Крест российского футбола
Вчера после 9 лет ожиданий Зенит все-таки провел свой первый матч на новом стадионе на Крестовском острове. Безусловно, это должно было стать праздником для болельщиков Зенита, ведь клуб получил новую арену с повышенной вместимостью, "Петровский" с его 20 тысячами слишком мал для единственной команды пятимиллионного города. И самое главное, предполагалось, что наконец-то пропадут поводы для шуток по поводу сроков, стоимости и качества строительства новой арены. Праздник прошел, и теперь, утром следующего дня, самое время вспомнить и разобрать основные моменты.
Для начала давайте о том, в честь кого праздник устраивали - новый стадион. Шуток не убавилось, более того, их стало больше, потому что к ним добавились шутки о газоне. Разбирать и пересказывать их нет никакого желания, поскольку все это выглядит как анекдот про тещу. Конечно же, все шутки имеют под собой реальное обоснование, и строители стадиона их заслужили в полной мере, но честно, они так надоели за эти годы, особенно с момента, когда Спартак закончил строительство "Открытие-Арена". О чем здесь говорить, если в прошлом году про стадион шутили даже в КВН, более яркого показателя их неактуальности и вторичности не найти. Тем не менее, вчера все накопленные за время строительства запасы юмора вновь были обрушены на нас стремительным домкратом.
Если же кто-то скажет, что это и не шутки вовсе, а возмущение тем, что происходит, то у меня сразу возникнет ровно один вопрос: а почему за 9 (девять) лет это возмущение проснулось только 22 апреля 2017 года? Собственно, этот вопрос я и сам себе задаю, почему за 9 лет не нашлось ни одного человека, который бы просто написал в Смольный запрос о проводимых проверках обоснованности и целевого расходования бюджетных средств при строительстве нового стадиона (да, и почему это не сделал я в том числе). Сроки строительства переносились - а мы шутили, стоимость стадиона росла - а мы смеялись и удивлялись, почему в качестве отговорки строители не ссылаются на Исаакиевский собор, который возводили 40 лет. В итоге все получилось как и должно было быть, сначала смеялись одни, теперь радуются другие.
Кстати, по поводу радости. Установка, что надо надеть намордники и радоваться чувствовалась в репортаже МатчТВ постоянно, особенно тяжело было слушать предматчевую часть. Чтобы понять разницу, найдите репортаж открытия стадиона Краснодара, где радость и восторг от новой арены были неподдельными. Но предъявлять претензии к комментаторам, которые работали вчера, я не хочу. Во-первых, как известно, у них ипотеки и кредиты, они должны исполнять полученную установку. Во-вторых, тяжеловато вообще радоваться в таком антураже.
В начале сезона твиттер Зенита высмеивал презентацию новой формы Ростова, ну что же, теперь перед нами образец из Палаты Мер и Весов, как не надо проводить открытие стадиона. Просто гениальная идея продавать билеты на нижний ярус, тем самым сделав Петровский-2, привела к тому, что матч смотрелся как будто Зенит играет на нейтральном поле. Уж не знаю, что там рассказывали комментаторы про "прекрасную акустику", но почему-то в репортажах с продуваемого всеми ветрами Петровского я с полуслова узнавал кричалки и песни Виража, а вчера я мог понять, что заряжает Вираж, только по мелодии трубы. Не было привычного аккомпанимента матча, а ведь Зенит один из немногих клубов в России, который может похвастаться хорошей поддержкой трибун. Даже матч Ростов-Спартак на стадионе 1930 года постройки выглядел более атмосферным, чем праздничный матч Зенита. Зато, когда Шатов получил по ногам, в эфире федерального канала прозвучало протяжное "Ой, бл******!", да, вот здесь акустика не подвела. Впрочем, и тем, кто был на стадионе, особенно радоваться было нечему, потому что на поле игры не было, точнее, её не было вот до этого момента.
Говорить что-то про судейство нечего, вчера уже все было сказано. Есть только несколько мыслей. Первая: Данцев был не прав, когда в подтрибунном помещении начал предъявлять претензии игрокам Зенита, если действия судьи были действительно предвзятыми по отношению к Уралу, то вряд ли это произошло, потому что с ним договорился Дзюба или даже Кокорин, но понять Данцева можно, только что на поле в его команде удалили 3 игроков по очень странным основаниям, тем самым просто предопределив поражение Урала.
Вторая же мысль в том, что иных судей, как Еськов, наша система футбола и не заслужила. Посудите сами: судьи никогда (только если сами того не пожелают) не дают интервью, хотя для тренера это обязательно. Лично мне непонятно, почему тренер проигравшей команды должен отвечать на оригинальные вопросы "Чего сегодня не хватило?" и "Почему не победили?" перед журналистами, а судья объяснять свои решения - нет. Существует довод, что общение с журналистами может повлиять на объективность судьи. Это полная чушь, поскольку во-первых, судью назначают не голосованием, а руководители судейского корпуса, то есть именно они оценивают проделанную работу, во-вторых, огораживание судьи от общественности напоминает постулат любого автократичного управления из двух правил: 1. Судья всегда прав. 2. Если судья не прав, смотри первое правило. Соответственно, получается, что мы должны верить в непогрешимость судьи, потому что он непогрешим априори. Ну а, как многие знают, тот, кому навязывают идею, что он не может делать плохих поступков, сам начинает верить в это, и оправдывает свои самые дикие действия. Ну да ладно, это небольшое отступление про политику, вернемся к футболу.
На самом деле, от судьи зависит очень многое. Если для простых болельщиков неправильное судейство это потеря нервных клеток, несколько гневных статусов и десяток таких же комментариев, то для владельца клуба это прямые убытки, которые могут исчислятся миллионами долларов, недавняя история с дортмундской Боруссией тому печальный пример. Даже если взять наш пример, если Еськов просто ошибся и не справился с игрой (такое тоже имеет право на существование, идет же сейчас, 23 апреля, в Петербурге снег), то он нанес ущерб репутации Зенита, который теперь обвиняют в подкупе судей.
Таким образом, каждое решение судьи должно быть не только ему одному, но и быть чтобы оно имело четкое объяснение, почему судья поступил так, а не иначе. Именно поэтому, судьи должны отчитываться за все свои решения, причем не только в узком кругу за закрытыми дверями, а перед клубами Премьер-Лиги. И если они все такие социопативные, что не выдерживают общества журналистов, то пусть делают это в письменном виде. Ни у кого ведь не возникает вопросов, почему федеральный судья, рассматривая уголовное дело, выносит приговор, где расписывает на основании чего было принято такое решение, а не просто оглашает вслух наказание, после чего уходит, не объясняя ничего и никому. Тоже самое должно быть и с футбольными арбитрами. Если же этого аргумента недостаточно, то я просто напомню, что получают зарплату арбитры, а также проживание и питание в городе, где проходит матч, именно за счет этих самых клубов, что прямо прописано в регламенете РФПЛ, разве возникнет вопрос о целесообразности делать отчет о проделанной работе перед работодателем?
Но к сожалению, это все наивные мечты. Как известно, футбол в России не для болельщиков, 99% клубов даже не рассматриваются как потенциальное средство извлечения прибыли, поэтому и изменений ждать не планируется. Да, Еськова отстранят, возможно до конца сезона, уж слишком велик резонанс, но кроме этого отстранения не произойдет ничего. Команды будут продолжать играть странные матчи, а те, кто еще зачем-то смотрит российский футбол, будут возмущаться по этому поводу. Самое главное, что произошло вчера, это то, что российский футбол обрел свой настоящий символ. За красивой обложкой скрывается протекающая крыша, обещания скорых побед переносятся на неопределенный срок, ведь всегда находятся причины, которые помешали что-то поменять раньше, и за все вышеперечисленное платятся огромные деньги. Получилось ли вчера его открытие? Безусловно, оно и должно было быть таким. Вчерашний праздник даже нельзя назвать пиром во время чумы, настолько сквозит безнадежность от каждого участника. То, что произошло вчера похоже на попытку человека с кучей проблем уйти от них с помощью алкоголя. Сначала весело, человек же дал себе установку радоваться, потом все хуже и хуже, а потом просто теряется контроль, и проявляются все самые некрасивые черты. Уже переставший быть праздником вечер продолжается, при этом негатив и количество глупых поступков растут в геометрической прогрессии, но вот все обрывается, наступает тяжелое утро, и глядя на происходящее, вспоминая вчерашнее, человек понимает: лучше бы этого праздника не было.