Свершилось. СПАРТАК чемпион
Спартак из города Москва завоевал титул. Спартак чемпион. Свершилось, долгие годы ожидания, уже казавшиеся потраченными напрасно, дали результат. Спартак не знал побед с 2001 года, и как назло мне выпала честь или проклятие следить и переживать за эту команду с 2002 года. Шли годы, не было побед, игра порой заставляла подумывать о суициде, не своём конечно, а тех кто бегал по полю, всё чаще звучали вопросы адресованные самому себе, стоит оно того или нет. Для чего эти мучения. Не одно меня мучения, в том то и шутка, что людей переживающих за красно-белых, миллионы. Откуда они взялись, ещё одна загадка нового тысячелетия. Пару лет назад, я задаваясь этим вопросом в очерке “Удивительный Спартак”, не нашёл ничего иного как религиозное помешательство. Некоторые из тех, кто болеет, никогда не видели или не помнят побед и титулов, а некоторые даже родились после них.
За счёт чего формируется эта армия, влияние семьи, друзей, генетическая память, про огого какой Спартак, громивший суровых иноземных супостатов, эти возведенные в мифологию стеночки и забегания, спартаковский футбол, народная команда и прочее вошедшее в речевой обиход словоблудие. Можно долго искать корни, спорить, не соглашаться, и в конечном итоге сойтись в неоспоримых вещах. За Спартак, несмотря на весь хаос нулевых, болеет если не больше то, как минимум не меньше народу, чем в эпоху доминирования. Хотя по логике два явных лидера последнего десятилетия, должны утереть нос «народной команде», по численности фэндома.
Наталкиваешься на мысль, а может смысл веры в Спартак, и во все атрибуты с ним связанные, есть некая игра от противного. Если большая часть будет следить за сильным и успешным предметом обожания (ЦСКА, Зенит, Реал, Барселона и т.д.), поддаваясь веянием моды. То, другая часть, не пойдёт за толпой, нам нужна истина, вера в миссию, победу которого нужно заслужить, а когда она случиться, то будет более особенной, чем точно такой же успех, других команд.
И когда миссия не приходит, победа ускользает перед носом каждую осень/весну, остаётся лишь вера и вырванные из памяти своей или чужой обрывки светлых дней. А может так и надо, мы же народная команда, а народ всегда в России голоден и жалостлив. Жалеем сирых да убогих, как назвать ещё шестнадцатилетнее существование Спартака. Не удивлюсь если, если с точностью на наоборот, обстояли дела году в 1997, когда, любя и симпатизирую красно/белой машине, поклонники другого футбола желали смены религию, хоть на что-нибудь. Прошло время, попробовали много разных названий и цветов, и красно/синие и бело/голубые и казанская экзотика и даже язычество донское чуть было не приняли. Пора попробовать проверенное лекарство.
Несмотря на всю радость, переполняющую миллионы людей и меня в том, числе, не проходит бесследно, такой простой. Когда то чего сильно ждешь, наступает, возникает вопрос, а что дальше, опять ждать, или так будет всегда. Даже страшно немного, получается, исчезла некая постоянная величина, на которую можно было равняться как эталон, ссылаться как на авторитет и даже необидно пошутить. Теперь последователи красно-белой веры такие же, как все, и не ощутить себя особенными. Ну и слава футболу.