8 мин.

Новая технология для болельщиков от клуба Манчестер Сити

При праздновании голов люди часто не могут сделать живые фотографии (селфи обычно постановочны, а бурные эмоции проходят быстро), и основатели сервиса уверены, что аудитория нуждается в памятных снимках со стадиона.

«Манчестер Сити», считающийся одним из европейских лидеров в сфере вовлеченности болельщиков (fan engagement), первым среди футбольных топ-клубов заинтересовался новым способом взаимодействия с аудиторией.

Для посетителей стадиона Snaptivity – это просто сервис для получения персональных фотографий с матча (через отдельное приложение или, например, приложение команды), а для клуба – целая система, связанная с искусственным интеллектом и интернетом вещей.

Sport

О проекте рассказала креативный директор Snaptivity Ольга Павлович, которая родилась в Беларуси и уже почти три года работает в Великобритании.

– Я переехала по программе Sirius, созданной департаментом по торговле и инвестициям Великобритании для привлечения молодых предпринимателей. Было более 1000 заявок из 16 стран, и я попала в число чуть более 100 приглашенных. К тому моменту у меня в Беларуси был стартап в рекламной индустрии, еще я работала маркетологом при разработке мобильных приложений, долго занималась организацией концертов и фестивалей.

Уже здесь я познакомилась с Амитой Пате из Индии (он более 10 лет занимался развитием искусственного интеллекта и машинным обучением) и Фонгом Ву из Вьетнама (он более 5 лет работал в IBM как продакт-менеджер, занимался интернетом вещей, big data и облачными технологиями). Мы начали работать вместе, но первая модификация проекта не была связана со спортом.

– Что вы делали?

– Мобильное приложение для обмена фотографиями на разных малых и средних мероприятиях. Чтобы обменяться снимками, не нужно было быть знакомым с другим человеком. Хороший пример – вечеринки в университетах, когда студенты первого курса впервые встречаются друг с другом, со старшими студентами. Там тебе встречается много новых людей, появляются фотографии, но номера стремительно теряются, снимки пропадают.

Правда, мы довольно быстро ушли в спорт, потому что там сильный эмоциональный аспект, который почти нигде больше не встречается. А мы его помогаем усилить.

– Как вы поняли, что надо меняться?

– Просто попробовали технологию обмена фотографиями на одном спортивном мероприятии городского формата и получили хороший отклик в толпе. Спортивная аудитория очень благодарная, и мы попробовали сосредоточиться на ней. Первый опыт со спортом был в августе, а к октябрю у нас уже появился первый клиент. Тогда мы уже с головой ушли в спорт.

Плюс нашей команды в том, что у нас хорошая комбинация разных знаний в маркетинге и технологиях – от искусственного интеллекта до big data.

sport

– Раз заговорили об искусственном интеллекте, расскажите, что вы сделали с камерами.

– Камеры не простые. Они управляются небольшим роботом, который оценивает обстановку на трибунах, а потом направляет и активирует камеры в нужный момент. Для этого мы устанавливаем на стадионе систему сенсоров, которые связаны между собой интернетом вещей – обычно он используется в домашних условиях, а мы нашли ему оригинальное применение на массовом уровне. Сенсоры собирают данные внутри стадиона, в первую очередь это уровень шума и движения фанатов.

Учитывая данные сенсоров, система с помощью искусственного интеллекта предсказывает, когда случится следующая большая реакция. Благодаря этому фотографии делаются именно в пиковый момент, когда все болельщики празднуют гол или расстраиваются. Камера не щелкает все вокруг.

– Как вы учили робота?

– На какой-то стадии смотрели видео. К сожалению, можно найти не так много роликов, где хорошо видно фанатов. Обычно это небольшие кусочки, и мы их собирали по частям. Потом пришли на стадион к одному из первых партнеров, тестировали систему сначала в закрытом режиме, потом публично.

Есть одна проблема на законодательном уровне: в Европе запрещено распознавание лиц. Это ведет к тому, что мы не можем распознавать эмоции для активации камер. Пришлось находить другие способы сбора и обработки данных. Так появилась сенсорная сеть, которая собирает данные без обработки лиц.

– То есть требуются только движения и уровень шума?

– Отчасти – происходящее на поле, активность в соцсетях. Также используем компьютерное зрение и алгоритмы фильтрации для выбора лучших фотографий.

sport

– Где размещаются камеры?

– Это зависит от стадиона. Обычно на трибунах, но в таких местах, где они не загораживают обзор. Количество камер зависит от разных факторов: от проекта стадиона, заполняемости, от пожеланий клуба. Например, клуб может попросить снимать только 1-2 трибуны, где находится активная целевая аудитория. Но если говорить примерно, то на стадион вместимостью 40-60 тысяч человек мы обычно ставим 6 камер. Опять же, от матча к матчу количество может меняться.

Камеры не статичны. Если на одной трибуне есть действие, а на другой – нет, то камера снимает именно активную, так как эти снимки более ценные. Еще можно заранее заказать фотографию в определенный момент. Была трогательная история, когда на нашей игре делали предложение руки и сердца. Пара получила снимки этого приятного момента, они останутся в семье на долгие годы.

– Вам надо присутствовать на стадионе и следить за всем?

– Нет. Когда система настроена, все работает автоматически. На первом матче мы обычно присутствуем как наблюдатели, но необходимости нет. Система может работать самостоятельно. Единственное: мы стараемся договариваться на перманентную установку, потому что со временем камера сама настраивается на конкретный стадион и на конкретную аудиторию. Чем дольше она работает на одном месте, тем аккуратнее и функциональнее становится. Но это не мешает нам устанавливать камеры и на одно мероприятие за 2-3 часа.

sport

– Что вы меняли в проекте?

– Мы допустили ошибку при запуске минимального прототипа. Мы не учли, что на стадионах зачастую низкий уровень интернет-соединения. Эта ключевая проблема отняла у нас много времени.

– Как все разрешилось?

– Отчасти – с помощью искусственного интеллекта, отчасти – облачными технологиями. В мире мало стадионов с мощным интернетом, часто качество связи падает с появлением толпы. Но благодаря этим высокотехнологичным моментам мы теперь не используем большую часть пропускной способности интернета на стадионе и не мешаем людям.

– Какие еще требования к стадиону, кроме интернета?

– У нас практически нет требований. Мы с самого начала решили, что ключ к успеху – легкая масштабируемость технологии. Так что камеры требуют только интернет-соединения и стандартного питания. Сейчас мы работаем на 7 стадионах, но активно подписываем соглашения с разными клубами, стадионами, музыкальными площадками.

– Откуда есть запросы?

– Из Испании, Германии, Франции, Индии, США (Калифорния и Техас), в России довольно много вариантов, и мы активно работаем, чтобы выйти на российский рынок. Какие именно предложения, я рассказать не могу.

– Но концентрируетесь на футболе?

– Для системы нет принципиальной разницы между футбольным стадионом и трассой «Формулы-1». Сейчас мы работаем в крикете и футболе, в ближайшем будущем будем запускаться с регби и теннисом. Возможно, с «Формулой-1».

– Из клубов у вас пока только «Манчестер Сити»?

– Я могу говорить про «Сити», потому что они сами объявили о сотрудничестве. Есть и другие клубы АПЛ, с которыми мы начнем работу в ближайшее время, но у меня есть ограничения по разглашению информации. С «Манчестер Сити» у нас уже был закрытый тест, когда мы смотрели на функционирование системы в рамках большого стадиона. Сейчас готовимся к запуску с фанатами. Это случится чуть больше чем через месяц.

– Как вы вообще договорились с «Манчестер Сити»?

– Они одни из лидеров по инновациям, им интересно пробовать новые технологии, разрабатывать что-то самим. Мы познакомились на одном из соревнований для спортивных стартапов и с тех пор обсуждали, что в будущем могли бы запуститься вместе. Это дало старт сотрудничеству.

Манчестер Сити

– Какие у проекта основные способы монетизации?

– Основной – спонсорские активации, потому что они позволяют трансформировать эмоции болельщиков в коммерческие результаты. И тут есть широкий спектр инструментов. Мы можем активно продвигать офлайновую продукцию, которую болельщики получают на стадионах. Можем брендировать фотографии, чтобы логотип компании размещался на всех фотографиях на всех платформах.

То есть фотография уходит в соцсети или в печать с этой небольшой брендовой частью, это увеличивает охват и вовлечение аудитории, создает эмоциональную связь. Так у нас уже рекламировались Amazon и Uber. Также охват увеличивается за счет людей, которые не находятся на стадионе, но смотрят самые популярные фотографии из раздела Trending.

Еще в монетизацию включен сервис по аналитике. Мы собираем и обрабатываем большое количество данных и предоставляем детальную аналитику поведения болельщиков.

– Но насколько я понимаю, пока проект не вышел на самоокупаемость.

– Да, пока этот момент еще не наступил. Но это нормально для стартапов в сфере инноваций. По расчетам, которые пока оправдываются, мы будем приносить прибыль уже в конце этого года.