«Сделать хет-трик и попасть на обложку – не мое». Мы все обожаем Хаби Алонсо
Владислав Воронин – о прекрасном мужчине, который завершил карьеру.
Самый адекватный футболист
Вы ни за что не вспомните какую-нибудь грязную, подлую, низкую историю с участием Хаби Алонсо – иногда кажется, что он просто образец джентльмена в спорте. Умный, спокойный, рассудительный. Он всегда называл себя связующим между обороной и атакой, чтецом игры, который принимает маленькие и почти незаметные решения, влияющие на темп игры. Но на самом деле это просто скромность, такие игроки – архитекторы.
«Мой стиль игры никогда не был зрелищным, так что я никогда не делал что-то для привлечения внимания. Я не обхожу трех соперников, чтобы забить, не увижу свой портрет на первой полосе газета после хет-трика – это просто не мое. Но это и есть футбол: когда разные люди с разными качествами соединяют свои умения. Только это приносит титулы».
Алонсо провел идеальную карьеру не только потому, что выиграл Лигу чемпионов и забил в великом стамбульском финале. Он тот уникальный человек, который поработал одновременно с Бенитесом, Моуринью, Анчелотти и Гвардиолой и для всех был одинаково ценен, потому что помогал доминировать в середине поля.
«Если вы выигрываете борьбу в полузащите, вы, скорее всего, выигрываете и матч, потому что именно отсюда можно управлять игрой. Но чтобы моя игра была полезной, я должен быть окружен игроками лучше меня. Чем лучше они, тем лучше и полезнее моя игра. Я просто помогаю им играть хорошо».
В «Ливерпуле» он помогал Джеррарду, в «Реале» снабжал дальними передачами Роналду, а в «Баварии», с ее удушающей игрой в центре поля, добился такой фразы от Гвардиолы: «Если бы все измерялось беготней за соперником, Хаби был бы худшим игроком. Но когда он с мячом, он лучший».
«Моя задача не в том, чтобы сделать одно полезное и яркое действие – моя игра должна быть стабильной, я должен в каждой ситуации максимально удобно и быстро доставлять мяч атакующим игрокам», – отмечал Хаби.
Умная игра
Хаби Алонсо не отрицает атлетичный подход к футболу, но сам всегда получал удовольствие от интеллектуальных моделей. И даже несколько раз выступал за то, чтобы в детских академиях еще сильнее делали упор на понимание игры.
В качестве примера он всегда упоминал Серджи Бускетса, Хави, Санти Касорлу, Давида Сильву и Мату, которые практически идеально понимают, когда надо подержать мяч, а когда – отдать короткий пас: «Игровой интеллект – главная основа игры, это нужно развивать с детства».
Линию мысли Алонсо проще всего проследить по его отношению к подкатам. Он любит их как технический элемент игры, но ненавидит – как показатель чьей-то ошибки. «Если я делаю подкат, это означает, что я или кто-то еще занял неправильную позицию в начале движения. Это меня страшно расстраивает, потому что баланс – важнейший элемент игры. В «Баварии» мы работаем над этим постоянно, повторяем много раз: надо держать форму игры, надо держать форму, надо держать форму. И если ты избегаешь подкатов, значит, все делаешь правильно».
Учеба
Хаби Алонсо не разрешали думать о футбольной карьере практически до совершеннолетия – даже несмотря на то, что его отец Перико Алонсо сам играл за «Барселону» и трижды выигрывал Ла Лигу. Как-то Хаби провалил в школе важный тест по испанскому языку, и мама на целый месяц запретила ему играть в футбол.
«Я вообще не думал, что стану футболистом, до 16 лет у меня была обычная жизнь: я просто учился в школе и дополнительно занимался спортом. Кстати, мне повезло, что все было именно так и футбол не перекрыл мое созревание, потому что если с детства работать в профессиональном футболе, можно на нем замкнуться и не увидеть мир. Возможно, именно это помогло мне построить жизнь».
Хаби рассказывал, что именно мама научила его ко всему подходить рассудительно и аналитически: «Если полагаться на случай и отклоняться от выбранного курса, можно сбиться и ничего не получить». Самая яркая история, котрая иллюстрирует жесткость матери, приключилась, когда Алонсо было всего 9 лет.
Хаби носился по улице, и его заметили кастинг-директоры фильма «Коровы», который стал дебютным для испанского режиссера Хулио Медема в полном метре (позже он снял «Люсию и секс», «Беспокойную Анну» и «Комнату в Риме»). Кастинг-директоры искали как раз такого девяти- или десятилетного парня, тут же познакомились с Хаби и спросили, где можно найти его маму. Через несколько минут они получили вежливый отказ: «Не надо мешать мальчику учиться».
Оказалось, все не зря.
Дружба с Микелем Артетой
В детстве Хаби часто играл в футбол на пляжах Сан-Себастьяна и именно там познакомился с Микелем Артетой. По субботам и воскресеньям они развлекали народ маленькими соревнованиями, выясняя, кто круче владеет мячом, и сильно подружились. Они мечтали играть в одной команде и вскоре начали заниматься в «Антигуоко».
Дуэт распался, когда парням стукнуло 16 лет. Хаби по школьной программе обмена уехал на месяц в Ирландию и жил в обычной семье, чтобы подтянуть английский и поиграть в гэльский футбол, а Артету как раз в этот момент забрала «Барселона».
«Хаби всегда был очень замкнутым и не особо изменился, – рассказывал тренер «Антигуоко» Роберто Монтиэль. – Он всегда был очень способным, но ему не хватало лидерских качеств Артеты. Со временем он стал крепче и чуть изменился. Он не тот лидер, которому надо много кричать – ему достаточно пары слов, чтобы донести все свои мысли. А главное – у него в голове целая GPS-система».
Хаби и Артета так и не поиграли в одной команде на взрослом уровне, но хоть пожили в одном городе. Именно Алонсо, уже играя за «Ливерпуль», посоветовал Артете принять предложение из «Эвертона». Так что дружба никуда не делась.
Стиль
Хаби Алонсо – это безупречная классика.
«Внешний вид говорит о человеке очень многое, и я предпочитаю сдержанный стиль, который не привлекает особого внимания, – рассказывал он. – Я люблю выбирать часы и обувь, но я ни в коем случае не жертва моды. Я не слежу за тем, чтобы у меня все было из последней коллекции. В последнее время я вообще покупаю многие вещи в интернете».
Главное увлечение Хаби – это часы. Он начал собирать их еще в «Ливерпуле» и осенью 2016-го показал свою коллекцию изысканному журналу Mr Porter.
«Часы многое могут рассказать о личности, это что-то особенное», – отметил он, перебирая дорогие IWC, Audemars Piguet, Panerai, Franck Muller.
Franck Muller были подарены каждому игроку «Ливерпуля» за великий стамбульский финал Лиги чемпионов. На часах Алонсо выбит номер 14.
«Другие часы – IWC – мне подарила жена на нашу свадьбу. Их я надеваю только по особым случаям».
Искусство
Летом 2010 года мадридский музей Тиссена-Борнемисы подарил каждому игроку сборной Испании вечный и безлимитный VIP-пропуск, по которому можно смотреть частные коллекции и посещать временные выставки в сопровождении гида-искусствоведа.
В музее собраны полотна Рубенса, Рафаэля, Караваджо, Рембрандта и многих-многих других великих художников.
Из 23 чемпионов мира этим подарком воспользовался только один. Конечно, Хаби Алонсо.
Инвестиции и мобильные приложения
В 2016 году Хаби Алонсо появился в эфире Bloomberg. Как выяснилось во время короткого интервью, испанец увлекается серьезными инвестициями.
«Я четко контролирую свои финансы и веду бизнес-план. Главное правило – диверсифицировать все вложения, чтобы не увлекаться одним направлением или регионом, чтобы не так сильно зависеть от колебаний, которые, например, наблюдались на китайском рынке. У меня диверсифицированное портфолио, связанное с ценными бумагами.
Что буду делать дальше – пока не знаю. Чтобы стать тренером, надо пройти серьезную подготовку. Хотелось бы углубиться в мир компьютерного программного обеспечения или создания мобильных приложений».
Разве можно не любить такого футболиста?
Фото: Global Look Press/Dyd Fotografos/ZUMAPRESS.com, Andreas Gebert/dpa; REUTERS/Kai Pfaffenbach, Michael Dalder; instagram.com/xabialonso
Надеюсь, у него все получится в новых начинаниях, какими бы они не были. Обидно, что еще один такой игрок заканчивает карьеру. К сожалению, в данный момент, игрока такого плана, с таким опытом и с такими футбольными навыками я и не припомню. Может быть просто я таких не знаю, но скорее, Хаби такой - один.