8 мин.

10.10.10. Закрепленные номера в футболе

Конкурс на самый интересный пост дня вдохновил меня на написание следующей статьи. Какой удивительный сегодня день, магия цифр, три десятки! Значит грех не написать про магию цифр в футболе, которая, может выражаться, например, в номерах на футболках игроков. О них я сегодня и напишу. Точнее о тех, с которыми футболисты по разным причинам вошли в историю своих клубов, а номера были закреплены за ними навечно, ну или на определенный период.

10-10-10

Многое, что я пишу в этом блоге, можно найти в википедии и других интернет-источниках, но я всегда пытаюсь писать максимально своими словами, не дублируя кого бы то ни было. Как же писать, когда на википедии есть одноименная страничка, которую я заметил уже после того, как полностью углубился в свою? Ну, пожалуй, никто не будет в обиде, если я кое-что оттуда возьму, тем более, что читатели sports.ru вряд ли туда заходили, а информация-то довольно интересная.

Но для начала надо немного углубиться в суть вопроса, зачем закреплять номера за футболистами? До 90-х годов это никому и не приходило в голову, когда номера у каждого игрока часто менялись в зависимости от его позиции на поле и, вообще, нахождения в заявке команды, ведь было принято, что стартовый состав - это номера с первого по одиннадцатый, начиная от голкипера и заканчивая форвардами. Ну а как номера стали частью футболистов как минимум на один сезон, а в некоторых случаях и до конца карьеры, то клубы стали применять практику закрепления номеров за своими выдающимися игроками, закончившими карьеру, реже клубы таким образом почитали память своих погибших игроков, иногда номер получали все болельщики клуба. Были попытки и у сборных закрепить номера игроков, в частности у сборных Аргентины и Камеруна, но жесткие правила ФИФА не позволили им этого сделать.

Итак, обратимся к номеру 12, его многие клубы посвятили своим болельщикам и изъяли из обращения, ведь фанаты поддерживают их так сильно, что и вправду складывается ощущение, что на поле двенадцатый игрок. Следующие команды закрепили номер 12 за болельщиками:

Тут указаны всего 4 российских клуба, но насколько я знаю, то и "Кубань" можно отнести к ним. Весь прошлый год я посылал в "Что?Где?Когда?" в "13-ый сектор" вопрос о том, почему домашние трибуны кубанского клуба неодобрительно свистели, когда за клуб на замену вышел новичок Хамину Драман под двенадцатым номером. Правильный ответ был в том, что руководство клуба забыло, что закрепило 12-ый номер за болельщиками и выдало его ганскому новичку. Жаль, что вопрос не выпал, а то на него смог бы ответить только, пожалуй, Василий Уткин.

Но клубы закрепляли за своими фанатами не только двенадцатые номера, английские "Норвич" и "Рединг", а также норвежский "Брюне" отдали им номер 13, видимо, посчитав, что футболистам он удачи не принесет и пусть лучше будет у болельщиков. Греческий "Панатинаикос" отдал 13-ый номер немного по другой причине, клуб таким образом поощрил фанатскую группу Gate 13, особенно яро поддерживающую команду. "Бристоль" и "Олдхэм" особо не заморачивались и отдали болельщикам не очень популярные 32-ый и 40-ой номера. Хотя может и там был какой-то тайный смысл, как, например, у "Ростова", отдавшего номер 61 (индекс своего региона на автомобильных номерах)? Многие вратари должны недолюбливать шведский "Дьюргарден", так как там отдали болельщикам аж 1-ый номер, но особых результатов это клубу не принесло, уже 5 лет "Дьюргарден" не был чемпионом Швеции.

Английский "Борнмут" оказался самым добрым клубом, так как пожертовал аж тремя номерами для разных целей. Вот номер 27 был отдан Северной Трибуне стадиона, где обитают самые преданные фаны клуба, номер 50 - всем остальным болельщикам, а номер 99 получил талисман команды Вишневый Медведь.

Английский "Лестер" тоже отдал индивидуальный номер своему талисману Лису Филберту, им оказался номер 50. А "Лидс Юнайтед" были так разгневаны решением федерации снять перед началом сезона 2007/2008 с их команды 15 очков, что вывели из обращения на год футболку с номером 15. Самым оригинальным же оказался "Суонси Сити" и их главный спонсор 32Red. Там проводилось некое соревнование, где победитель имел право быть внесенным в заявку на матч команды под номером 32, играть он там, естественно, не мог, это вам не молдавская "Олимпия", предлагавшая за миллион евро место в команде в еврокубковом матче. Кстати, никто не знает, как закончилась эта история?

Теперь поговорим об игроках. Хорошо, если клуб хочет закрепить номер за своим бывшим футболистом, игравшим под номером из второго, третьего, а то и четвертого десятка. А вот если этот номер поменьше, то иногда возникают проблемы. Так бразильский "Сантос" не смог сохранить закрепленною за Пеле "десятку", как впрочем и мексиканская "Америка" в случае с Куатемоком Бланко, а всё потому что правила КОНМЕБОЛ требуют, чтобы заявка команды на турниры состояла из футболистов с первого по 25-ый номера. Хотя мексиканский клуб "УАНЛ Тигрес" нашел выход и из такого положения, заявляя своего символа Херонимо Барбадильо действующим футболистом под номером 7, хотя ему уже за 50.

Проклятый лимит от 1 до 25 не позволил даже испанской "Севилье" сдержать обещание никому не давать номер 16 после смерти Антонио Пуэрты, только его сыну, если он вдруг решит начать карьеру футболиста, но сейчас Диего Капелю приходиться играть под этим номером, ничего тут не поделаешь.

Забавная ситуация сейчас в израильском "Маккаби" из Тель-Авива. Номер 8 там принадлежит главному тренеру команды Ави Нимни. Точнее этот номер просто закрепили за своим великим игроком после завершения им карьеры в клубе, а спустя полгода этот самый Ави Нимни был назначен главным тренером.

Самый известный же пример закрепленного номера за игроком - это миланская "тройка", оставшаяся навсегда за Паоло Мальдини, и только его сын сможет сыграть под этим номером. Конечно, никуда не ушли примеры Марадоны в "Наполи" (номер 10) и Роберто Баджо в "Брешии" (тоже номер 10), просто с Мальдини - это совсем свежая недавняя история.

У российских болельщиков первым делом, наверное, приходит на ум ужасная трагедия с Сергеем Перхуном, скончавшемся после столкновения с Будуном Будуновым. Тогда ЦСКА закрепил за своим вратарем номер 16 посмертно. Такие грустные события, к сожалению, случаются везде, так "Ганновер 96" закрепил номер 1 за Робертом Энке, покончившем с собой, 29-ый номер "Бенфики" закреплен за Миклошем Фехером, 21-ый номер "Эспаньола" - за Даниэлем Харке, а за Марком Вивьеном-Фоэ закрепили целых два номера - 17-ый в "Лансе" и 23-ий в "Манчестер Сити", временно номер 17 был изъят из обращения и в "Лионе". В шотландском "Абердине" за погибшим Хишамом Зеруали закрепили номер 0, оригинальное решение, ведь играть под ним нельзя. Подробнее про смерти на футбольных полях я поговорю в одной из следующих статей блога.

Бывало, что номер закрепляли за футболистом в знак поддержки, как, например, получилось с защитником Мени Леви ( номер 12) опять же из тель-авивского "Маккаби". Он потерял сознание во время одного из матчей, потом чудом выжил, но до сих пор прикован к своей постели.

Еще был случай в "Васко да Гама", когда новый президент пришел в клуб и просто взял и отменил закрепленный за Ромарио номер 11, интересно, чем этот президент так не взлюбил легенду всего бразильского футбола?

Самый последний известный случай закрепления номера за игроком произошел в августе этого года в английском "Эксетер Сити". В возрасте 31 года скончался игрок этого клуба Адам Стэнсфилд от рака. Адам играл за клуб на протяжении последних четырех сезонов, поэтому там просто не имели права не закрепить номер 9 за ним, правда почему-то только до 2019 года.

Не хочется заканчивать на грустной ноте, поэтому вспомню еще нескольких игроков, внесших такой огромный вклад в результаты своих команд, что были поощрены закрепленными номерами. Например, это Мохамед Зидан (№14), всего год поигравший за "Мидтьюлланд", но успевший забить 30 голов и заслуживший огромные симпатии болельщиков. Валерий Попович отыграл за финскую "Хаку" 14 лет, и, естественно, ему отдали его 14-ый номер (символично получилось), как и Алдаиру (№6), проведшему блестящие годы в итальянской "Роме". Номер 6 "Вест Хэма" теперь навсегда останется за Бобби Муром, "шестерка" "Милана" - у Франка Барези, "аяксовский" номер 14 - у Йохана Круиффа, а 17-ый номер "Хельсинборга" сможет снова примерить только Хенрик Ларссон, если вдруг вернется в большой футбол, чтобы, например, помочь сборной Швеции в очередной раз, но это уже больше похоже на шутку.

На этом, пожалуй, всё. Подписывайтесь, комментируйте, голосуйте и извините, что стал писать меньше, чем раньше, дела..

podpiska