Большие надежды. 7 футболистов серии А, угодивших в список Golden Boy 2017
Андрей Клещенок – о блестящей молодежи итальянского футбола.
Эта статья должна была появиться раньше – сразу после публикации списка в Tuttosport, – но праздничная для поклонников кальчо неделя и черный экран смерти на ноутбуке внесли коррективы в график. Оговорюсь: здесь не все представители кальчо, лишь авторская выборка.
Поль Лирола («Сассуоло», принадлежит «Ювентусу»)
Год рождения: 1997
Прототип: Штефан Лихтштайнер
Представьте типичного испанского латераля. Он техничен, ловок, умел в коротком перепасе и обретается обычно где-то в районе чужой штрафной площади. Дайте ему мяч – найдет, что с ним делать; велите закрыть зону – забудет через пять минут.
Таким был и Лирола. Паратичи выдернул его из-под носа у «Барсы». Директория Ла Масии пыталась заманить парня, но Поль хотел в «Ювентус». В примавере он попал в руки Гроссо; кто может сделать из заготовки настоящего латераля, как не герой Берлина?
За год Лирола превратился в лидера примаверы, поднялся в основную команду и встретился с тем, кто был для него примером – Лихтштайнером. Испанец уже смекнул, где не тянет, и повторял за швейцарцем каждый шаг в обороне. В «Сассуоло» его прогресс ускорился; временами он так зрело закрывал фланг, что казался видавшим трофеи ветераном. Вдобавок блистал атакующими навыками и устойчивостью в единоборствах, что в перспективе делает Лиролу защитником без слабых мест.
Ромео Агрести называет его лучшим латералем своего поколения, а Адам Дигби, автор книги об истории «Ювентуса», уверен, что Лирола может заменить Дани Алвеса. Похожие мысли посещают и Аллегри; алленаторе хочет, чтобы Лирола досрочно вернулся из аренды.
Амаду Диавара («Наполи»)
Год рождения: 1997
Прототип: Лассана Диарра
Сенсация прошлого сезона. «Болонья» прошлого года без него была что без центра поля. Летом он захотел в «Наполи», «россоблу» два месяца пытались его найти; закончилось вынужденным трансфером. Пропустив предсезонку, гвинеец два месяца любовался командой Сарри со скамейки запасных. Но его выбор был не напрасен. Амаду набрал форму и все чаще появляется в основе, вытесняя Жоржиньо.
Выносливый, физически крепкий и неуступчивый, Диавара мог бы стать неаполитанским Макелеле. Но у него другой путь. Он ближе к Лассу Диарра – тому идеалу опорника, которым он должен был стать. Уверенно работает с мячом, не боится давления и под прессингом не чувствует себя так, словно он – последний воин в крепости, окруженной врагами.
Не удивляйтесь, что Вентура хочет видеть Диавара в Национале.
Николо Барелла («Кальяри»)
Год рождения: 1997
Прототип: Деян Станкович
Туттокамписта. В этом слове для итальянца – трель соловья и пений струй. Это не фантазиста, не треквартиста; это хавбек, который умеет всё. Такие рождаются раз, иногда два в поколение. Такой есть и сейчас – Бонавентура; но его талант – надежный, заметный, – все же не мирового уровня.
В детстве Николо занимался баскетболом, но блеск позднего Дель Пьеро привел его в академию «Кальяри». Впечатления от кумира тянули его в атаку, но тренеры видели в Барелле игрока середины поля. Так появился новый пример для подражания – Деян Станкович. Подобно вездесущему сербу, Николо научился играть и в центре, и в трекварти, и на флангах. Подростком два года подряд признавался лучшим хавбеком страны класса-97.
Италия полюбит Бареллу. Реализуй он свой талант хоть наполовину – его приветит любой стадион. У этого парня лёгкие Пароло и голова Маркизио. Он бегает, бьёт, обостряет, отбирает и снова – бегает, бьёт, обостряет и отбирает. Техника, пас, отбор, видение поля – все при нем.
Мануэль Локателли («Милан»)
Год рождения: 1998
Прототип: Деметрио Альбертини
Локателли рожден реджистой. В интернате «Милана» комнату Локателли украшала всего одна вещь: плакат Андреа Пирло. Как и его кумир, Мануэль поиграл на разных позициях. Но гораздо раньше – уже к дебюту на взрослом уровне – осел в опорной зоне.
Он очень похож на Альбертини. Спокойный, уверенный, с хорошим первым пасом и плотным ударом. Но динамичен, много работает легкими и потому не нуждается, подобно иным классическим реджистам, в специально приставленном стороже.
В 18 он забил Буффону. В 19 – за несколько минут полностью поменял ход миланского дерби. Уже сейчас во всей Италии не найти игрока, который способен лучше Мануэля доставить мяч в переднюю линию (исключая Де Росси). В ближайшие год-два он дебютирует за Национале.
Пусть у него все получится. Италия не забудет Альбертини, но с Локателли – перестанет его вспоминать.
Янис Хаджи («Фиорентина»)
Год рождения: 1998
Прототип: Георге Хаджи
Сын лучшего игрока в румынской истории ярко начал собственный путь в футболе. В 16 лет он дебютировал в «Вииторуле» и за месяц заставил Румынию говорить о себе. Еще два месяца – и Хаджи-младший, которому все еще было 16, стал капитаном команды. В этой красивой истории было всего одно пятнышко: тренировал «Вииторул» отец Яниса.
«Фиорентина» сориентировалась прежде остальных и заплатила за новоявленного рекордсмена несколько миллионов. Янис пока сыроват, хотя и дебютировал в главной команде. В примавере юный треквартиста сильно выделяется резкостью, ударом и нестандартной техникой, которую, по всему видно, блистательный отец ставил лично. Кое в чем Янис уже лучше отца: его правая так же хороша, как и левая.
И все бы хорошо, но Георге забыл объяснить сыну: дриблинг хорош в меру. Хавбека красит пас, про который Янис часто забывает. Если бы не это, в первой команде «Фиорентины» его наигрыш был бы существеннее.
Жерсон («Рома»)
Год рождения: 1997
Прототип: Поль Погба
Гол-полтора назад бразильцы называли Жерсона местным Погба, а одноклубники величали его Эдди. Юнец напоминал Эдди Мерфи: внешностью, повадками, манерой дурачить соперников. Половина Европы охотилась за ним, но Сабатини купил игрока личным прилетом и футболкой «Ромы» с 10-м номером – и фамилией Жерсона вместо Тотти.
Сейчас кажется, что один из самых талантливых бразильцев выпуска 97 притормозил в развитии. По осени он выдал пару ярких поединков в Лиге Европы, но провалил матч с «Ювентусом» и больше не появлялся на поле. Санабрия и Пеллегрини присоветовали бы ему не терять время в Риме. И были бы правы, ведь Жерсон не потерял ни скорости, ни техники, ни таланта – ничего, кроме доверия тренера.
Федерико Кьеза («Фиорентина»)
Год рождения: 1997
Прототип: Арьен Роббен
Несколько месяцев назад учитель небольшой школы в пизанской провинции попросил детей нарисовать церковь. Проверяя работы, на одном из рисунков он обнаружил не знакомые виды Сан-Маттео, а парня в фиолетовой футболке. «Что это?» – «Chiesa (пер. «церковь» – прим. автора). Он футболист».
Его отец забил 139 голов в серии А и в другие, менее благосклонные к Италии времена, был бы главным форвардом Национале. Энрико Кьеза был воплощением изящества – обладая сумасшедшим ударом с обеих ног, он с одинаковой частотой впечатлял как тонкостью задумки, так и бронебойными выстрелами в «девятку».
Федерико наследовал от отца не только внешность. Скорость, манера бега и работы с мячом, пушечный удар с обеих ног… Но его место – на фланге, не в нападении. Кьеза-младший может сыграть на любой позиции на краю, но предпочитает атаку. Он тяготеет к стилю Роббена: смещения, нацеленность, скорость.
Ему 19; мальчишки в пизанских провинциях уже малюют его на уроках рисования, а Вентура планирует вызвать в Национале. Итальянские вратари возненавидели его «пушку», едва познакомившись с ней. Но, как и полагается сыну Il Bomber elegante, в его игре изящества больше, чем пробивной силы.
Итальянский футбол соответствует авторскому чувству прекрасного. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!
По ряду причин я неплохо ориентируюсь в том, что происходит в молодежном футболе. Если текст нравится, могу сделать еще один, был бы интерес. В Италии сейчас много интересной молодежи.