Экс-президент «Боруссии»: «Вернуть Эффенбрега было правильным решением»
«Боруссия» и «Фиорентина», сегодняшние противники в Лиге Европы, еще ни разу не встречались друг с другом в официальных матчах. Тем не менее, между этими клубами существует связь: В 1994 году «Боруссия» вернула назад в Гладбах из «Фиорентины» Штефана Эффенберга. Экс-президент гладбахского клуба Карл-Хайнц Дригальский рассказывает о том трансфере и его последствиях.
Карл-Хайнц Дригальский (с поднятой рукой)
- Господин Дригальский, «Боруссия» встречается в Лиге Европы с «Фиорентиной». Это должно вызывать у Вас воспоминания. Ключевое слово: Эффенберг.
- Нужно сказать, нынешняя поездка «Боруссии» во Флоренцию будет иметь мало общего с историей о Эффенберге. В первую очередь, это очаровательный город с большим количеством искусства и внушительными памятниками – это именно тот туристический город, который можно себе только пожелать в качестве поездки в рамках Лиги Европы. То, что при жеребьевке Гладбаху достался именно тот клуб, из которого мы вернули Эффенберга, является историческим совпадением. Однако, это не было типичным трансфером. Мы не ездили тогда во Флоренцию. Штефан сам пришел к нам, и после стандартных процедур трансфер был завершен.
- Необычным было то, что Эффенберг приехал на велосипеде…
- (Смеется.) Да, это было отличным рекламным ходом. После того, как он сказал, что готов вернуться в Гладбах даже на велосипеде.
- В то время Эффенберг считался «бэд боем» немецкого футбола. После того, как Берти Фогтс отправил его домой из-за показанного Штефаном среднего пальца по время Чемпионата Мира 1994 года. В той ситуации снова вернуть его в «Боруссию» было ответственным шагом.
- Конечно, он служил сенсацией в немецком футболе. Эффенберга нужно воспринимать как особенную персону и не только на футбольном поле. Он всегда был очень импульсивным и его легко было спровоцировать. Но он не собирался подавлять это в себе – это часть его характера. Мы знали о проблемных местах во всей этой истории и поэтому очень хорошо подготовили наш трансфер. Мы даже спросили мнение у всей команды, чтобы получить разрешение и с их стороны. В противном случае, трансфер бы не состоялся. Команда дала зеленый свет, потому что желала успеха, а Эффенберг мог стать фактором для этого.
- Какие задачи стояли за этим трансфером? «Боруссия» была командой с большим потенциалом. Являлся ли Штефан фигурой лидера, которого на тот момент не хватало?
- Было ясно, у Эффенберга больше не было будущего в «Фиорентине». К тому же, его прежняя жена Мартина была из Гладбаха и его прошлое так же было связанно с нами. Таким образом, эта связь сыграла нам на руку и у нас появилась возможность заполучить игрока высокого уровня. Это было главной причиной, чтобы вернуть его назад. В своей лучшей форме Штефан был усилением не только для «Боруссии», но и для любого другого клуба. Он действительно обладал лидерскими качествами.
- Вы были в 1972-1992 годах фитнес тренером в «Борусии», знали Эффенберга еще молодым игроком, переехавшим из Гамбурга в Гладбах. Каким был Эффенберг в молодости?
- Уже тогда он не лез за словом в карман. Штефан всегда хотел пробиться на самый верх и ему это удалось.
- Был ли он лидером, о котором «Боруссия» - менеджер Рольф Рюссманн, тренер Бернд Краусс и Вы – всегда мечтали?
- Мы точно знали, Эффенберг приложит все усилия, чтобы избавиться от негативного имиджа, которым он обладал в футбольном мире.
- Выходит, это был беспроигрышный вариант? Гладбаху нужен был хороший игрок, а Эффенбергу команда, в которой он мог проявить себя с лучшей стороны.
- Да, можно сказать и так. Он это хорошо понимал.
- Чего вообще стоит ожидать, когда подписывают такого игрока как Эффенберг? За короткое время команда пережила с ним многое. Штефан привел клуб к победе к Кубке Германии, а затем команда стала стремительно падать вниз, когда Эффенберг перестал показывать свой уровень.
- Если такой доминирующий тип человека долгое время оказывает слишком большое влияние на игру команды, то это становится типичным развитием событий. Мне кажется, эту ситуацию можно сравнить с Гюнтером Нетцером. У него так же были периоды, когда он не показывал свой лучший футбол, но по-прежнему оставался ключевой фигурой в команде. Это может привести к тому, что основные обязанности как игрока на поле отходят на второй план. В случае успеха команда будет поддерживать такую выдающуюся личность. Но если победы отсутствуют, и лидер перестает играть на должном уровне, то это приводит к проблемам игрового плана. Что и показал пример Эффенберга.
- Это стало особенно заметно, когда Эффенберг в «Рейнской Газете» обнародовал свою зарплату в 5 миллионов марок. Были ли это ошибкой, предоставлять ему такую особую роль в команде?
- Подписание Эффенберга было для нас финансово очень сложной задачей. Было слишком много условий как со стороны «Фиорентины», так и от его семьи. Сначала мы взяли Штефана в аренду и лишь потом выкупили. Мы все прекрасно понимали, что такая высокая зарплата станет обсуждаемой кругом темой, особенно когда Эффенберг начал терять форму.
- Можно ли вообще предотвратить подобное, особенно когда располагаешь игроком со множеством привилегий в команде?
- Я считаю, футбол в наше время стал на столько прозрачным, что утаить подобное не представлялось возможным. Но в итоге, если вернуться к теме: Подписание было правильным решением.
- Которое привело к победе в кубке страны. Это по-прежнему последний титул «Боруссии». Кубок является единственным на данный момент способом завоевать какой-нибудь трофей в Германии. Гладбах в этом сезоне пробился уже в четвертьфинал. Берти Фогс не раз повторял, «Боруссия» в этом году должна сделать все, чтобы попасть на финал в Берлин.
- Я доверяю Дитеру Хеккингу. Он хорошо знает важность победы в этом состязании. Он уже выигрывал этот кубок с «Вольфсбургом». К сожалению, за прошедшие годы мы несколько раз выбывали из этого турнира, находясь в достаточно выгодном положении. Очень жаль, возможно, команде удалось бы достигнуть большого успеха. В целом, этот турнир – самый быстрый путь к завоеванию кубка в нашей стране.
- Каково было значение выигранного кубка для клуба?
- Мы - тренеры, менеджеры, команда, все, кто был в клубе в то время - все еще очень гордимся тем, что нам удалось это в 1995 году. И, к сожалению, до сих пор все происходит так, как сказал Берти Фогтс в 1979 году: Внимательно посмотрите на этот кубок. Это последний трофей, больше клуб еще долгое время не сможет ничего выиграть.
- Поле триумфа в Берлине, команда начала постепенно разваливаться. Стало ли это переворотным моментом на пути клуба вниз?
- Небольшой спад после какого-нибудь титула я считаю нормальным. В последствии, мы неплохо играли и даже получили отличный опыт в Лиге Европы против лондонского «Арсенала». Даже тогда Эффенберг играл важную роль для команды. К сожалению, такие игроки, как Хайко Херрлих или Мартин Далин имели собственные планы и хотели уйти. Было очень сложно найти им замену, что мы и увидели в последующие годы. Падение команды, которое я из-за своей отставки в 1997 году уже не сопровождал персонально, несколько приостановилось только в сезоне 1997/98, когда команде удалось спастись от вылета в последней игре против «Вольфсбурга». Штефану Эффенбергу тогда снова пришлось проявлять свои лидерские качества. В итоге, он был важным фактором того, что команда не вылетела. Штефан хотел вернуться в «Баварию» и очень не хотел покидать Гладбах вылетевшим во второй дивизион.
Источник: rheinische post
Фото: getty images / dpa