Самый умный стадион в мире. Как это работает?
Как часто вы ходите на стадион? Для одних это прежде всего пробки, давка и очереди, для других – обязательная часть программы на выходные. В России первых обычно сильно больше, но в скором времени все может поменяться – благодаря технологиям smart-стадионов.
Самый умный стадион
Levi’s Stadium был построен в Калифорнии в 2014 году, это домашняя арена команды Национальной футбольной лиги «Сан-Франциско Форти Найнерс».
Между матчами NFL стадион принимает соревнования по рестлингу, концерты Beyonce, матчи чемпионата мира по футболу среди клубов и даже хоккейные матчи. Но в первую очередь этот стадион принимает болельщиков и обеспечивает максимальный комфорт всем посетителям.
Levi’s Stadium известен как самый технологичный стадион в мире. И вот почему.
Мощный Wi-Fi
10 терабайт. Столько было передано по wi-fi на Levi’s Stadium во время прошлогоднего финала Super Bowl. Для сравнения 10 терабайт – это почти 6 000 часов видео в HD качестве.
Арена буквально напичкана оптоволокном, антеннами и wi-fi роутерами, которые стоят через каждые 100 мест и обеспечивают все 70 000 болельщиков бесперебойным интернетом.
Стадион в Калифорнии был одним из первых с интернет-инфраструктурой. На сегодняшний день такую же технологию в той или иной степени имеют уже 29 стадионов в Штатах. Клубам довольно быстро стало понятно, что для болельщиков это «must have», а для них самих это новые возможности увеличения доходов в дни матчей и посещаемости.
Мобильные сервисы
С мобильным интернетом появился и e-commerce. В приложении стадиона или команды можно купить еду и напитки, а можно немного доплатить за билет и пересесть поближе к полю.
Приложение Levi’s Stadium обеспечивает комфорт в течение всего дня матча – до/после/во время.
Перед матчем можно заказать и оплатить еду прямо из дома, затем забрать ее у специальной стойки. Никаких вам очередей, оплат наличными и прочих традиционных неудобств стадионов. А при подъезде к арене приложение подскажет вам где лучше всего припарковаться, чтобы не идти несколько километров до своего сектора.
На самом стадионе вы можете делать абсолютно все, не вставая со своего места – заказать еду (вам ее принесут прямо к креслу), посмотреть повторы моментов матча (в том числе от лица игроков на поле) или любую статистику и транслировать все это в свои соц сети. Ну, разве что в туалет придется идти самому. Правда и в этом случае приложение не оставит вас в одиночестве и проложит самый короткий путь.
Маячки
Вся навигация по стадиону реализована с помощью специальных beacon-маячков, которые установлены в разных углах стадиона. Такие маячки обеспечивают болельщиков всеми удобствами при перемещении (навигатор, подсказки), но главное – помогают клубам лучше понимать поведение посетителей: как они перемещаются по стадиону, на что больше тратят время, а на что меньше. Использовать такие данные можно в самых разных целях: от оптимизации работы стадиона до персонализированного маркетинга.
Эра Big Data
На многих стадионах, в том числе и на Levi’s Stadium, внедряют целые CRM-системы, которые собирают в одном месте информацию о каждом болельщике из разных каналов: будь то «лайк» на Facebook, покупка билета или посещение фудкорта на стадионе.
В результате клуб знает практически все, что ему нужно, о своей аудитории и может использовать это для постоянного вовлечения болельщиков и увеличения продаж.
Согласитесь, получить пуш-уведомление с купоном на покупку любимого хот-дога, находясь рядом с фудкортом, все-таки намного приятнее, чем смотреть рекламу во весь экран при запуске приложения клуба (хотя куда же без нее).
Солнечные батареи
Часть затрачиваемой энергии на Levi’s Stadium покрывается за счет солнечных батарей, которые очень органично встроены в архитектуру стадиона – батареи установлены в виде крыши «зеленой» террасы.
Зачем это нужно
Такие нововведения были сделаны не просто так, технологий ради. ESPN регулярно проводит опросы, по результатам которых с каждым годом все больше людей предпочитают смотреть матчи дома по телевизору с комфортным доступом к интернету.
Сейчас “умные” стадионы конкурируют с ТВ-трансляциями и вполне успешно, так как предоставляют все, что нужно болельщикам для комфортного просмотра матча.
Хочется верить, что с увеличением персонализации и внедрением искуственного интеллекта у людей будет все больше поводов сходить на стадион.
Стоимость строительства
Строительство smart-стадионов требует больших инвестиций. Чаще всего, проекты реализуются за счет партнерства государственных органов и коммерческих организаций. В случае Levi’s Stadium решение о постройке принимало городское собрание города Санта-Клара. Деньги на проект практически полностью занимались у банков и NFL (у футбольной лиги даже есть специальный фонд по такие проекты). Ниже приведу немного цифр по самым технологичным стадионам мира:
Просто напомню – стоимость «Зенит-Арены» с протекающей крышей оценивается уже в 1,4 млрд.
Катар-2022
Чемпионат мира по футболу в Катаре абсолютно точно будет отличаться от всех предыдущих. Хотя бы потому, что он пройдет в ноябре-декабре, а не летом.
ЧМ-2022 станет первым международным турниром, на котором все матчи будут проводиться на «умных» стадионах, а главная их особенность – системы кондиционирования.
Летом в Катаре жарко, температура держится в промежутке от 35 до 50 градусов. Так как ЧМ изначально планировался летом, организаторы анонсировали, что создадут на каждом стадионе уникальные системы кондиционирования, которые позволят держать температуру внутри стадионов на уровне 25-27 градусов.
Уникальность такой системы в том, что охлаждать воздух планируется за счет солнца. Стадион будет использовать солнечные батареи для сбора энергии, которая в свою очередь используется для работы систем охлаждения воды и воздуха.
ЧМ-2022 в конечном итоге перенесли на зимнее время, чтобы не создавать экстремальные условия для спортсменов и болельщиков. Но системы кондиционирования организаторы решили оставить и обещают запустить их к старту турнира.
Катар станет первый страной, все футбольные стадионы которой будут иметь мощную технологическую инфраструктуру. Сейчас же единственный «умный» футбольный стадион это Vodafone Arena в Турции, где играет местный «Бешикташ».
А что в России?
Попытки реализовать отдельные сервисы smart-стадионов предпринимаются и у нас. Московская арена «Мегаспорт», например, первой в России запустила сервис доставки еды прямо к креслу. Сейчас услуга доступна уже на нескольких стадионах, а чтобы воспользоваться ей, достаточно зайти на специальный сайт. Сделано довольно удобно, доставка работает быстро (на «Мегаспорте» хот-дог мне принесли за 6 мин). Есть надежда, что полнофункциональные приложения стадионов и технологическая инфраструктура тоже не за горами.
Разумеется, стоит также отметить культуру боления. Много женщин и детей. Никаких пьяных до потери сознания бритых личностей сомнительного вида, никаких матерных кричалок, оторванных кресел и т.д. Не смотря на товарищеский характер матча, на который, к тому же, не приехало много основных игроков, зрители активно болели, безо всяких инициатив со стороны ультрас регулярно пускали волну.
Из недостатков: Пока сидел, сгорел на солнце :)
Похожие ощущения были на матчах НХЛ в Сан-Хосе и Детройте, ну и в упомянутом здесь AT&T в Сан-Франциско. Там я, правда, был не на спортивном мероприятии, а на концерте AC/DC. Из недостатков AT&T могу отметить, что он находится в центре города, и не стоит туда ехать на машине, если не хочется простоять час в пробке. А так - он метрах в 10-ти от трамвайной остановки и метров за 50 от станции пригородных "электричек".
Из известных стадионов в России я был только на Локомотиве в Москве. Сравнивать даже не хочется.
видно автор совсем не интересуется нфл, подготовился бы, что ли.
Левайс безумно ужасен, большинство игр нфл проходит в дневное время, а так как в районе заливе почти всегда солнце, а осенью окола 30 градусов тепла, стадион строили таким образом, что бы солнце не мешало телевизионной картинке. О болельщиках на стадионе совершенно не думали. По итогу на играх НФЛ солнце так раскаляло основную трибуну, что зрителям просто невозможно было находится на раскаленной сковороде. люди с билетами смотрели игру в подтрибунке в местных барах.
ТАк же из-за огромной цены стадиона, поход на игру выливался в большие траты, одни из самых дорогих билетов в лиге, плюс на территорию запрещено проносить свою еду и напитки. 0.33 местной обычной воды стоил окола 7- 8 долларов