9 мин.

Футбол и рок`н`ролл: как Football Manager меняет игру

Ясным сентябрьским днём на телефон полузащитника «Куинз Парк Рейнджерс» Эндроса Таунсенда пришло сообщение. Писала Хейзл, его девушка. «Когда ты умудрился получить штраф за пропуск тренировки?», — спрашивала подруга. Эндрос не славился изысканными манерами и железной дисциплиной, но не мог вспомнить, когда в последнее время пропускал занятия с командой. Хейзл тем временем прислала эмодзи, напоминающее картину «Крик» Мунка и пояснила: «Я прочитала об этом в твиттере». Футболист задумался. «Да? Покажи мне, что ты прочитала». 

Несколько секунд Таунсенд вчитывался в заголовок на скриншоте — «Таунсенд согласился со штрафом». Ниже было написано, что игрок клуба «Куинз Парк Рейнджерс» усвоил урок от руководства и теперь постарается вести себя лучше. «Это не шутка, Эндрос?», — не могла успокоиться Хейзл.

Пару мгновений длилось недоумение Эндроса, затем парень припарковался на обочине дороги и из машины футболиста раздался громкий смех. 

Таунсенд давний поклонник Football Manager, серии видеоигр, появившейся в 1992 году под названием Championship Manager. Ежегодно около восьми миллионов геймеров (половина — на пиратских копиях игры) пытается реализовать свой тренерский потенциал, беря под управление футбольный клуб. Ваша вторая половинка вряд ли одобрит новое увлечение — официально задокументировано уже два развода, состоявшихся по причине увлечения игрой. В 2015 году игроки в Football Manager провели в среднем по 252 часов каждый. Статистика включает в себя и тех людей, кто купил симулятор, но ни разу не запустил его.

Поэтому полузащитник «Куинз Парк Рейнджерс» мало переживал по поводу штрафа. Опытный геймер почти сразу узнал родной интерфейс симулятора. Впрочем, над бедной подругой футболиста не стоит смеяться — напугавшая её новость хоть и фейковая, но смотрится весьма реалистично. Над реализмом в игре, в том числе, трудится около 1300 человек по всему миру — начиная от региональных скаутов и заканчивая профессиональными консультантами. В базе FM около 320000 футболистов, играющих в 116 лигах, находящихся в 51 стране. Каждый игрок имеет около 250 показателей, по которым оценивается его мастерство. 

Тезис «FM — больше чем игра» подтверждает внимание профессиональных футболистов и тренеров. Известно, что Андре Виллаш-Боаш запускал карьеру за «Тоттенхэм», чтобы предугадать исход матчей с участием «шпор». Для небольших клубов, не имеющих обширную скаутскую сеть, FM стал способом просматривать недорогих игроков за рубежом. Говорят, что бывший игрок «Манчестер Юнайтед», ныне тренер Оле Гуннар Сульшер по примеру коллеги использовал симулятор в своей работе. «Эвертон» пошёл ещё дальше, заключив в 2008 году контракт с компанией Sports Interactive на использование игровой базы данных. 

В конце 90-х сын Алекса Маклиша, тренера «Рейнджерс», не по детски рубился в Football Manager. Мальчик фанател от «Барселоны» и запустил карьеру за молодёжную команду каталонцев. Маклиш вспоминает, что чадо настойчиво просило отца подписать одного аргентинского юниора. По словам парнишки, юный футболист, о которым вы уже догадались, творит чудеса. Опытный тренер отмахнулся от сына — «Хватит лезть ко мне со своими глупыми играми». Через несколько лет мир узнал о Лионеле Месси. 

Майлз Якобсон, директор Sports Interactive, как говорится, с детства за «Уотфорд». Неудивительно, что когда Майлз встал у руля компании-разработчика, фирма заключила контракт на спонсорство с клубом. В 2011 году Якобсон получил высшую британскую награду. Как Алекс Фергюсон стал сэром за футбольные заслуги, так и Майлз, только за достижения в виртуальном футболе. Когда сэр Элтон Джон, самый известный болельщик «Уотфорда», не приходит на стадион, Якобсон занимает его место в ложе. 

Впервые Якобсон пришёл на «Викаридж Роуд» на седьмой день рождения. «В то время мои друзья топили за „Ливерпуль“, потому что они были лучшими. Или за „Тоттенхэм“ и „Арсенал“, потому что они были ближе всех к нам», — вспоминает Майлз. «Я же всегда хотел поддерживать местную команду; это был единственный способ смотреть матчи практически не выходя из дома». Его отец, безработный изобретатель, не питал интереса к национальной игре, поэтому на стадион маленький Майлз ходил в компании мамы. «Почти каждый вторник мама с неохотой водила меня на матчи. Она сидела рядом со мной на трибуне, читала „Women`s Weekly“ и разгадывала сканворды», — рассказывает нынешний глава Sports Interactive. 

Во время матчей на трибунах собиралось немало мальчишек, чьи матери без интереса наблюдали за происходящим на поле. «Вы тоже терпеть не можете эту игру?», — спрашивала одна из них у мамы Майлза. По словам Якобсона, настоящая семья была не дома, а на трибунах «Викаридж Роуд», среди таких же сопляков, как и он. «Спустя годы мы до сих пор собираемся на стадионе почти в том же составе», — с любовью говорит он. 

Когда юный поклонник «Уотфорд» коллекционировал атрибутику кумиров и ходил на стадион, двое его сверстников начали делать компьютерную игру о футболе. Пол Коллиер и его младший брат Оливер учились в школе, когда задумали сделать настоящий, «взрослый» футбольный симулятор. «Мы хотели создать игру с футбольными командами, а затем дать игроку возможность выбрать свой клуб», — делится воспоминаниями Пол Коллиер. Когда Полу и Оливеру было по 16 и 13 лет, они уже представляли концепцию Football Manager. 

Концепт игры понравился одноклассникам и мальчики решились написать письмо в EA Games, будущему издателю серии футбольного симулятора FIFA. Американцы отказали ребятишкам, как полагает Пол, из-за графической составляющей. «Они посчитали, что игрой без графического движка никто не заинтересуется. К чёрту, они не понимали, что настоящие фанаты нашей игры могут представлять происходящее на поле у себя в голове!», — размышляет Пол. 

В это время будущий директор Sports Interactive понял, что футбол станет его смыслом жизни. У семьи Майлза были скромные сбережения, затем отец и мать разбежались. К счастью, в то время в мальчике обнаружили способность к музыке. Майлза определили в Хэбэрдэшер, элитную школу для одарённых юношей, где его соседями по парте были будущие комики Саша Барон Коэн и Мэтт Лукас. В учебном заведении Майлз чувствовал себя одиноким и чужим, находя спасение лишь в футбольных матчах по вторникам. Не смотря на любовь к спорту номер один, в детстве Якобсону прочили карьеру музыканта. Он пел в Королевском оперном театре, Альберт-Холле, один раз даже вышел на сцену в опере «Кармен» с самим Хосе Каррерасом. Неизвестно, что случилось, если бы звонкий голосок мальчика не огрубел с началом полового созревания.  

В поисках денег на аренду съёмной квартиры парень устроился в местную забегаловку, но попал под сокращение, когда фастфуд поглотил Burger King. Получив расчёт, Майлз покинул закусочную и пошёл куда глаза глядят. К счастью для себя, он набрёл на музыкальный магазин. Парень вышел из магазина не только с ворохом пластинок, но и с новой работой. Владелец магазина часто получал билеты на концерты и делился ими с персоналом. Майлз стал посещать рок-концерты и от скуки начал писать обзоры на музыкальные группы. Хобби стало сторонним заработком, когда Стив Лэмак, редактор журнала NME, обратился к нему с редакционным заданием. Фанат футбола и музыки честно признался, что раньше не писал за деньги, да и вообще, не планировал стать журналистом. Лэмак увидел в энергичном парне потенциал и познакомил с Энди Россом, владельцем независимого лэйбла Food Records. Впоследствии о Food Records будут говорить все музыкальные критики мира, когда на лэйбле опубликуется группа Blur.

К каждому заданию редактора Майлз Якобсон подходил с огнём в глазах и Росс пригласил его в команду. Так паренёк с музыкальным потенциалом стал менеджером лэйбла Food Records. Оклада еле хватало на оплату аренды, но зато Якобсон получил доступ к самым свежим альбомам! В это время парень подсел на видеоигры и обменивал их на последние музыкальные релизы. В 1994 году в его руки попала игра Championship Manager, диск с которой Майлз сменял на пару билетов на Blur. Симулятор разбудил в нём страсть к футболу и Якобсон стал убивать время за компьютером. Намётанный глаз фаната замечал ошибки в геймплее и Майлз стал заваливать Коллиеров письмами на тему, что следовало бы поправить в игре. 

Геймер настолько достал братьев, что однажды они пригласили его пропустить по паре стаканчиков пива в местном пабе. Коллиеры по душам поболтали с Якобсоном, а в конце встречи положили на стол контракт. «Что думаешь, чувак? Пойдешь к нам работать?». Так началось многолетнее сотрудничество между Якобсоном и Коллиерами. 

В 2000 году Майлз уже был управляющим директором Sports Interactive. Братья до сих пор уверены, что тот разговор в пабе перевернул индустрию футбольных симуляторов. Самого Майлза Якобсона братья называют фанатом порядка, привыкшего контролировать все этапы при создании новой версии Football Manager. «В моём шорт-листе порядка 4500 идей. Каждый год я сажусь за стол и думаю, что нового можно внести в игру», — признаётся Якобсон. 

О бешеной энергии и трудолюбии босса сотрудники компании слагают легенды. Посмотрите любое интервью Якобсона на YouTube — по его сбивчивой речи и активной жестикуляции становится ясно, что он всё время куда-то торопится. Говорят, что на церемонии инициации Якобсона в сэры он тоже куда-то спешил. «Так, сядьте поближе к сцене», — сказал он матери и сестре, когда они подъехали к Букингемском дворцу. «Зачем?» — «Затем, чтобы быстро сфотографироваться со мной в конце мероприятия и я побегу по делам». Отец Якобсона, к сожалению, умер задолго до того, как сын вступил в когорту избранных сынов Великобритании. По словам Якобсона, главная заслуга его отца в том, что с детства Майлз  хотел добиться большего в жизни, чем его родитель.

Каждый июнь Майлз Якобсон запирается в своём кабинете и до ночи разбирает письма фанатов. Благодаря обратной связи рождаются новые идеи, которые компания стремится реализовать до ноября. Предпоследний месяц года — час X для Sports Interactive. Именно в ноябре мир должен увидеть новую версию Football Manager. На рождество он вместе с сотрудниками садится за телефон и принимает звонки от геймеров. Именно в это время в компанию звонят тысячи виртуальных менеджеров, получивших игру на главный праздник в году. Как упорный футболист, покидающий тренировку последним, Майлз уходит из офиса далеко за полночь.

Майлз Якобсон вспоминает интересную историю, связанную с переходом Гарета Бэрри в «Астон Виллу» в 1998 году. 19-летний футболист потребовал оборудовать тренировочную базу дополнительным розетками, чтобы он мог играть в симулятор на своём ноутбуке. «На самом деле, это идеальная игра для профессиональных футболистов», — смеётся Якобсон. 

Недавно Sports Interactive заключили договор о сотрудничестве с аналитической компанией Prozone, занимающейся разбором футбольных матчей. Теперь Prozone и Football Manager обмениваются данными между собой, стирая грань между реальным и виртуальным спортом. «Пять лет назад мы были просто компьютерной игрой. Теперь мы часть большого футбола».

Рекомендуем к прочтению: «Мы нашли игрока для сборной Гайаны: интервью с разработчиком Football Manager»

Вольный перевод статьи «How Football Manager changed the game» с сайта Guardian.com.

***

Если вам нравятся мои переводы статей о Football Manager, не пожалейте плюса :) С предложениями о переводе материалов о любимой игре смело пишите на почту:  shobtyznal@gmail.com