Пространство на флангах - ключевой вопрос современного футбола? Майкл Кокс - о реформах Конте и Раньери
Кажется, теперь, чтобы одержать победу в премьер-лиге, необходимо поздним сентябрем проиграть Арсеналу с разницей в три мяча.
В прошлом сезоне Лестер Клаудио Раньери был бит на Кинг Пауэре со счетом 5-2. Алексис Санчес отличился хет-триком. 363 дня спустя команда Арсена Венгера разнесла в домашних стенах Челси, теперь уже не пропустив: 3-0. Контрнападение "канониров" с удивительными Санчесом и Озилом камня на камне не оставило от обороны Антонио Конте.
Конечно же, это чистой воды совпадение. Но в обоих случаях тяжелое поражение стало толчком к изменениям в игровом рисунке будущего и практически будущего чемпиона. Результатом тренерского послематчевого анализа стало перестроение, приведшее к появлению на свет наиболее сплоченных и надежных оборон АПЛ.
Пожалуй, наиболее красноречиво об отношении публики к той игре Лестера с Арсеналом говорит тот факт, что матч даже не транслировался на британском телевидении. Важность матча была сильно недооценена, пусть тогда "лисы" и не считались даже претендентами на титул. Хорошо, что сам Раньери отнесся к этому поражению не просто так: по итогам матча было принято решение убрать из основы двух фуллбэков.
Джеффри Шлупп, ставший обладателем награды Лучшему футболисту команды по итогам голосования одноклубников буквально сезоном ранее, был крайне хорош на позиции вингбэка, но чувствовал себя недостаточно комфортно, будучи традиционным крайним защитником. В результате неосторожной игры в его исполнении на фланге появлялось лишнее свободное пространство. В это же время справа действовал Ричи де Лат, слишком часто убегавший вперед и предоставлявший возможность вингерам соперника врываться в зону за собственной спиной.
Раньери стал заигрывать Кристиана Фукса, априори более солидного фуллбэка, слева и Дэнни Симпсона справа. Задача их была проста, но в то же время довольно специфична: активно переходить на чужую половину лишь тогда, когда команда проигрывает. Надо сказать, что данное решение перевернуло сезон Лестера: Роберт Хут и Уэс Морган вдруг стали выглядеть на порядок более надежной связкой защитников, ведь теперь им уже не приходилось страховать своих партнеров.
"Джефф и Ричи были молниеносны", - объясняет Каспер Шмейхель. "Но за спинами у них оставалось слишком много пространства... Было необходимо что-то изменить, и вот теперь мы играем с четырьмя защитниками".
Уже спустя год, после болезненного поражения на Эмирейтс Антонио Конте не ограничился точечными кадровыми перестановками. Наставник Челси целиком изменил игровую систему своей команды. 4-1-4-1 в исполнении "синих" были разорваны, так что уже во время матча итальянский специалист перевел подопечных на 3-4-3. Под насмешки со стороны поклонников Арсенала свое место на поле уступил Сеск Фабрегас. Вместо него в свой дебютный матч в АПЛ вступил Маркос Алонсо, по-видимому, изначально приобретенный во многом из-за умения играть на позиции вингбэка. То же самое можно сказать и про Давида Луиза: вполне возможно, что Конте решил вернуть бразильца в Челси в связи с уверенной его игрой в схемах с тремя защитниками.
С момента перехода на 3-4-3 столичная команда расцвела: "синим" не хватило совсем чуть-чуть, чтобы побить рекорд Арсенала по количеству побед кряду в высшем дивизионе. Челси больше не возвращался к схеме с четверкой защитников и стал безоговорочным фаворитом чемпионской гонки.
"Мы начали текущий сезон с несколько другим игровым рисунком, но в определенный момент я стал понимать, что команде не хватает баланса", - признается Конте. "Именно поэтому мы перестроились на новую схему. Кроме того, в нашем распоряжении были подходящие форварды".
Но не менее важно подчеркнуть, что в распоряжении тренерского штаба Челси находились и подходящие защитники.
Забавно, что в обоих случаях мотиватором перемен стал матч против Арсенала, но фигура конкретного соперника в данном случае отношения к делу не имеет. Главное - оба тренера осознали, насколько уязвимы их ворота в играх против контратакующих команд, в особенности против тех из них, что активно пользуются свободным пространством между центральными и фланговыми защитниками. В современном футболе, аккуратном, строящемся на забросах, в футболе, где важно иметь умело атакующих фуллбэков, использование пространства на флангах стало ключевым аспектом.
Сейчас тяжело представить какую-либо игровую комбинацию, на него не ориентированную. Фланговые зоны часто используются для вскрытия чужой обороны как самими вингерами, так и людьми, доставляющими этим вингерам мяч. Иногда используются и теми, и другими: наглядный пример - недавний гол Дэнни Уэлбека в ворота Ливерпуля.
Безусловно, Раньери и Конте сработали по-разному. Первый всего лишь добавил осторожности, тогда как второй поменял игровой рисунок полностью. Но и там, и там в основе лежала в общем-то одна идея: свести к минимуму свободные зоны по краям. Теперь мало кто говорит о проблемах обороны Челси, ведь пространство стало чаще появляться с краю, нежели в полуфлангах.
В данном контексте стоит вспомнить и эксперимент Пепа Гвардиолы со смещениями фуллбэков в центральную зону. Фактически причина была все та же. Гвардиола осознал, что после подключения крайнему защитнику соперника будет трудно вовремя возвратиться назад и закрыть зону, так что Пеп попросил своих вингеров оставаться на краях и тем самым обеспечивать атакам постоянную ширину, что, в свою очередь, позволило бы фуллбэкам команды занимать позиции по краям центральной тройки.
Таким образом, фуллбэки Гвардиолы могли бы при необходимости немного опуститься и свести к минимуму возникшее свободное пространство. Правда, надо сказать, что такой ход намного больше подходил Баварии, в составе которой были Давид Алаба и Филипп Лам, имевшие опыт игры в центре, нежели Манчестер Сити, где попросту нет подходящих футболистов. Тем не менее, сама задумка Гвардиолы в данном случае очень показательна.
В общем и целом, между действиями Раньери, Конте и Гвардиолы мало общего, но все три специалиста боролись с одной проблемой - проблемой свободного пространства по краям. Вот вам еще одно небольшое напоминание о том, как развивается ландшафт футбольной тактики. Вот вам еще одна демонстрация тактического разнообразия внутри премьер-лиги.
Поэтому и защита крайних зон нуждается в повышенном внимании. Специфика АПЛ.
Это место Бано и Невилла-старшего, место Эшли и Бэйнса. Место, с которого начался Бэйл. Фланги это альфа и омега АПЛ. Венгер проигрывает именно фланги.
Сейчас тенденция к оборонительному футболу: до тренеров стало доходить что счет на табло делают не только забитые голы, но и пропущенные (спасибо куче эллардайсов и одному мауру), тренеры стали воспринимать автобус серьезно.
По центру ходят всякие меси и криро, и там исторически стоят стеной рамосы-пике. Фланги это лазейка для умных и трудолюбивых, лазейка обойти меси-криро, не напоровшись на рамосов-пике. На флангах в европе редки звезды, там можно ухватить удачу за хвост.
Фланги это фишка АПЛ, нашефсё.