2 мин.

Болели за «Спартак» или против Питера?

За антуражем принципиального матча «Спартак» - «Зенит» Николай Яременко увидел нечто большее, чем противостояние двух команд или чем столкновение болельщиков двух клубов.

У меня есть огромное количество знакомых, которые в минувшее воскресенье впервые в жизни болели за «Спартак». Поспрашивайте среди ваших друзей, поищите – наверняка, и рядом с вами такие найдутся. В повседневной жизни они - «кони», «мусора» и много кто еще. И матчи наподобие «Спартак» - «Зенит» прежде их интересовали только с точки зрения борьбы за очки: чья победа будет выгоднее в силу турнирных раскладов именно их команды.

Но вчера была особая история. И есть причина - количество негатива в адрес Питера стало уж сильно зашкаливать. Сразу оговорю, я не про политику («мы против властей не бунтуем», как говорили герои Булгакова) – только про спортивную составляющую. Я даже не о том, что много стало вокруг питерских клубов разнообразного административного ресурса. Просто появилось много излишней, совершенно избыточной суеты. Денег в хоккейном СКА много – половину игроков всего остального чемпионата скупить можно, да выигрывают почему-то надрывно и не без судейских скандалов. Денег в футбольном «Зените» - тоже хватает, уж побольше, чем у вечно умирающей «Томи» и почти всех остальных жителей российского футбола. Да только и тут толкотни много, а выхлопа нет… Разнообразной же «движухи» вокруг этих команд все равно хватает.

И вторая вещь, которая страшно раздражает аудиторию. «Мы же не можем второй год подряд остаться вне Лиги чемпионов», - говорят в клубе. - А почему, собственно, не можем? – «Ну, у нас ведь клуб с амбициями», и так далее, и тому подобное… И вот эта заносчивость, этот снобизм не находят отклика. Геннадий Орлов, помнится, после одного из чемпионств «Зенита» придумал на местном телевидении передачу «Футбольная столица». Но столица-то - даже политическая – легко может переехать из одного города в другой. А в футболе это вообще проще простого. Не так давно почти столицей был Ростов, когда-то футбольной столицей была Казань. И еще много таких столиц может быть впереди.

СКА и «Зенит» в советские времена были посредственными провинциальными командами. Сегодня, благодаря деньгам, болезненно изживают комплекс провинциальности. И разумеется, не сильно получается.

Мне, честно говоря, симпатичным показался этот самый баннер, продемонстрированный фанатами хозяев перед игрой. Пусть и поговаривают, что сама идея баннера им была снова спущена сверху (как это было в истории с баннером о ВВС), но если даже и так – что плохого, что наверху уловили правильный тренд? Нам прежде Питер кричал: «Один город – одна команда». А теперь Москва, преодолев межклубные разногласия, встретила гостей именно городским, объединяющим лозунгом, а не очередным уколом соперника.

«Лучший город Земли» объединяется. Мультикультурная столица против города, пока не изжившего свой снобизм, утонувшего в вечных жалобах, что его зажимают, но с претензией немалой на столичность. И, наверное, это повод задуматься…

Николай Яременко: Советский спорт