Боги арены. Михаил Борзыкин – о триумфе «Спартака»
Обозреватель «Советского спорта» разбирает главный матч весны, отмечая все тактические нюансы.
Тактическое поражение Луческу
«Спартак» отдал мяч и территорию и затаился в засаде. План на игру – темповые атаки с ходу, которые могут застать противника врасплох, пока тот, разинув рот, будет изучать очередной сюжет из фанатского фольклора. Чтобы играть первым номером, нужен какой-то якорь, позволяющий удерживать позиции на чужой половине поля. А без Зе Луиша это несколько проблематично. Хотя ставка на контратаки в большей степени продиктована не потерей центрфорварда, а тактикой «Зенита», лидера этого сезона по владению мячом.
Массимо Каррера понимал: главный удар Мирча Луческу нанесет на флангах. Потому что Луческу, в свою очередь, понимал, где у соперника слабые звенья. Поэтому по краям у «Спартака» играли не столько фланговые хавбеки, сколько фланговые опорники, в задачи которых входило не только созидание, но и черновая работа. Зобнин со своей миссией справился, Попов – нет. Ударив в первом тайме по маршруту Зобнин – Комбаров, во втором «Зенит» переключился на другой фронт – Попов – Ещенко. Оттуда и пришел гол.
Стартовый состав «Спартака»
Но до и после нелогичного гола Дзюбы матч проходил под диктовку «Спартака». И «Зенит» был вынужден подчиниться. Владея мячом на 12 минут (!) чистого игрового времени меньше гостей, хозяева создали 15 голевых моментов (против 6), нанесли 19 ударов по воротам, 12 из которых – из штрафной площади (против 8/6). Они выходили из обороны намного четче и быстрее, развивая атаки вертикально: 32% от всех передач – в последнюю треть поля (против 26%). И провели 19 контратак. «Зенит» наиграл на одну.
В переводе на русский язык – план «Спартака» работал идеально. Не считая пятиминутки затмения в середине второго тайма (что уже в порядке вещей). Как и прежде, красно-белые изумительно использовали территорию, включали прессинг, когда надо, и виртуозно меняли скоростные режимы: позиционная атака – контратака. «Спартак» вновь доказал, что обладает лучшим нападением в премьер-лиге и больше всего любит атаковать с ходу. Так были забиты оба мяча. Луческу потерпел тактическое поражение.
Стартовый состав «Зенита»
Гениальный Промес
В тактической истории Карреры был только один случай, когда Промес вышел играть единственного центрфорварда, – домашний матч с «Рубином». Предшественник итальянца, Дмитрий Аленичев, проводил такие эксперименты чаще – и неудачно. На Промесе даже поставили крест: игра в центре нападения – не его. Но у Карреры голландец забил в двух матчах, играя на острие. Гол, голевой пас, четыре удара (все – в створ), 32 единоборства, 8 обводок, три передачи в штрафной площади – лучшие показатели матча.
Промес в роли центрфорварда – прекрасный выбор для контратаки. Такие атаки должны быть легкими, воздушными, маневренными; они не должны быть тяжелыми. По этой же причине на позиции центрального атакующего полузащитника вышел Ананидзе, легкий, подвижный, техничный хавбек. Тут еще повезло, что Луческу по каким-то причинам оставил Гарсию в запасе. Думаю, Жано, узнав об этом, очень обрадовался. Сыграл он, может, и не так ярко, как умеет, но стал лучшим в матче по передачам в разрез – 3.
Нет такой обороны, которую «Спартак» не смог бы вскрыть. В прошлом туре монолитная «Уфа», отбиваясь всеми силами, получила 11 ударов из штрафной площади. «Зенит» получил еще больше – 12. А теперь сравните: в предыдущих пяти весенних матчах по воротам питерцев пробили из штрафной площади всего 17 раз. А все потому, что атаку «Спартака» надо глушить в средней линии. Если он проникает в зону – жди беды. В лучшем случае это будет мощный выстрел Глушакова. Впрочем, порой и в худшем тоже.
Глушаков свое дело сделал. Лучший футболист сезона исполнил такой пас, что Широков, глядя в монитор, наверняка прослезился. В первой голевой комбинации вообще никто не сфальшивил: проход Зобнина, тонкий пас в касание Глушакова, сложный по исполнению удар Промеса. Квинси, играя центрфорварда в контратакующей модели, совершил 37 касаний мяча. И несколько из них вошли в историю. Дзюба, играя центрфорварда в атакующей модели, – 16 касаний. Это иллюстрация не только разных стилей, но и класса.
Удары «Спартака» по воротам
Новая оборонительная связка
Выход Джикии вместо Кутепова продиктован фактором Дзюбы, от которого в весеннем «Зените» исходит главная угроза. Есть еще Данни, но его проще закрыть, что «Спартак», собственно, и сделал: ноль ударов, одна обводка, а треть всех точных передач – Кришито. А вот Дзюбу нейтрализовать непросто по трем причинам: баскетбольный рост, работа корпусом, умение эффектно упасть и заработать пенальти. Каррера пошел на риск: еще никогда, даже на сборах, «Спартак» не играл со связкой центрдефов Джикия – Таски.
Джикия стал лучшим игроком прошлого тура по верховым единоборствам – выиграл 77% дуэлей. Доказал: в порядке, лучше Кутепова. Он и должен был, несмотря на ощутимую разницу в росте, навязать борьбу Дзюбе. Однако матч рассудил иначе – центрфорварда «Зенита» чаще опекал не Джикия (6 единоборств с Дзюбой), а Таски (12). Поскольку Артем свой гол забил – как раз из-под Джикии – можно говорить о том, что со своей задачей центральные защитники не справились. Хотя и переиграли Дзюбу в борьбе.
Таски (слева) и Джикия (справа) против Дзюбы
Обозначения: красный – победа Таски и Джикии, синий – Дзюбы, черный – нейтральное единоборство; круг – попытка обводки, квадрат – единоборство внизу, треугольник – единоборство вверху.
Нельзя сказать, что Таски и Джикия сыграли слабо. Вовсе нет. Ну, повелось так, что Дзюба забивает «Спартаку» в каждом матче; для него каждый такой матч – матч всей жизни. Но вчерашний гол стал для него лишь утешительным призом. Да, недоглядели. Но глобальную задачу выполнили – «Зенит» забил меньше «Спартака». Да и не мог забить больше. Расхваленная осенью питерская атака сейчас переживает глубокий кризис. Такой, что даже «Спартак» со всеми своими оборонительными проблемами, легко ее обесточил.
Очередной блестящий, тактически безупречный матч Карреры. Вновь смена тактики под соперника. И вновь триумф!
…Около спартаковской арены стоит огромный, высотой почти 25 метров, гладиатор. На его месте, хотя лучше где-нибудь рядом, можно установить скульптурную фигуру итальянца. В золоте.
Статистика Wyscout