокорина. Ментальность уже не поменяешь. Ему же не 18 и не 20 лет. Кокорин долго ходил в способных и в итоге так в способных и остался».
Опрос Sports.ru показал, как к Кокорину относятся все остальные.
Sports.ru спросил людей, неравнодушных к Кокорину, что происходит с карьерой когда-то главного нападающего России.
Сергей Силкин, бывший главный тренер «Динамо» – в интервью Sports.ru
– У Кокорина упал уровень мотивации. Чтобы играть на этом уровне, нужно огромное старание и желание. Защитников переиграть не так просто, тем более сейчас обороны достаточно насыщенные. А Саше нужен простор. Он пришел в команду, где были ведущие иностранные игроки. Он зависимый нападающий, нужно [у кого-то из партнеров] умение отдать последнюю передачу.
Но основное – снижение мотивации. Это видно. В «Динамо» он даже после моего ухода был ведущим игроком, забивал решающие мячи, приносил команде очки. Сейчас мы забыли, когда у него голевая серия была. Большой клуб, большой контракт. Наверное, человек посчитал, что всего достиг.
Он умеет. У него очень хорошие качества, но если он их не проявляет, то и играет как не в своей тарелке. В «Динамо» я видел талантливого молодого парня, которому необходимо на поле быть. Я его использовал с левой стороны, в итоге это ему пригодилось для опыта. Понятно, что он нападающий.
Непопадание в состав на Кубок конфедераций – это ему щелчок по носу, что место в сборной никому не зарезервировано. Чтобы подстегнуть его самолюбие, заставить более сконцентрировано, более серьезно относиться к футболу. Так, как он провел этот сезон…. Тренер посчитал, что он игру не усилит, даже если будет в запасе.
Дмитрий Иванов, бывший гендиректор «Динамо» – в интервью Sports.ru
– Кокорин не попал на Кубок конфедераций.
– У меня много резких слов по поводу его непопадания на Кубок конфедераций. То, что с Сашей сейчас происходит, в моем понимании выглядит откровенной охотой на ведьм. Даже если в этом году у него не сложился сезон, я слабо представляю, что он был бы лишним в этом списке. На его позиции полтора человека: Самедов и Канунников. А главный тренер не берет его и Шатова, двух людей, которые явно не помешали бы. Фланговых игроков атаки у нас просто нет.
– Каким вы его помните?
– Саша каким был человеком, таким и остался. Он пришел в «Динамо» совсем юным спортсменом. Ему было лет 16. Он всегда был по-спортивному настроен на тренировки и работу. И всегда на тренировках он показывал очень высокий уровень. Это не лучшая его особенность: в тренировочном процессе он выглядит гораздо ярче, чем во время соревнований. Может, это психологическое, может что-то еще, но ему очень легко дается тренировочный процесс, чудеса творит.
Динамовские болельщики понимали, что он может стать основой команды. Но потом они зачем-то начали обращать внимание на детали, которые однозначно того не требовали. Например, история про красные бутсы. Про фотографии в соцсетях. У него в 2010-м, насколько я помню, не пошла игра, где-то не забил пару голов – и отношения с болельщиками разладились.
– В чем проблема Кокорина? Он непрофессионален?
– Вспомните, чтобы кто-то, кроме Луческу, говорил: «Мне не нравится, как Кокорин тренируется». Такого не было. Думаю, это недопонимание с Луческу. Либо это оправдание не очень удачного сезона «Зенита».
Беда Саши в том, что он универсальный игрок, и этим, конечно, беззастенчиво пользуются тренеры, закрывая слабые зоны своих команд. Он давно и неуспешно ушел с первой линии атаки на фланг. Я по-прежнему считаю, что это не его место. Но он терпеливо выполняет задачи нескольких тренеров подряд. Роптать, встать в позу, выяснять отношения – это не его черта характера. Заметили, что он никогда ни с кем не ругается на поле? Ни с судьями, ни с соперниками? Он не скандальный по своей сути.
И при этом умудряется постоянно в эти скандалы влипать. Но в основном, это следствие неаккуратного обращения с технологиями XXI века. Это когда-то казалось развлечением, но потом все эти соцсети сработали против него. Я знаю два-три поколения игроков, и Саша не войдет даже в сотню тех футболистов, которые чудили по-настоящему. Просто время было другое. Ты не публиковал фотографии, тебя из-за угла не могли сфотографировать. То, что видит рядовой болельщик – это не Саша. Никогда он таким не был.
Если разобраться, что ему инкриминируют? Это же смешные вещи! Фото с дорогими машинами? Фото из отпусков? Они у всех есть. Наехал на встречную полосу? За это он несет административное наказание, его лишили прав. Он не женится, не разводится, не судится, у него нет реального скандала в жизни. Он вообще никогда не нарывается на скандал, нигде не встревает в разборку, не пытается давить на публику, ругаться с журналистами, которые максимально раскручивают все его подвиги.
– Его испортили деньги?
– Будем откровенны: большие деньги не могут не иметь влияния на поступки, реакции, отношение человека. Деньги – испытание. Очень молодым ребятам нужно это пройти, скажем так – перетерпеть эти доходы. С большими деньгами приходит большое давление. К сожалению, я не вижу ни от кого поддержки – ни от тренера клуба, ни от тренера сборной. Все давно поняли, что к истории с гимном парни отношения не имели. Какие-то люди – в том числе облеченные властью – испытывают желание оттоптаться на истории с гимном. Но что меня особенно задевает – никто из товарищей по сборной реально и публично не вступился за него. Вы лучше, чем кто-либо знаете Сашу. Где ваша поддержка?
Саша настоящий футболист и настоящий спортсмен. И если у него в футболе что-то не получается, я уверен: это не может приносить ему удовольствие. Да, не задался сезон, есть определенный спад. Но то, что происходит вокруг него, в том числе в сборной, это несправедливо. Как минимум, он должен был попадать в расширенный список. И даже если бы тренер впоследствии не включил его в окончательный список 23-х – логики и разума в этом было бы куда больше.
Александр Шпрыгин, бывший лидер фан-движения «Динамо» – в интервью Sports.ru:
– Я лично помню его с момента, как он был в дубле «Динамо». За Восточной трибуной стадиона был клуб болельщиков «Динамо», 2007-2008-й, они к нам приходили, сидели у нас на диванчике: Шунин, Кокорин, Смолов. На них возлагали большие надежды, это были восходящие звезды. Болельщики к молодым ребятам относились хорошо еще и потому что они были из своей школы, за дубль играли. Они тогда были весьма скромными ребятами, с радостью общались с фанатами. Я общался с тогдашним гендиректором Дмитрием Ивановым, он говорил про Смолова и Кокорина: «Посмотришь, эти ребята далеко пойдут».
Конечно, болельщикам не нравился переход Кокорина в «Анжи». Но это не был настолько яркий переход, чтобы заставить возненавидеть игрока. Условно тот же переход Данни в «Зенит», хоть и рекордный по деньгам, был гораздо более болезненным. И то Данни простили со временем, хотя сначала чуть ли не Иудой называли.
Все эти истории с Кокориным связаны с ним как с ключевым игроком сборной – с «Динамо» в меньшей степени. Сборная России имеет больше внимания и популярности, чем «Динамо». После той же истории про Монте-Карло на него смотрели как на игрока сборной, только что провалившей Евро. Антагонизм в адрес игрока – не конкретно Саши – чаще происходит после перехода к заядлому сопернику. И второй момент – когда переход сопровождается какими-то ненужными комментариями со стороны игрока. Либо, что тоже часто бывает, подливанием масла в огонь через соцсети. Инстаграм Саши был раздражителем, хотя я не думаю, что он его сделал, чтобы позлить аудиторию. Потом, я так понимаю, он повзрослел, с ним провели беседы, сейчас он появляется в инстаграме предельно редко и с общими фотографиями. А вот, допустим, в 2014 году сборная в Бразилии позорно выступила, а он скидывает фотографию, как летит на частном бизнес-джете, «мы домой летим». Конечно, такое провоцировало, но не думаю, что он это делал умышленно. Это было в силу возраста. Каждый понимает это потом.
Я до сих пор считаю, что если бы Кокорин и Смолов играли в «Динамо», то к ним было бы хорошее отношение, а «Динамо», возможно, сейчас бы не играло в ФНЛ. Тот период, когда на Кокорине была футболка «Динамо» – я считаю, было много хорошего. Если когда-то на стадионах, в подтрибунном помещении, когда я на сборную прилетал, он видел меня, то улыбался, здоровался.
Он не из тех людей, кто словил звезду или сошел с ума. Он не надел корону.
Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов (1,4); Gettyimages.ru/Kirill Kudryavtsev/EuroFootball; РИА Новости/Михаил Киреев; instagram.com/kokorin9 (5,7); РИА Новости/Владимир Федоренко
Это не оправдание, это его главная проблема, над которой должен работать и он, и тренер.