5 мин.

Хосе ищет Хосепа

Василий Уткин в блоге «Радио Реал» рассказывает об испанском превращении Жозе Моуринью в Хосе Моуринью, высунутом языке, ликовании и скорой встрече «Реала» с занудной «Барселоной».

Первый час игры вместо Милана могла быть любая другая команда. Точно так же, как Иньяцио Абате очень посчастливилось играть в «Милане», а играй он, допустим, в «Кьево» – никтол не рассматривал бы это как драму жизни талантливого футболиста. Там он точно так же бегал бы за Криштиану, иногда мучительно разрываясь на своем фланге между присмотром за ним и за Марселу, или за ним и Ди Марией, или за ним и за каким-нибудь ещё демоном. Просто нет такого турнира, в котором «Реал» встретился бы с «Кьево», а так – любая команда могла бы быть в это время «Миланом» с тем же ровно успехом. Мадрид не видел соперника, играл сам и играл, как хотел.

Как же он играл? Ну, для начала захватил середину поля. Маневрируя. Стараясь играть в одно касание. Управляя темпом игры. Полузащита «Милана» наблюдала за этой игрой с лучших мест на «Сан-Сиро», которые обычно не поступают в продажу. Дженнаро Гаттузо это зрелище не радовало, а, возможно, он просто думал, что будет играть в этот вечер сам.

Но играли другие. Движения Роналду, если считать «Реал» автомобилем, были для остальных деталей как педаль газа в пол. То же можно сказать о Ди Марии, а иногда и об Игуаине. Они тоже моментально начинали работать интенсивнее – предлагая себя вширь, освобождаясь в глубине для отыгрыша, размывая внимание миланцев. Ускорившийся мог сыграть сам, если получалось, мог коротко сыграть с партнёром, мог притормозить и пустить атаку по новому кругу.

Мяча им было не жалко, они им легко делились с соперником. А что? Защищаться есть чем, три сухих матча на старте Лиги – рекорд не бог весть какой, но тем не менее такого прежде не бывало. А когда соперник идет вперед – можно использовать опять-таки скорость. Педаль газа в пол – да здравствует рок-н-ролл!

Наверное, уже можно говорить о том, что это черта стиля. «Реал» собрал футболистов, достаточно техничных, чтобы играть в одно касание на любой скорости. У них это получается временами так легко, что кажется вполне реальным в будущем перейти на игру вовсе без касаний. То, что «Реал» при этом не просто не владеет мячом подавляющее количество времени, как «Барселона» делает, – конечно же, выбор, а не невозможность. Они так не хотят. Хосе Моуриньо, как называют португальца в Испании (потому что они просто читают, как написано, и всё), хочет, чтобы на поле возникало больше свободных зон, чтобы у него была возможность больше использовать скорость своих игроков.

Я очень люблю игру «Барселоны». Но когда она владеет мячом семьдесят процентов времени, в ее игре появляется занудство. Её попытки забить начинают напоминать настойчивость терпеливой мамаши в попытках накормить отчаянно мотающего головой упрямого ребенка. В том числе и потому я выбрал такое сравнение, что попытки эти многократны, изобретательны и успешны. И милы невероятно. Но... все равно занудны.

Игра «Реала» не напоминает этого затейливого танца – то ли шаманского, то ли животно-брачного. Она стремительна. У ней вот такой изыск.

Мы скоро сравним эти две игры в самом долгожданном матче европейского сезона.

В первом тайме был момент, когда, чтобы лучше рассмотреть игру «Реала», миланские футболисты ввосьмером-вдевятером сбежались в свою вратарскую. Но гол застеснялся и не полез. Он удался, наконец, в концовке тайма, и надо признать – это была, как на заказ, самая цельная и красивая комбинация «Реала» к этому моменту игры.

Так продолжалось примерно час с антрактом.

С выходом Индзаги стало ясно, в чем смысл того, что именно «Милан» был соперником «Реала» в этот вечер, а не какая-нибудь другая команда. Не в нем дело, конечно. Просто пижонить с «Миланом» нельзя (с «Кьево» можно). Кем бы ты ни был и что бы ты не чувствовал себя вправе учинять с мячом, ты должен знать: пока ты ведешь у «Милана» только один гол и игра продолжается – ты не выиграл. И ведь никто ничего особенного в общем-то не сделал: Ибрагимович, воспользовавшись ошибкой Пепе, сделал подачу, которую Касильяс легко бы выловил, если бы не решил, что может читать игру наперед. А Индзаги ничего подобного не решал – он просто шел на поводу у собственного инстинкта. Он им уже 37 лет ведом, и редко разочаровывается. Это был просто гол, гол с точкой на конце. Шестьдесят девятый у него в одних только еврокубках.

А потом «Милан» еще немного перестроился. Ещё один выдающийся в прошлом игрок вышел в середину, чтобы, вооруженный опытом, не делать простых ошибок и не рисковать попусту. А Индзаги исполнил второй свой фирменный трюк – сыграл на грани офсайда. За гранью на самом деле, но инстинкту Индзаги подчиняются порой и судьи. Несколько реже, но достаточно часто, чтобы он продолжал так играть, пока играет.

И подумалось: вот урок вам за то, что забыли, с кем играете! Это мы, пытаясь хоть как-то соответствовать словесно тому, что вы плетете на поле, можем иронизировать над Миланом, нам за это ничего не будет – мы все равно заново нужные слова сыщем. А вот вы уже горите, а силы не прибавляются ни у кого, и на замене сидят те, кто не имел шансов попасть в основу.

Но и они – «Реал». Даже Бензема, у которого это, видимо, уже ненадолго. Даже Педро Леон, который в галактическом масштабе от силы метеорит, если не звездная пыль.

И пока не кончилась игра – не только битва продолжается. Не только оскал Амброзини и пылающие глаза Гаттузо, уже со скамейки, освещают, бликуя, интригу игры.

Есть еще время для чего-нибудь убийственно красивого.

На последней добавленной минуте (зря Пирло столько пролежал со своей ссадиной, встал бы раньше – игра б кончилась) комбинация, которую только ее лаконизм мешает назвать ажурной, закончилась коротким ударом, вы удивитесь, Педро Леона в упор после передачи – нет, ну вы подумайте – Бензема, ударом в самое «очечко», точно между ног вратарю.

Спустя секунды мы увидели бегущего вдоль бровки Хосе Моуриньо. Я буду называть его Хосе, и не мешайте мне; я потому буду так делать, что он изменился, что он не экспортировал себя со своими рецептами в Испанию, нет; он здесь делает новую команду и меняется сам. Так вот, сначала показалось, что это просто ликующий бег засидевшегося тренера, но очень быстро стало ясно, что Хосе не ликует, а бежит звать защитника Альбиоля. Он же, чтоб отыграться, лишнего защитника снял...

А ликовал он чуть раньше. Успел. Это потом показали на повторе – короткий энергичный танец, высунутый язык... И вот в следующий момент он уже бежал за Альбиолем. Высунул язык – и готово дело. Сообразил.

Впрочем, для журналистов и поклонников уже давно не секрет, что Хосе Моуриньо думает языком. Он монстр в этом вопросе.

P.S. Текст написан специально для сайта sports.ru.