Валера, верим! Часть #3 (не лирическое отступление)
В судьбе каждого профессионального футболиста приходит момент, когда надо заканчивать со спортом и переворачивать страницу. Впереди новая жизнь, новые достижения, но не всегда они связаны с делом, которому игрок посвятил предыдущие годы.
Так и Валерий Карпин, после финального свистка в матче его «Реала Сосьедад» против «Барселоны», решил взять время на раздумье, когда ему поступило предложение от президента сан-себастьянского клуба занять пост спортивного директора. Валерий, в отличие от многих других футболистов, подумал о том, чем займется. За несколько лет до окончания карьеры он, вместе со своими друзьями Фрасиско Креспо и Мичелем Сальгадо (футболистом мадридского «Реала»), открыл компанию по торговле недвижимостью «Karpin & Associates Real Estate». Вышло, что 75% акций фирмы принадлежали Карпину, а 25% Сальгадо. Общий фонд компании составил 12 миллионов — 9 млн Карпина и 3 млн Сальгадо.
Валерий великолепно поймал волну роста цен на недвижимость в Испании, связанную с вступлением в Евросоюз и активным развитием экономики, социальной сферы и туристического бизнеса. Заработанные на футбольном поле денежки, очень выгодно вложил в квартиры и участки в городе Виго. В Галисии он провел пять лет, будучи игроком клуба «Сельта», так что именно в этом округе покупки Карпин совершал далеко не вслепую. Галисийцы прекрасно относились к Валерию – россиянин отвечал взаимностью.
У Карпина в Испании, с виду, все складывалось. Он был любимцем публики, получил гражданство, зарабатывал хорошие деньги, даже некоторое время был женат на испанке, и вообще, можно сказать, что он нашел новую родину. Ни о каком возвращении в Россию он не помышлял.
Еще в 2004 году Карпин приобрел, активно нищавший местный волейбольный клуб, закрыл его долги и переименовал в «Vigo Valeri Karpin», и основал велокоманду — прекрасный пиар-ход, отличная реклама, плюс лишние связи, которые, как известно, лишними не бывают.
На «пенсию» в 2005 году Валерий выходил обеспеченным человеком и, все-таки, не захотел быть спортивным директором и отверг предложение президента «Реала Сосьедад», а в интервью испанским журналистам сказал, что у него много планов и он не хочет возвращаться в спорт ни в каком качестве.
Финансовая состоятельность Валерия Карпина улучшалась пропорционально росту цен на недвижимость. Он покупал, находил инвесторов, продавал, опять покупал… работа кипела. Пока его глаз не упал на Баррио до Кура в районе Каско Велло.
Баррио до Кура – это несколько строений недалеко от моря и рядом с центральными улицами Виго. Однако сам квартал очень старый: полуразрушенные дома, очень узкая проезжая часть и разваливающийся монастырский приют для малоимущих. Валерий, видимо, подготовил план, по которому предлагалось: снести приют, переселив монахинь в более приличное место, расширить проезжую часть и проложить путепровод к основным улицам города. Здание аббатства Клюни перестроить в гостиницу, а из остальных строений, исходя из плана, предлагалось создать жилищный комплекс на 400 квартир элитного класса.
Для реализации такого проекта необходим был очень серьезный инвестор и лицензия на строительство путепровода и снос зданий, выписанная администрацией города. Валерий, наверное, решил брать быка за рога – сначала купить, потом решать. Его оптимизм и уверенность в завтрашнем дне сейчас просто поражают. Понятно, что никто не мог предположить серьезного кризиса, да и, наверное, кто-то из мэрии обещал помочь с разрешениями, но все равно… Рисковать, не просто рисковать, а ставить на кон большинство своих сбережений, а главное – репутацию…
Всей суммы партнеры собрать не смогли и обратились в банк за ипотекой. Сначала «BBVA» одобрил кредит в 25 млн евро. Эти деньги пошли на покупку приюта и на половину земли в квартале. Затем банк «Сантандер» дал 16 млн – так была приобретена остальная часть Баррио до Кура.
Наконец Карпин нашел инвесторов. Интерес к проекту проявили ING Real Estate Development Spain и Royal Bank of Scotland, которые должны были вложить 160 млн евро. Примерная выручка должна была составить порядка 300 миллионов евро. Но в начале 2008 года цены покатились вниз. Валерий Карпин торопил инвесторов, но те тянули. Валерий, видимо, понял – надо избавляться от активов. Он продал здание аббатства бизнесмену Хосе Антонио Кастро, владельцу сети домов для престарелых «Эспериа», как написала газета «El Pais», ниже рыночной стоимости более чем в два раза, за 15 млн евро, да и то мотивировал покупателя, показав договор о намерениях, подписанный инвесторами.
Цены на недвижимость продолжали падать. К середине 2008 года они снизились до уровня двухлетней давности, то есть упали на 10%. Инвесторы отказались финансировать проект. Банки начали требовать выплаты по ипотеке. Стартовала эпопея с судами, которая длится и по сей день.
Суд постановил заморозить активы Карпина и партнеров. С аукциона начала уходить недвижимость, принадлежавшая Валерию и его друзьям. Так, в счет долгов по процентам ушла с торгов прекрасная вилла, в которой проживал Карпин. Кроме того, несколько квартир и участков.
Валерий Карпин пошел на серьезнейший шаг – он решил вернуться везде и всюду. Возвращение в футбол и в Россию, считаю, стали для него не просто волевым решением, но – жизненной драмой.
Приглашение Федуна в «Спартак», на мой взгляд, стало для Валерия, если не спасительной соломинкой, то шансом, благодаря которому он мог бы вылезти из зажавших его финансовых жерновов. Уважение должно вызывать то, что человек действовал вразрез своим принципам, согласился вернуться не просто в футбольную индустрию, но и в российскую действительность. Возможно, он хотел уговорить Леонида Арнольдовича стать инвестором в Баррио до Кура, но это не важно. Важно то, что Карпин отнесся к поставленным ему задачам как профессионал, он не «отбывал номер», а пахал, как и три, пять, десять лет назад, выходя на футбольное поле.
Вы представьте, молодой еще мужчина, миллионер, гражданин Испании, уважаемый человек, да и просто звезда, пусть и в определенных кругах, вдруг попадает в беду, разводится с женой, у него появляется долг в 40 миллионов (сколько накопилось сказать сложно, может в разы больше), суд забирает его имущество. И этот мужик не идет в хозяйственный магазин за веревкой и мылом или пускает все на самотек, а начинает путь с самого начала.
Фирма «Karpin & Associates Real Estate» была признана банкротом. По идее, историю можно было закончить, но трио не сдается. Цены на недвижимость продолжали падать до 2015 года, затем остановились на отметке 2002-2003, относительно пика, ниже на 80%. Лично у меня сложилось впечатление, что Валерий и партнеры борются с ветряными мельницами. Суд №7 города Виго, который ведет дела Карпина и друзей, каждые полгода запрашивает банки о начале продажи замороженных активов, но ни «BBVA», ни «Сантандер» не готовы устраивать аукцион. Кредиторы объясняют свои отказы тем, что Карпин и партнеры просят кредиторов об отсрочке, и в скором времени найдут инвесторов. Это означает лишь одно — Валерий не потерял надежду, только не понятно на что.
В связи с тем, что сейчас происходит в Европе, рассчитывать на серьезный рост цен на недвижимость в Испании не приходится. Вопрос стоит о целесообразности существования Евросоюза в принципе. Испания очень сильно зависит от партнеров. Как упоминалось выше, страна вошла в фазу активного экономического развития после того, как вступила в еврозону. Теперь пленка отматывается назад – Brexit (выход Великобритании из Евросоюза). Вполне возможно, Лондон окажется первой ласточкой, за которой потянутся Франция, Нидерланды и остальные серьезные игроки.
В то же время исторический район -«миллионер» похож на помойку или на чернобыльскую Припять.
Бомжи и наркоманы оккупировали заброшенный приют. Сестра, служившая в монастыре, со слезами на глазах рассказывает: под стенами храма умирают люди от передозировки, постоянно воняет экскрементами, ухудшилась криминогенная обстановка. Монахине безумно жалко любимый город. И не только ей. Местные жители также выражают недовольство тем, что творится в их районе.
Хоть, во всем этом вина не только и не столько Карпина, но, судя по статьям, публикуемым местным интернет-порталом Lavozdegalizia, которая освещая беспорядки в Баррио до Кура, непременно вспоминает фамилию россиянина, Валерия надолго запомнят. Правда, к сожалению, не только как хорошего футболиста.
Все это происходит, по всей видимости, потому, что кредиторы не заинтересованы выставлять Баррио до Кура на аукцион. Они хотят верить обещаниям Карпина. Ведь если Валерий все-таки найдет инвесторов и рассчитается по ипотеке, банки заработают гораздо больше, чем от продажи недвижимости практически по бросовым ценам. Социальный вопрос очень мало интересует финансовых акул.
На мой взгляд, поведение Валерия в этой ситуации говорит о том, что он заинтересован в реализации намеченного плана уже не только из-за денег. Думаю, он и без лишних советов понимает, что происходит. Видимо, Карпин хочет восстановить свой авторитет перед обитателями испанского городка и довести дело до конца так, как, возможно, привык делать, будучи футболистом – бороться за место в основном составе.
PS: Автор не обладает ТАКИМ творческим талантом, чтобы придумать эту историю))) А вот ссылочки на источники у него имеются)))