14 мин.

«Тренеру пришлось обезвреживать бомбу на Бридже, спецслужбы были заняты». О роли Челси в годы Второй Мировой

1

Сезон 1939/1940 стартовал 26 августа. Но люди чувствовали, что наблюдают непривычную для себя игру. Чувствовалась неизбежность приближающейся войны.

Под руководством нового тренера Билли Биррелла команда готовилась перейти к новому этапу в собственной истории. Dundee Courier писал: "В отстутствие Арсенала именно Челси готовится занять трон британской футбольной столицы". Одним из факторов, за счет которых планировалось выйти на принципиально иной уровень игры, считалось подписание Джо Пейна и Джимми Аргью в январе 1939-ого.

Все та же газета, но уже в августе, писала: "Именно Челси сейчас является главным претендентом на звание лучшей команды года. Хотя, быть может, в этом заявлении слишком много оптимизма, связанного с глобальным переустройством работы на Стэмфорд Бридж". Под "переустройством" подразумевались приглашение нового тренера и изменения в тренировочном процессе.

Сезон начался со внушительной победы со счетом 3-2 над Болтоном на Бридже. За игрой наблюдали 35 000 зрителей. Уже спустя четыре дня был отдан первый указ об эвакуации детей из Лондона. Днем позже был сыгран матч против Манчестер Юнайтед, завершившийся ничьей 1-1 в присутствии 15 000 человек. На улицах города уже были размещены резервуары с водой, витрины магазинов начинали укрепляться, повсюду стали появляться противогазы.

2 сентября игры начинались уже после известия о том, что немецкие войска вторглись в Польшу. В результате суммарная посещаемость упала с 600 000 до 380 000 людей. В Ливерпуле всего 12 000 зрителей наблюдали за первым поражением Челси в сезоне. Восемь футболистов мерсисайдской команды смогли выйти на поле исключительно потому, что товарищи по службе согласились их подстраховать и выполнить за них определенные обязанности.

На следующий день, 3 сентября 1939 года, в 11:15 по лондонскому времени британский премьер-министр Невилл Чемберлен объявил о военном положении между Великобританией и Германией.

В понедельник, 4 сентября, улицы района Челси впервые услышали пожарную тревогу. В этот момент в регистрационной службе на Кингс Роуд проходила свадебная церемония. Первые 10 минут супружеской жизни пара провела в приюте под ратушей в окружении абсолютно незнакомых людей.

Как и многие другие аспекты жизни англичан, война не обошла футбол стороной.

Экстренное совещание комитета Футбольной Лиги пришло к отмене сезона 1939/1940. Клубы должны были продолжать выплачивать своим футболистам зарплаты только до 6 сентября. Необходимо стало возместить убытки владельцам сезонных абонементов. Уже сыгранные матчи теряли свой официальный статус.

По факту с 8 сентября футболисты потеряли свою работу, пусть даже комитет вскоре разрешил платить подписанным игрокам 1,50 фунтов в неделю, но безо всяких бонусов. Периодически ПФА добивалась увеличения окладов.

Послевоенная публикация от ФА под названием "Победа как цель: вклад футбола в войну 1939-1945" гласила о том, что с 3 сентября 1939 года и до окончания военных действий "к армии Великобритании присоединились 91 футболист Вулверхэмптона, 76 - Ливерпуля, 65 - Хаддерсфилда, 63 - Лестера, 62 - Чарльтона, 55 - из Престона, 52 - из Бернли, 50 - из Шеффилда, 44 - из Челси".

8 сентября Билли Биррелл заявил: "Наш футбольный клуб временно приостановил собственную деятельность с надеждой на то, что вскоре игра в том или ином проявлении будет разрешена. Думаю, правительство заинтересовано в том, чтобы у народа был способ досуга, позволяющий абстрагироваться от суровой военной реальности, так что вполне возможно, что вскоре этот запрет ждут послабления".

Поначалу выход был найден в товарищеских матчах, но их посещаемость оказалась слишком скромной. Так было решено начать проводить военные турниры, практика проведения которых была знакома британцам еще с Первой Мировой. 3 октября 1939 года 11 профессиональных клубов из Лондона решили организовать собственный турнир под эгидой столичной футбольной организации.

Были сформированы две группы: группа А, в составе которой оказались Челси, Арсенал, Брентфорд, Чарльтон, Тоттенхэм и Вест Хэм, и группа Б, где выступали Альдершот, Брайтон, Клэптон, Кристал Пэлас, КПР, Рединг, Саутэнд и Уотфорд. Помимо всего прочего, командам было удобно перемещаться между стадионами; короткие переезды позволяли возвращаться к себе на базу прямиком в день игры на выезде. Среднестатистическая посещаемость стабильно переваливала цифру в 8 000 человек.

С 21 октября практически все из 88 профессиональных футбольных команд Великобритании стали принимать участие в локальных соревнованиях. Некоторые матчи даже освещались BBC, а затем распространялись по всей Европе благодаря радио.

Тем не менее, некоторые работники футбольной структуры предпочли стать членами армии или помогать ей в тылу. Так, например, многие стали членами Полицейского резерва, а кто-то, в свою очередь, пошел работать на завод. Некоторые решили дожидаться непосредственно повестки в армию.

"Лишь некоторая часть футболистов, начинавших сезон в составе команды, теперь может быть интересна другим клубам", - писалось в клубной хронике 30 сентября 1939 года. "Остальная часть присоединилась к Полицейскому резерву еще 12 месяцев назад. Теперь они: Александер, Барбер, Буканэн, Берджс, Фосс, Гриффитс, Хэнсон, Джексон, Миллс, О'Хэйр, Пейн, Сальмонд, Шерборн, Смейл, Смит, Спенс, Теннант, Вокс, Уэвер и Вудли - вызываются в состав команды только в случае крайней необходимости".

"Бидуэлл и Мэйс вступили в Вооруженные Силы Его Величества. Аргью, Уайт, Килпатрик, МакМиллан и Крейтон вернулись домой, в Шотландию. Митчелл отправился к семье в Ирландию. Джеймс - в Уэльс. Смит, арендованный у Порт Вейла, вернулся в свою команду, чтобы в ее составе дождаться призывного возраста для вступления в армейские ряды".

4 мая 1940 года Picture Post опубликовал заметку о Джордже Барбере: "Барбер, футболист Челси, определенно будет востребован в военные годы, ведь он может работать сразу в четырех местах: футболистом, парикмахером, полицейским и художником-мультпликатором".

Вскоре каждый парень, не достигший 23-летнего возраста, был призван в государственную армию. С новыми и новыми бомбардировками война становилась все ближе и ближе к Лондону, так что спрос на работоспособных новичков был крайне велик. Стадион Арсенала Хайбери был реквизирован, так что команде пришлось делить Уайт Харт Лейн с Тоттенхэмом. Стэмфорд Бридж также оставался открытым для любого решения относительно собственного будущего.

В феврале 1940 команда HMS Exeter была приглашена на Бридж посмотреть игру против Тоттенхэма. Именно эта команда одолела немецкий крейсер "Адмирал граф Шпее" в Битве у Ла-Платы в первом крупном морском сражении Второй Мировой Войны.

Позже билетами на матчи Челси снабдили и итальянских военнопленных, заполнявших практически весь западный Лондон. Возможно, это одна из причин, по которой позже установится столь тесная связь мигрантов из Италии со структурой клуба.

1

В первые дни войны домовладельцам было предложено дополнительно держать у себя ведра с песком и водой, а также несколько насосов со стремянками, чтобы в случае чего бороться с возгораниями на крышах собственных домов. Стоит отметить, что Челси внес свой неоценимый вклад в защиту от бомбардировок; на стадионе были установлены специальные точки отслеживания немецких самолетов в воздухе. В военное время ходила такая легенда: как-то раз школьники спросили у старших, что делать, если они заметят в воздухе чужой самолет. "Бежать к стадиону Арсенала", - ответили они.

В период с 7 сентября 1940 по 21 мая 1941 продолжался так называемый "Лондонский блиц" - серия наиболее ожесточенных бомбардировок столицы Лондона силами Люфтваффе. Спустя 5 дней после начала бомбардировок на поле Бриджа обнаружили зажигательное устройство - не последнее, оказавшееся внутри стадиона.

Как-то раз Биллу Бирреллу сообщили о нахождении на территории стадиона неразорвавшейся бомбы. Биррелл тут же обратился за помощью в соответствующую службу, однако ответ был прост и ясен: "Вам придется подождать, мы невероятно заняты". Оно и понятно. Случилось все это в день матча, перенести который было невозможно из финансовых соображений. Бирреллу пришлось самостоятельно обезвредить взрывное устройство. А вот вингеру Сэму Уэверу повезло не так сильно: в январе 1941 года он был ранен в попытках обезвредить устройство, оказавшееся в его доме.

Уже в мирное время городской совет Лондона опубликовал карты бомбардировок, из которых стало ясно: немецкие бомбардировщики могли еще пару раз серьезно навредить стадиону Челси, но промахнулись. Позже на вооружении у немецких военных появились еще более мощные бомбы V1 и V2. Одна из таких разорвалась всего в паре сотен ярдов от Стэмфорд Бриджа, в результате чего была частично разрушена Западная Больница.

Район, располагающийся ныне между Стэмфорд Бриджем и ближайшей станцией метро, был полностью разрушен. И даже дом на Фулхэм Роуд 428 крайне пострадал от бомбардировок, пускай даже впоследствии был восстановлен - а это уже совсем близко к стадиону Челси.

Железнодорожная станция на Уонтон Роуд, куда традиционно прибывали будущие соперники Челси перед матчем, была затоплена еще в начале июня, когда сюда эвакуировали военные части, блокированные у Дюнкеркского порта. Спустя пару месяцев на станцию упала бомба, результатом стало полное уничтожение. Теперь на ее месте располагается многоквартирный дом.

Вниз по Темзе была разрушена Старая церковь Челси. Тем не менее, теперь она восстановленна.

1

С одной стороны, расстраивает тот факт, что результаты локальных соревнований не были засчитаны в качестве официальных. 27 ноября 1943 года Челси одолел КПР со счетом 11-2 в одном из первых матчей между командами. Один из репортеров с матча писал: "Защита КПР буквально рассыпалась под натиском мощнейшего нападения Челси. Джо Пейн и Уилли Фэган были настоящими убийцами у чужих ворот: каждый забил в свой актив по 4 забитых мяча".

Вместе с тем Биррелл стал продумывать план действий на послевоенное время. В октябре 1944 он предположил, что у каждого футболиста должна быть своя дополнительная работа, чтобы хотя бы в будние дни отвлекаться от игры. "После трудовых дней субботнюю игру футболист будет воспринимать намного легче, будет воспринимать ее как возможность расслабиться и отдохнуть", - утверждал тренер. Хотя, в будущем его теория потерпела крах, ведь недостаточно серьезное отношение к собственному делу у футболистов Челси стало проблемой аж на несколько десятилетий.

В итоге после стольких месяцев ожесточенных бомбардировок и оказания сопротивления оным Челси принял участие в двух финалах южного дивизиона Кубка Лиги подряд: в 1944 и 1945 годах.

1

В 1944 году команда впервые за 29 лет вышла в южного дивизиона Кубка Лиги. Газета Lancashire Evening Post писала по этому поводу следующее: "Челси теперь обсуждаем везде, где говорят о футболе. Возможно, Арсенал - самая модная команда современности, но приз зрительских симпатий все равно не за ними".

Наверное, главным событием 4 апреля 1944 года стала, помимо всего прочего, встреча с генералом армии США Дуайтом Эйзенхауэром. Правда, воодушевляющее событие не дало толчок к положительному результату. Челси уступил Чарльтону со счетом 1-3, но уже спустя год, 7 апреля 1945 года, синие в аналогичном финале дивизиона одолели принципиальных соперников, Миллуолл, с итоговым результатом 2-0.

Финал 1944 года привлек внимание рекордного количества зрителей, 85 000 человек. С того матча клуб выручил 26 000 фунтов, 12 000 из которых отправились в правительственную казну. Тем не менее, даже эти внушительные цифры были побиты финалом 1945 года, когда клуб получил 29 000 фунтов, 13 300 из которых были отданы. 13 300 фунтов - самая солидная выручка с футбольного матча по тем временам.

По итогам матча на Уэмбли против Миллуолла обе команды получили по 4 000 фунтов. Каждому футболисту заплатили по 2 фунта.

Что интересно, Челси проводил тот матч в форме красного цвета, а Миллуолл - белого. Просто основным цветом для обеих команд был синий. Перед матчем футболистов приветствовал король Георг VI - известный некогда поклонник Челси. Кроме того, с трибун за матчем наблюдала будущая королева Елизавета II. То был первый футбольный матч, что она посетила вживую.

Утром перед матчем Daily Worker передавал: "Несмотря на то, что Миллуолл занял счастливую раздевалку №1, сегодня все идет в пользу Челси. Их защита выглядит лучше, нападение готово выигрывать матчи, а вингеры, от которых в футболе традиционно зависит очень многое, крайне опытны и хорошо подготовлены".

"С другой стороны," - продолжал репортер, "Челси - это... Это попросту Челси. Год назад они считались фаворитами своего противостояния, вели в счете, штурмовали ворота Чарльтона, но лишь 5 минут отделили их от заветной победы". Несмотря на то, что защита Челси за год не изменилась, результат поменялся кардинально.

В составе команды выступали Джонни Харрис, Джордж Уордл, Дэнни Уинтер, Иан Блэк, Джордж Хардуик, Джон Макдональд, Ли Гулден и Лес Смит были дебютантами. Макдональд и Уордл обеспечили Челси победу со счетом 2-0. Трофей, ставший заслуженным итогом того матча, до сих пор хранится в клубном музее.

***

Спустя месяц после финала-1945 подошли к концу пять с половиной лет изнурявшей войны. С "I Love a Soldier" и "Old Mother Reilly Captures a Quisling" на экранах кинотеатров мир стал отмечать День Победы.

В полночь раздались раскаты грома в небе над Лондоном - прямо как в тот вечер, когда Чемберлен объявил войну. The Guardian писал: "Сегодня было спокойно, пили мало. Не так, как в 1918-м. В центре Лондона вы могли стать свидетелем довольно характерной сцены: группа людей пела и танцевала прямо посреди тротуара, ни к кому не приставая, счастливо участвуя во всеобщем наслаждении".

Спустя пару месяцев, в ноябре, в Лондон приехала команда московского Динамо. Матч против Челси стал отправной точкой футбольного тура команды по Великобритании.

1

***

Конечно, самая популярная история, связанная с Челси и Великой Отечественной Войной, посвящена легендарному матчу против московского Динамо на Стэмфорд Бридже.

Вторая Мировая постепенно подходила к концу. Профессиональный футбол был заброшен еще в 1939 году, но теперь, когда кровопролитные годы подходили к концу, необходимо было поднять дух населения планеты. Так в знак окончания темных лет был организован спортивный тур московского Динамо, самой сильной команды СССР того времени, по Великобритании.

Первым соперником динамовцев в рамках тура стал лондонский Челси.

Годы отсутствия привычного для британцев футбола породили невероятно высокий интерес к матчу. Люди заполняли арену буквально любыми возможными способами. Официальная цифра в графе "посещаемость" того матча - 74 496 зрителей, но в связи с тем, что игру вживую наблюдали как те, кто немыслимым образом умудрились пробраться непосредственно к полю, как те, кто наблюдали за футболом с крыш трибун, так и те, кто смотрел на поле Бриджа из соседних зданий, фактическая посещаемость игры остановилась на 100 000-120 000 зрителей.

ёОбе команды всеми силами пытались усилиться перед игрой, дабы не ударить в грязь лицом. Всего за неделю до игры из Эвертона был выписан один из наиболее знаковых британских нападающих эпохи - Томми Лоутон. За него Челси отдал рекордные по тем временам 11 500 фунтов. В свою очередь, Динамо пригласило в состав знаменитого футболиста ЦСКА Всеволода Боброва.

На матч футболисты московской команды вышли с букетами цветов - это запечатлено на одном из наиболее знаменитых кадров с матча.

Благодаря движению и отличной игре в пас футболисты Динамо захватили преимущество на ранних стадиях игры, но к перерыву в счете вели именно хозяева - 2-0. Сначала Лоутон отобрал мяч у вратаря Алексея Хомича и отдал голевую передачу на Лена Гулдена, а затем Рег Уилльямс забил второй после неудачного выноса защитников Динамо. Вместе с тем гости в первой половине упустили возможность забить с 11-метровой отметки.

Спустя 20 минут после перерыва Динамо отыграло один мяч: Василий Карцев забил мяч с дальней дистанции. Спустя 7 минут с его передачи счет сравнял Евгений Архангельский. Тем не менее, Лоутон сумел вновь вывести Челси вперед сильным ударом головой, но Всеволод Бобров вновь сравнял счет. Гол был засчитан несмотря на офсайд.

Этот матч уже тогда попал в список лучших футбольных матчей, что когда-либо видела футбольная Британия. Трибуны аплодировали динамовцам за потрясающую игру. В свою очередь, московская команда осталась непобедимой и в остальных матчах тура, вернувшись домой со славой настоящих героев и победителей.

Челси 3-3 Динамо

13 ноября 1945 года, 14:30 по лондонскому времени

Голы: Гулден, Уилльямс, Лоутон - Карцев, Архангельский, Бобров.

Челси: Виктор Вудли; Альберт Теннант, Джо Бакуцци, Роберт Расселл, Джон Харрис, Джим Тейлор, Питер Буканан, Рег Уилльямс, Томми Лоутон, Лен Гулден, Джимми Бэйн.

Тренер: Билли Биррелл.

Динамо: Алексей Хомич; Всеволод Радикорский, Иван Станкевич, Сергей Блинков, Михаил Семичастный, Леонид Соловьев, Евгений Архангельский, Василий Карцев, Константин Бексов, Всеволод Бобров, Сергей Соловьев.

Тренер: Михаил Якушин.

1

Вот что писали и говорили о памятном матче в прессе: "Динамо невероятно хорош, команда играет примерно на нашем уровне футбола. В составе команды играют невероятно зрелые профессионалы. Существует мнение, что они специально готовились к матчу с Челси, чтобы показаться лучше, чем есть на самом деле. Но это явно не так. Не смогли бы они столько времени выдерживать такую игру, не играй они постоянно на столь высоком уровне. Мне крайне понравилось их комбинирование, но большинство собственных действий они совершают в статике. Порой футболисты Динамо все же кажутся настолько медленными, что можно дальше услышать, как они думают".

А вот репортаж от 1945 года, посвященный приезду Динамо в Лондон:

***

В 1946 году профессиональный футбол полноценно вернулся. Посещаемость тут же побила все предыдущие рекорды. 61 000 зрителей пришла посмотреть на победу Челси над Болтоном со счетом 4-3. Позже 70 000 стали свидетелями кубкового дерби с Арсеналом. Футбол вернулся. Жизнь без войны становилась все лучше и лучше.

Источники: chelseafc.com; thechels.info

Материал подготовлен совместно с:

1