12 мин.

Под микроскопом: Ирландия – Россия

Гостевая победа над Ирландией осталась в прошлом. Эмоции поутихли, все уже определились с выводами и теперь находятся в предвкушении следующей игры. А я все же хочу поставить точку: очень многое из увиденного мной в прямом эфире оставило вопросы – поэтому пришел к выводу, что необходимо разобрать игру более детально. И делать это нужно именно сейчас – когда первый слой информации благополучно прижился в памяти, и возникла необходимость заполнить имеющиеся пробелы.

Матч получился очень сложным для оценки как некоторых игроков, так и игры сборной в целом. Мнения по поводу футбола в исполнении российской сборной были высказаны чуть ли не диаметрально противоположные. Для одних Широков показал качественную игру, для других – он эту игру провалил. Кто-то положительно оценивает выход Погребняка, другие же – критикуют Адвоката, выпустившего Павла на поле. После матча было распространено мнение, что сборная России показала посредственный футбол, но выиграла за счет того, что футбол в исполнении сборной Ирландии был еще более посредственным. Вопросов и вправду много. А все потому, что игра получилась такой сложной, неоднозначной, разбитой фактически на два разных отрезка. Поэтому сделать какой-то конкретный вывод не представляется возможным; игру надо пересматривать и разбирать, разбивая ее на игровые отрезки и позиции, изучая и давая оценку каждому отрезку и каждой позиции по отдельности. И вот тогда, вероятно, можно будет увидеть и оценить общую картину.

Стартовый состав

По сравнению с предыдущим матчем со сборной Словакии Адвокат произвел две перестановки. Вместо Семшова на поле появился Денисов, а вместо Погребняка – Кержаков. В общем-то, замены эти легко поддаются логическому объяснению: Денисов залечил травму, а Кержаков набрал какую-то сногсшибательную форму. Сыграть в этом матче без Кержакова, но с Погребняком – все равно что отстреливаться из рогатки, оставив в кобуре пистолет.

При этом схема Адвоката осталась без изменений. По-прежнему на поле находились два центральных и два острых крайних защитника, трио игроков центральной зоны, где функции между Денисовым, Зыряновым и Широковым были распределены между атакой и обороной, два инсайда в лице Аршавина и Дзагоева и один чистый нападающий.

Во что играла сборная России?

Ставка была сделана на контроль центра и, соответственно, контроль мяча. Адвокат решил сыграть в быстрый комбинационный, коллективный футбол. В атаках участие принимали по меньшей мере 7-8 игроков. При позиционном выходе из обороны на своей половине поля оставались только Березуцкий, Игнашевич и иногда Денисов, игравший в этом матче исключительно в разрушении. Жирков и Анюков вполне удачно подключались по флангам, а их позиции в обороне страховала связка Денисов – Зырянов или группа игроков Денисов – Березуцкий – Игнашевич.

Главное преимущество России над Ирландией отражалось в скорости командных действий. Если ирландцы на протяжении большего времени матча играли в что-то среднее между регби и футболом (комбинационный футбол у них получался в редких случаях, когда мяч оказывался у умеющих думать игроков), то россияне подолгу держали мяч, быстро передавая его друг другу в поисках продолжения атаки. Ирландцы рассчитывали на силу, мощь и давление, длинные забросы и борьбу в штрафной площади. Россияне же, создавая острые моменты, полагались на футбольный интеллект. В этом состоит основное различие между двумя сборными в этом матче, двумя, если хотите, философиями футбола.

Оборона

В составе сборной России нет игрока, который провел бы матч идеально. Все где-то ошибались. Впрочем, выдать идеальный футбол в поединках такого уровня получается крайне редко. Вот и пара центральных защитников хоть и отыграла на приличном уровне всю встречу, все равно в некоторых эпизодах действовала неуверенно. Игнашевич часто выдвигался вперед, выполняя функции чуть ли не опорного полузащитника. Оба центрдефа удачно действовали на перехватах, разбирались с ирландскими забросами, вели борьбу на втором этаже.

Крайние защитники много времени уделяли атакам. Но ни разу ирландцам не удалось провести контратаку через пустующую зону по флангам российской защиты. Как уже отмечалось выше, Денисов и пара центральных дефов регулярно страховали свободные зоны. Оборонительная линия вытягивалась вперед, тем самым лишая ирландцев пространства в центре поля. Обе линии, защитная и полузащитная, располагались компактно, плотно. Во многом поэтому Трапаттони смог предложить Адвокату только фланговую активность и неутихающие забросы на форвардов.

Однако обороне я бы поставил четверку с минусом. Каждый раз, когда сборная Ирландии начинала оказывать давление на нашу команду, создавалось ощущение паники в защитных построениях сборной России. Яркий пример, подтверждающий эту гипотезу, случился в дебюте встречи – на 7-8 минутах матча.Началось все с того, что при выходе из обороны начудили Денисов – Широков. То ли первый неудачно отдал пас, то ли второй повел себя пассивно при его приеме (чтобы разобраться, надо смотреть футбол вживую), но мяч был потерян. Сыгравший на перехвате Лоуренс отпасовал на Макгиди, который нанес коварный удар по воротам Акинфеева.

Дальше случилась та самая паника, о которой было упомянуто выше. Ирландцы 30 секунд держали мяч, за которые нанесли 1 удар по воротам, сделали 4 прострела/подачи, 4 раза выиграли подбор. И винить Игнашевича с Березуцким я бы тут не решился. Подачи мяча с фланга на фланг, прострелы вдоль ворот, которыми увлеклись ирландцы, – следствие позиционных провалов Жиркова и Анюкова, находившихся в полупозиции. Игнашевич и Березуцкий виновны только в эпизоде, последовавшим за ударом Макгиди – когда Кин беспрепятственно завладел мячом чуть ли не на краю вратарской площади. Впрочем, не у дел остались не только защитники, но и уставший наблюдать за мучениями дефов Алан Дзагоев.Итак, мы имеем коллективную ошибку Игоря Денисова и Романа Широкова. И вот здесь начинается самое интересное. Широков, проигравший единоборство Лоуренсу, ринулся исправлять свою оплошность. Когда мяч был уже у Макгиди (за 2 секунды до удара и паники у ворот россиян), противостояли спартаковцу Березуцкий и все тот же Широков. Все, чем занимался Роман на поле в первом тайме, можно назвать халтурой. Он не боролся за мяч, он создавал видимость этой борьбы. Вот и в разбираемом эпизоде Широков вообще никак не помешал Макгиди пробить, хоть и стоял напротив него. То есть Широков только за одну атаку совершил две грубейшие ошибки, которые чуть было не привели к голу. Поклонникам таланта Широкова я бы порекомендовал пересмотреть первый тайм и последить за действиями Романа в передачах и отборах. Это был худший игрок первого тайма.

Во втором тайме центрдефы стали много проигрывать верховых дуэлей. Во втором пропущенном мяче виновен вовсе (не только) не Денисов, а Игнашевич, который проиграл воздух, что позволило Макгиди завладеть мячом. Впрочем, Денисов виноват, конечно, тоже. Я бы разделил вину между Сергеем и Игорем примерно 50/50. Худшим в российской линии защиты стал Юра Жирков. Он уже не выглядел столь посредственно, как в матче со словаками, но и до своих лучших кондиций Юре, видимо, еще далеко. Жирков стал вообще единственным игроком в составе российской сборной, кто проиграл своему оппоненту. Об этом позже.

Центр

Всеми было отмечено, что в этом матче сборная России имела превосходство в контроле мяча. Контроль мяча невозможен без сильного центра. Многофункциональное трио Денисов – Зырянов – Широков с первых минут принялись цементировать середину поля. Каждый из этого тройки дополнял друг друга: Денисов был сосредоточен исключительно на разрушении; Зырянов был наделен частью атакующих полномочий; Широков передвигался по всему полю, как разрушая, так и созидая. Если Денисов в этом матче был работягой, а Зырянов – интеллигентным инженером, то Широков выполнял функции свободного художника. Вовсе не Аршавину принадлежит эта роль, а именно Широкову.

Ставка Адвоката на этих футболистов легко объяснима: они играют в одной команде, а значит – понимают друг друга с полуслова. Я бы назвал игру голландца тактикой с 2.5 опорниками; на роль чистого третьего опорника Широков в этом матче не тянул; да и Зырянов классическому пониманию этой позиции не совсем соответствовал. Ставка сделана на универсализм центральной зоны, где каждый игрок может сыграть как в атаке, так и отработать в защите. Денисов проделывал огромный объем работы, занимаясь разрушением всех ирландских атакующих начинаний. Зырянов часто ходил вперед, но не менее часто занимался отбором мяча в центре и на своей половине поля. За Широковым я смотрел особо внимательно и какой-то точной (единственной) оценки дать ему не могу. Дело в том, что Роман провел противоречивый матч. Он, по сути, провалил первый тайм, но сильно отыграл во втором. Он часто терял мяч в безобидной ситуации, чрезвычайно пассивно действовал в отборах (попросту создавал видимость борьбы), но в то же время отличился несколькими изумительными проникающими передачами в штрафную площадь, создал несколько острых моментов. Да и забитый гол, какой-никакой, тоже никто не отменял. И все-таки я бы назвал игру Денисова и Зырянова более полезной в этом матче.

Если сборная России – семья, то Костя Зырянов – дедушка – самый мудрый, рассудительный член семьи. В свои 33 года Зырянов проделывает феноменальный объем работы, оказываясь одинаково полезным как в обороне, так и в нападении. Завладев центром поля, сборная России уверенно разыгрывала свои атаки. Легко получался выход из обороны, мобильный центр классно действовал на перехватах и подборах. Через связку Денисов – Зырянов разгонялось множество атак. За счет грамотных действий опорных полузащитников у сборной России получался комбинационный футбол. Именно из-за уверенной игры этой тройки сборная Ирландии на протяжении 70 минут матча была вынуждена атаковать путем забросов мяча на фланги или на двух форвардов. Потому что в центре ей ловить было нечего. Она его вчистую проиграла.

Атака

Аршавин дирижировал атаками российской сборной. В этом матче остроумные передачи в большинстве случаев проходили только у него и Широкова. Если первый гол сборная России забила при помощи стандартного положения, то вторая голевая атака была реализована за счет коллективных действий половины команды. В центральной зоне Зырянов и Денисов разыграли мяч, который был адресован Аршавину. Андрей заметил подключение Анюкова и выдал блестящий разрезающий пас.Уже отмечалось, что этот мяч получился по-настоящему шедевральным. Каждый из участвовавших в атаке футболистов сыграл идеально точно. Особо ценна роль Кержакова, обманувшего всю защиту и особенно Сент Леджера, побежавшего за Александром. То есть Кержаков в этой атаке исполнял отвлекающий маневр, а про Дзагоева защитники сборной Ирландии вспомнили только когда вынимали мяч из сетки ворот.С другого ракурсаСам же Алан, несмотря на дебютный гол, провел хороший, добротный матч, но не более того. Лучшими в атаке у россиян были Аршавин, принявший участие в двух забитых мячах, Широков (если брать отдельно взятый второй тайм), Зырянов и, самое неожиданное, Анюков, отдавший две голевые передачи. Саша Кержаков был заряжен на борьбу, очень мобильно действовал, забил очень важный мяч, но уже в конце первого тайма эволюционировал (деградировал) до своего классического «ББББ».

Игра в нападении мне понравилась тем, что все футболисты прекрасно понимали друг друга. Аршавин действовал в левой-центральной зоне, а во втором тайме, подустав, очень часто опускался глубоко в середину поля. Кержаков маневрировал по всему фронту атаки. Зырянов приходил на помощь всем, кому это требовалось; отличился изумительными передачами в штрафную площадь. Широков играл то опорника (твердая двойка), то форварда (четверка), то атакующего полузащитника (пять с плюсом за второй тайм).

Я не разделяю критику в адрес Аршавина, критика эта беспочвенна. Андрей совершенно точно вошел в тройку лучших игроков матча, наряду с Анюковым и Зыряновым. Несмотря на визуальное выпадание из игры во втором тайме, Аршавин продолжал делать свою работу. Вспомните, кто в концовке матча вывел один на один Семшова? Правда, вышедший на поле Игорь остроумно упал. Мне понравились комбинации в исполнении российской сборной, ее движение, скорость принятия решений и культура паса. Умоляю: не слушайте тех, кто заявляет, что сборная России сыграла плохо. Она сыграла хорошо. Лучше, чем когда-либо за последний год-полтора. Конечно, концовка изрядно подпортила впечатление, но без валидола, как говорится, мы не умеем. Давайте попробуем найти этому объяснение.

Перелом

Есть три фактора, которые повлияли на расстановку сил на поле после 70 минуты матча.

Фактор первый – пенальти. Неважно, был пенальти или не был (сколько смотрю футбол – процентов так в восьмидесяти аналогичных эпизодах арбитр пенальти не дает) – он придал необходимый положительный импульс игрокам ирландской сборной. Было бы странным, если бы при счете 1-3 хозяева поля не попытались спасти ситуацию.

Фактор второй – тренерский. Насколько изящно и грамотно Дик Адвокат обыграл своего визави при выборе тактики на игру, настолько же с треском проиграл ему по ходу матча. Во-первых, ирландцы завелись и огромными силами стали переходить в атаку. Во-вторых, Трапаттони произвел удачные замены. Вышедший вместо Лоуренса Лонг стал терроризировать бровку Юры Жиркова. В этот же момент измученный Анюковым Макгиди перебрался на правый фланг. И получилось так, что Юра Жирков оказался один против двух острых, скоростных игроков. И проиграл Жирков эту неравную борьбу по всем статьям. Ирландцы, прекрасно анализируя все это, все чаще стали загружать правое крыло атаки, что, в общем-то, принесло свои плоды. Внимание, вопрос: где был Дик Адвокат в этот переломный момент? Дик провел две замены по позиции и одну тактическую замену – вместо травмированного Дзагоева вышел еще один Березуцкий. Замена толковая и оправданная – необходимо было выигрывать воздух. Что же касается выхода Семшова и Погребняка, то эти рокировки стоит оставить на совести самого Адвоката. Игорь игру не провалил, но и со своей задачей (держание мяча), по-видимому, не совсем справился. Погребняк отметился ударом по воробьям со штрафного и загубленным 100%-ым голевым моментом. Ни за какой мяч он не цеплялся. Он должен был цепляться по науке, по учебнику, но ничего подобного на поле не происходило.

Фактор третий – усталость/расслабленность. Довольно банальная формулировка. При счете 3-0 заставить себя выкладываться по максимуму чисто психологически не так-то просто. Третьего фактора могло бы и не быть, вернее – он бы не имел определяющего значения, если бы не два других фактора. В совокупности этих обстоятельств мы получили нервную концовку. Концовку, которую все же проиграл Адвокат. Мало того, что он не предусмотрел возможные варианты развития событий, не прочувствовал тактический ход Трапаттони, но и, ко всему прочему, не сумел оперативно скорректировать игру после того, как инициатива перешла к сборной Ирландии. Это только его сугубо тактический просчет.

Следить за обновлениями