5 мин.

Отличия Канадского футбола от Американского

С 1860-х гг. в Канаде начал распространяться регби. И уже в 1884 г. был основан Канадский Регбийный Союз (CRU). Он был покровительственной и объединяющей организацией для любительских лиг. В 1909 г. генерал-губернатор Канады Альберт Грей пожертвовал Кубок своего имени Grey Cup победителю Главного Футбольного Чемпионата Канады среди любителей. К тому времени игра, по которой проводились чемпионаты, уже довольно-таки сильно отличалась от своего прародителя - регби. С 1930-х по 1950-е 2 старшие лиги CRU: Межпровинциальный Регбийный Союз (IRFU) и Западный Межпровинциальный Футбольный Союз (WIFU) постепенно становились профессиональными. И всё меньше любительских команд из других лиг участвовали в борьбе за Grey Cup. В 1954 г. команды последней любительской лиги Регбийного Союза Онтарио (ORFU), продолжавшие соперничать с 2 профессиональными лигами, официально прекратили претендовать на Grey Cup. Это событие ознаменовало начало новой эры в истории профессионального Канадского футбола. В 1958 г. IRFU и WIFU вышли из-под юрисдикции CRU и, объединившись, организовали Канадскую Футбольную Лигу (CFL), где IRFU стал Восточным Дивизионом, а WIFU - Западным. На данный момент в CFL насчитывается 8 команд, по 4 в каждом дивизионе. Сезон начинается в середине июня с 2-недельного пресезона. Регулярный сезон состоит из 19 недель, в котором каждая команда проводит по 18 матчей и имеет одну неделю отдыха. В начале ноября начинается борьба за Grey Cup - т.н. Grey Cup Playoffs. В плей-офф выходят по 3 команды из каждого дивизиона. 1-й раунд: Division Semi Finals - играют между собой 2-е и 3-е команды дивизионов 2-й раунд: Division Finals - победители полуфиналов играют с победителями дивизионов по итогам регулярного сезона, пропускавшими 1-й раунд 3-й раунд: Grey Cup Championship - финал чемпионата. Считается одним из важнейших ежегодных событий как в спорте, так и в общественной жизни Канады вообще (аналог Штатовского Супербоула)

 

pic

Поле: Длина: между двумя goal line 110 ярдов вместо 100. End zone 20 ярдов вместо 10. Ширина: 65 ярдов (195 футов=59.47м) вместо 53 1/3 ярдов (160 футов=48.80м). Внутренние линии (засечки) - в 24 ярдах (72 футах=21.95м) от боковой линии вместо 23 7/12 ярдов (70 футов 9 дюймов=21.56м). Расстояние между внутренними линиями - 17 ярдов (51 фут=15.55м) вместо 6 1/6 ярдов (18 футов 6 дюймов=5.64м). Ворота по размеру идентичные, но в КФ они располагаются на goal line вместо dead line в АФ.

pic
pic

Количество игроков в поле по 12 вместо 11. Но на линии скриммеджа должно быть такое же количество игроков как и в АФ. Поэтому 12-й игрок располагается позади лайнменов. Часто используются 2 slotback′а (в основном вместо tight end). Slot - пространство между крайним OL и WR, соответственно SB располагается в этом промежутке но чуть глубже линии скриммеджа. В защите же вместо двух safety обычно используются 1 safety и 2 defensive halfback - располагаются глубже cornerback′ов и ближе к центру, но не так далеко от скриммеджа как safety.

Scrimmage (схватка) Игроки защищающейся команды при схватке могут располагаться не ближе 1 ярда от линии скриммеджа (в АФ команда защиты имеет право располагаться непосредственно вдоль линии скриммеджа - визуальная линия, параллельная goal line, края которой проходят касательно концов мяча). Из-за этого скриммедж не может быть ближе 1 ярда к goal line, даже если мяч стал мертвым внутри 1-ярдовой линии. В этом случае линия скриммеджа отодвигается и мяч устанавливается на 1 ярде от goal line. Все игроки, находящиеся за линией скриммеджа, одновременно могут передвигаться до снэпа (исключая QB) не только параллельно линии схватки, но также к ней и от нее (часто используется, чтобы запутать защиту). В отличии от АФ, где двигаться может только один игрок и только вдоль линии схватки. Кстати, снэп (передача мяча между ног от игрока линии квотербеку) в КФ обязателен, тогда как в АФ - нет, но используется из-за удобства. И мяч обязательно должен быть передан квотербеку, поэтому расстановка Wildcat в КФ запрещена.

Атака проходит в 3 дауна вместо 4 в АФ. Т.е. атакующей команде даётся 3 попытки пройти 10 ярдов, а не 4 как в АФ. В 3-м дауне обычно делается punt.Но из-за того, что защита находится в 1 ярде от скриммеджа, в 3-м дауне нередки попытки продвинуться вперед, если остается 1 ярд или чуть больше. Отсутствие fair catch. Нет fair catch (свободная ловля) после панта. Похоже на регби. Пантер и игроки, находящиеся во время панта за ним, имеют право бороться за мяч. И даже если никто из принимающей команды не коснется мяча, а они им завладеют, то могут продолжать атаку. Другие же игроки выбивающей команды не имеют права приближаться к мячу ближе, чем на 5 ярдов до того, пока его не коснется игрок принимающей команды. В АФ выбивающая команда, завладев мячом, может продолжать атаку только в том случае, если до этого кто-либо из принимающей команды коснулся мяча. Это же касается неточного field goal, где киккер и любой игрок, находящийся за ним во время удара также могут бороться за мяч. Поэтому в КФ неточный field goal тоже нужно обязательно возвращать, в отличии от АФ, где игроки пробивающей команды могут бороться за мяч только после касания игроком защиты (блок удара не в счёт). И если команда защиты мяч не подбирает, то владение всё равно переходит им и начинают с места удара. Single (rouge) - начисление одного очка. Любой мяч, оказавшийся в end zone после удара ногой ( punt, неточный field goal (но не от штанги), free kick, drop kick, kickoff) должен быть обязательно вынесен принимающей командой оттуда. Если игрок принимающей команды остановлен с мячом в end zone - за это бьющей команде начисляется 1 очко ( не путать с safety - когда защищающейся команде дается 2 очка за остановку атакующего игрока с мячом в его end zone, где команда остановленного игрока сама владела мячом и начинала атаку). Также single начисляется бьющей команде, когда мяч после удара ногой (punt, неточный field goal (но не от штанги), free kick, drop kick, но исключая kickoff) уходит в аут за dead line или за боковые линии end zone. Команда, пропустившая single, начинает атаку с 35 ярдов своей половины. Если single был пропущен после неточного field goal, то пропустившая команда выбирает начало атаки либо с 35 ярдов, либо с места удара - что им лучше.[/spoiler