10 мин.

The Swiss Ramble: «Челси» - банда в синих рубашках. Часть II

анонс

Вторая часть перевода масштабнейшего исследования финансов "Челси". 

15

Источники доходов “Челси” 

Рост дохода от трансляций в 2015/16 гг. означает, что он достиг 43% общего дохода “Челси”, опередив доход от коммерции (35%), который в 2009 году составил 26%. В итоге доля дохода от продажи билетов за тот же период сократилась с 36% до 21%, что еще раз подчеркивает необходимость расширения стадиона. 

Доля “Челси” в доходах от телетрансляций сократилась в 2015/16 гг. на 12 млн. фунтов с 99 до 87 млн., в основном из-за десятого места в таблице по сравнению с первым местом годом раньше. Тем не менее, они получили больше, чем три клуба, которые находились выше них в таблице (“Саутгемптон”, “Вест Хэм” и “Стоук Сити”) – за “заслуги” платят меньше, чем за процент прямых трансляций, а таких игр у “Челси” было больше.

 

16

Распределение доходов от трансляции среди клубов Премьер-лиги

Гигантское соглашение о правах на телетрансляцию 2016/17 гг. обеспечит еще больше денег. На основании заложенного в контракт 70-процентного роста домашних трансляций и 40-процентного роста зарубежных трансляций, ведущие клубы получат 150-160 млн. фунтов каждый, но даже клуб на самом “дне” таблицы положит в карман около 100 млн.

Хотя это несомненно хорошая новость для Премьер-лиги в целом, для элитных клубов существует обратная сторона медали: им будет все сложнее (или по крайней мере все затратнее) убеждать клубы средней руки расставться с талантливыми игроками, отчего соперничество только усилится.

17

Распределение доходов от трансляций еврокубковых игр по телевидению

Еще одной важной статьей является доход от трансляций игр европейских турниров. “Челси” получили 69 млн. евро за то, что вышли в 1/8 Лиги чемпионов, что на 30 млн. евро больше, чем плата за тот же результат в предыдущем сезоне. Отчасти на этот повлияло увеличение призового фонда цикла 2016-2018 гг., а также маркетингового пула после того, как “БТ Спортс” стали платить за прямые трансляции больше, чем до них “Скай/Ай-Ти-Ви”.

Ввиду особенностей функционирования маркетингового пула, “Челси” заняли шестое место среди команд Лиги чемпионов по величине дохода от трансляций – выше, чем полуфиналист “Бавария Мюнхен”. Рыночная доля пула для каждой страны зависит от стоимости контракта с национальным телевидением, благодаря чему английские клубы, заключив мега-сделку с “БТ Спортс”, только выиграли, хотя следует заметить, что половина суммы направляется в “общий котел”, так что их выигрыш не абсолютен.

 

18

Распределение доходов из рыночного пула – английские клубы

Половина платежа из пула определяется положением клуба в национальной лиге на конец предыдущего сезона: команда-чемпион получает 40%, вторая – 30%, третья – 20%, четвертая – 10%. Так как “Челси” выиграли Премьер-лигу в 2014/15 гг., а годом раньше заняли третье место, они получили в сезоне 2015/16 гг. добавочную плату по этой статье.

Вторая часть платежа из пула зависит от успехов клуба в Лиге чемпионов в текущем сезоне. В расчет принимается количество сыгранных игр (начиная с группового этапа). Таким образом, “Манчестер Сити”, дошедший в прошлом сезоне до полуфинала, сократил долю “Челси”.

19

Доходы от телевещания в Европе (английские клубы)

Хотя кое-кто принижает ценность попадания в Лигу чемпионов ввиду огромного нового котракта между телевидением и Премьер-лигой, ЛЧ все еще приносит клубам существенную финансовую выгоду.

253 млн. евро, которые “Челси” заработали в Европе за последние пять сезонов, - больше, чем любой другой английский клуб - оказались очень кстати. Это выгодно отличало “синих” от домашних соперников, которые за соответствующий период заработали куда меньше: “Манчестер Сити” – 32 млн., “Арсенал” – 77 млн., “МЮ” – 95 млн., “Ливерпуль” – 176 млн. и “Тоттенхэм” – 212 млн.

20

Рост доходов от коммерции

Доход клуба от коммерции вырос в 2015/16 гг. на 8% (9 млн. фунтов) до 117 млн., что несколько странно, потому как на этот год пришлось начало нового пятилетнего спонсорского контракта с “Иокогама Тайрз”. Есть подозрения, что контракт содержит оговорки об успехах, т.е. низкое место в таблице и невыход в Европу, возможно, серьезно подкосили доход.

По сути, с 2014 года коммерческий рост “Челси” – 8 млн. фунтов или 7% - был ниже, чем у всех соперников, а особенно “Манчестер Юнайтед” (79 млн. или 42%) и “Арсенала” (30 млн. или 39%).

21

Доход от коммерции клубов Премьер-лиги (в млн. фунтов)

На данный момент, 117 млн. фунтов “Челси” не дотягивают до половины умопомрачительных 268 млн. “Манчестер Юнайиед”, на 90 млн. ниже 178 млн. “Манчестер Сити” и отстают даже от 120 млн. “Ливерпуля”.

И все-таки коммерческим доходам “Челси” суждено значительно возрасти за ближайшие годы. Во-первых, они заключили трехлетний контракт на 10 млн. фунтов с “Карабао”, тайландской компанией энерготоников, спонсирующей, начиная с 2016/17 гг., тренировочную экипировку игроков “Челси”.

Во-вторых, они заключили с “Найк” крупнейшую коммерческую сделку в истории клуба стоимостью 60 млн. фунтов в год (15-летний контракт общей стоимостью 900 млн. фунтов), что в два раза больше текущего контракта с “Адидас” стоимостью 30 млн. Новый контракт начнет действовать в сезоне 2017/18 гг.

Сделка с “Адидас” должна была закончиться только в 2023 году, т.е. за шесть лет, начиная с 2017 года, она принесла бы 180 млн. фунтов. Сделка с “Найк” за это же время принесет 360 млн. – двукратное увеличение. Хотя “Челси” придется заплатить 67 млн. неустойки, и конечная разница сократится до 113 млн., все равно новый контракт значительно выгоднее прежнего.

Кроме того, спонсорство от “Иокогама Тайрз” в размере 40 млн. в год более, чем вдвое ценнее “Самсунга”, который платил 18 млн. Все вместе, эти три сделки могут приносить по 110 млн. фунтов в год, что на 62 млн. больше предыдущей суммы в 48 млн.

22

Спонсорские контракты на размещение рекламы на футболках в сезоне 2016/17 (в млн. фунтов)

Эти сделки помогут “Челси” сократить дистанцию по споснсорским контрактам на экипировку и размещение рекламы на футболках с “Манчестер Юнайтед”. С ними трудно соперничать – “МЮ” заключили мега-контракты с “Шевроле” на 56 млн. фунтов (по обменному курсу доллара США на июнь 2016 г.) и “Адидас” на 75 млн. фунтов.

Однако 40 млн. спонсорских денег “Челси” за рекламу на футболках это намного больше, чем у “Арсенала” (“Эмираты” - 30 млн.), “Ливерпуля” (“Стандард Чартред” – 25 млн.), “Манчестер Сити” (“Этихад” – 20 млн.) и “Тоттенхэма” (“Эй-Ай-Эй” – 16 млн.).

23

Поставщики экипировки в сезоне 2016/17 (в млн. фунтах)

Аналогично, 60 млн. от “Найк” за использование их спортинвентаря значительно больше, чем у “Арсенала” и “Ливерпуля” (30 млн. от “Пумы” и 28 млн. от “Уорриор” соответственно), хотя эти два клуба заключат новые контракты до истечения котракта “Челси”.

Тем временем, новые договоры на поставку спортивной экипировки заключили “Барселона” (“Найк”) и “Реал Мадрид” (“Адидас”), которые соответственно оцениваютя в 125 и 115 млн. фунтов (по текущему курсу), так что планка поднимается все выше.

24

Премьер-лига – доходы от продажи билетов (в млн. фунтов)

Доход от продажи билетов сократился на 1 млн. фунтов (2%) до 70 млн., отчасти из-за того, что клуб провел только две домашних кубковых игры по сравнению с тремя в предыдущем сезоне. Доходы от продажи билетов достигли пика в 78 млн. в сезоне 2011/12 гг., когда были выиграны ЛЧ и Кубок Футбольной ассоциации.

Стадионные сборы “Челси” примерно на 30 млн. отстают от “МЮ” и “Арсенала”, но все же довольно хороши, если учесть, что стадионы соперников намного больше.

25

Посещаемость в Премьер-лиге – сезон 2015/16

Размер стадиона – еще одно объяснение гораздо меньшей посещаемости игр “Челси” (41500 человек за игру), чем у “МЮ” (75000) и “Арсенала” (60000). Она также ниже, чем у “Манчестер Сити”, “Ньюкастл Юнайтед”, “Ливерпуля” и “Сандерленда”.

Причина того, что “Челси” получают более высокий доход от продажи билетов, чем клубы с лучшей посещаемостью, состоит в том, что они собирают нехилые 2,8 млн. фунтов за игру по сравнению, скажем, с 2 млн. “Ливерпуля” и 1,8 млн. “Манчестер Сити”. Отчасти это определяется ценой на билеты. Согласно обзору “Цена футбола” “Би-Би-Си”, только билеты на стадионы “Арсенала” и “Тоттенхэма” дороже, чем у “Челси”.

При всем при том, “Челси” держат цены на билеты на уровне сезона 2011/12 гг., т.е. обычный тариф не менялся 9 из последних 11 лет. Кроме того, болельщики “синих”, посещающие выездные игры в Премьер-лиге, в ближайшие три сезона будут платить за билет не более 30 фунтов.

26

Стадионные сборы – сезон 2015/16 гг.

Тем не менее, “Челси” отстает по стадионным сборам от “МЮ”, “Арсенала”, мадридского “Реала” и “Барселоны”, что объясняет, почему клуб потратил столько времени и сил на поиски места для нового стадиона.

После нескольких фальстартов, включавших планы переезда на площадку электростанции Баттерси, в Эрлс Корт и Уайт Сити, городской совет районов Хаммерсмит и Фулхэм наконец выдал разрешение на проектирование нового стадиона в Стэмфорд Бридж на 60000 мест.

«Абсолютно великолепно». Почему новый стадион «Челси» - это произведение искусства

Проект сложный, предстоит убрать пласт земли под ареной, чтобы опустить ее ниже, и снести здания Челси Виллидж вокруг стадиона. Придется также построить два моста через прилегающие к стадиону железнодорожные линии.

Ожидается, что расходы, которые оценивают в 500 млн. фунтов, возьмет на себя Абрамович, но они могут превысить смету – новый стадион “Тоттенхэма”, говорят, обошелся в 750 млн.

Владельцы участка пока не проголосовали, продлить ли аренду Стэмфорд Бридж для клуба или же позволить им временный переезд на время строительства нового стадиона, но зеленый свет они, как ожидается, должны включить по любому.

Цель – закончить новый стадион к сезону 2021/22 гг., что вынудит “Челси” три года играть на временном поле. Клуб ведет переговоры с Футбольной ассоциацией об играх на Уэмбли (как и “Тоттенхэм”), но пока ничего не решено. Аренда может обойтись до 15 млн. фунтов в год, зато большее число посадочных мест обеспечит прирост доходов.

“Челси” прежде подчеркивали “необходимость увеличить стадионные сборы, чтобы схранить соревновательность с основными соперниками, особенно в свете новых правил ФФП”. В частности, увеличение числа корпоративных посадочных мест до 9000 способно существенно увеличить доход. Дополнительные возможности дают продажа прав наименования стадиона и прочие спонсорские соглашения.

Весь материал действительно огромный, поэтому мы приняли решение разделить его на несколько частей. Заключительная, третья часть выйдет в понедельник.

Ссылка на оригинальный материал The Swiss Ramble

Автор перевода - Sergerio

Предыдущие материалы блога:

+