9 мин.

«Через три года он получит «Золотой мяч». В Англии – новая звезда

Владислав Воронин – о суперновичке «Манчестер Сити» Габриэле Жезусе.

Габриэл Жезус – главная звезда Англии прямо сейчас. За два полноценных матча в премьер-лиге он наколотил три гола, обеспечил победу над «Суонси» (2:1) и поспособствовал тому, что Серхио Агуэро стал запасным. Хосеп Гвардиола так восхищен маленьким 19-летним монстром, что совсем не экономит комплименты: «Я в восторге», «Он очень опасен», «Это что-то особенное». 

Хотя Габриэл вообще не из тех бразильцев, которых годами выслеживают агенты и в ожидании чуда называют вторым Роналдо, Роналдиньо или Неймаром.

Учился на поле, принадлежащем тюрьме

Он рос незаметно, как обычный бразильский пацан, у которого нет ни перспектив, ни возможности поехать в академию крупного клуба. «Мы играли утром до школы, после нее, в выходные – вообще с восьми утра до часа ночи. Габриэл играл бы и во сне, если бы мама разрешала», – как-то пошутил близкий друг Жезуса Родолфу Аугусто.

В 8 лет Габриэл притопал в любительский клуб «Пекениньос ду Мею Амбьенте» – в буквальном смысле, он шел полтора часа по обочине, потому что лишних денег на автобус у семьи не было. Картина впечатляла: мелкий худой парень в шлепках, в руках у него – побитая спортивная обувь, а вокруг – поле, принадлежащее тюрьме Ромау Гомеш. На тренировки Габриэл так и добирался пешком – каждую субботу в течение шести лет.

Жезус начинал защитником, но тренер Жозе Франсишку Мамеде вовремя отправил его в атаку – и тут началось. Через пару месяцев к Габриэлу прилепилось прозвище «Тетинья»: перед каждым матчем он угрожал сопернику легкой победой («тета») и почти всегда оказывался прав. Ласкательный суффикс «инья» подчеркивал то, что парень был мелким и худым.

При этом уличный футбол был крайне жестким. «Парни делали такие подкаты, будто готовы сломать тебе ногу, – вспоминал Габриэл. – Но я все равно иногда проводил по четыре матча в день, никак не мог насытиться. Потом дома еще дополнительно смотрел матчи. Думаю, я помешан на футболе». Тренер Мамеде недавно признался, что уставал поднимать руки, сигнализируя судьям об очередном нарушении правил на Габриэле – так стремительно тот ускользал от защитников. «Пусть теперь Гвардиола продолжает этим заниматься», – добавил тренер.

Поле, где рос Жезус

Непомерная уличная жесткость воспитала в Жезусе ответную агрессию и хлесткость. В последний год в Бразилии он получил 11 желтых карточек – больше оказалось только у двух игроков во всей лиге. «Мне нравится считать себя воином на поле. Нравится быть по-хорошему агрессивным, давить, идти вперед. Я с детства играю со старшими и против сильных защитников, так что не боюсь никаких подкатов».

«Он уже вообще ничего не боится, – продолжил тренер Мамеде. – Габриэл вырос в бедном районе, играл на поле, где была куча листьев и лужи, и полностью травяное поле для него – роскошь. Через три года он получит «Золотой мяч», потому что Месси к тому моменту постареет».

Первый тренер, по сути, вытащил Жезуса наверх. Когда появлялись дополнительные деньги, он давал парню пакеты с едой и новую форму. Это спасало семью: мама, работавшая уборщицей в трех местах, не могла прокормить трех сыновей и дочь, а папа умер от сердечного приступа, когда Габриэл был младенцем.

Стал как The Beatles

Все изменилось, когда Жезусу исполнилось двенадцать: агенты Фабиу Карану и Криштиану Симоешу забрали его в свой клуба «Анангуэра» и спустя восемь месяцев продали в «Палмейрас». Чтобы очутиться в одном из главных клубов Сан-Паулу, оказалось достаточно засверкать в товарищеском матче против него.

Позже, добравшись до состава U-17, он настрелял умопомрачительные 37 голов в 22 матчах и стал лучшим игроком юношеской лиги. То, что творилось в Сан-Паулу после этого, было похоже на помешательство.

Во время матчей зрители, сидевшие за скамейкой, всячески требовали выпустить юниора, и бывший главный тренер «Палмейрас» Освальдо де Оливейра даже поругался с особо настойчивым мужчиной: «Истерия, окружавшая его, напоминала мне популярность The Beatles в шестидесятые. Но я ждал правильного момента для дебюта». Когда основа «Палмейрас» спасалась от вылета, болельщики активно подписывали петицию с требованием срочно включить Жезуса в состав.

Дебют случился в марте 2015-го. В 41 матче после этого Габриэл забил 19 голов, хотя играл на позиции левого вингера. «Мне нравится там даже больше, чем на месте центрфорварда, – признался Жезус уже после перехода в «Сити». – Хотя глобально мне все равно. Я готов играть и высоко, и низко, потому что отбор может помочь команде забить. Предпочитаю думать, что я разноплановый игрок».

Прогресс с тех пор не останавливается. Летом 2016-го Жезус выиграл олимпийское золото, а потом забил два гола в выездном матче квалификации ЧМ-2018 против Эквадора.

«Когда смотрю на Габриэла, думаю о себе в прошлом. У него потрясающее будущее». Это сказал великий Роналдо.

Мама звонила на ТВ ради критики сына

Мама Габриэла Жезуса смотрит на все намного строже.

Когда Габриэл отгрузил дубль в ворота Эквадора, она во время матча написала ему смс: «Учись следить за тем, чтобы не попадать в офсайд. Ты был вне игры уже два раза». Через месяц Жезус снова забил за сборную (в ворота Боливии), но мама не прыгала от счастья, а еще в перерыве позвонила в студию Globo TV и в прямом эфире устроила беспристрастный разбор: сын снова попал в офсайд, это очень плохо. «Мама критикует меня больше, чем хвалит, это правда», – сказал Габриэл.

В сентябре прошлого года старший брат форварда Каике сказал, что мама контролирует траты Жезуса. По одной из самых распространенных версий, она берет большую часть зарплаты и выдает Габриэлу деньги на стандартные карманные расходы, чтобы он не сошел с ума от финансовых возможностей. Мама рассказывает об этом чуть иначе: «Он не позволяет мне работать. Я пыталась подрабатывать скрытно, но не получилось, он все равно узнал. Он хочет, чтобы я оставалась дома и занималась только тем, что мне нравится. Говорит: мама, ты уже достаточно работала, теперь отдыхай. И дает мне деньги, содержит всю семью».

Еще мама следит за питанием Жезуса и не позволяет ему ходить на в ночные клубы. Конфликтов из-за этого не возникает: форвард везде рассказывает, что мама боролась за него, братьев и сестру и что теперь он будет делать все, чтобы ее оберегать. Это подтверждает и татуировка с текстом: «Каждый мой шаг, каждый путь будет только в ту сторону, в которую ты укажешь, Вера Лусия».

Перед каждым матчем они созваниваются: мама желает Жезусу удачи и спрашивает, выпил ли он традиционный смузи – с бананом и овсяными хлопьями.

«Гвардиола, как и я, сходит с ума от футбола»

Габриэла Жезуса звали почти все самые богатые клубы планеты: и «Манчестер Юнайтед», и «Реал», и «Ювентус», и «ПСЖ», «Барселона» вообще задействовала в переговорах Неймара. «Манчестер Сити», отправив разных скаутов на 50 матчей, выложил за Жезуса 27 миллионов фунтов.

«Предложение от «Сити» не было самым большим в финансовом плане. Очень важным оказался звонок Пепа Гвардиолы, – рассказал игрок. – Мы поговорили о его проекте, и стало понятно, что он так же, как и я, сходит с ума от футбола. Думает о нем двадцать четыре часа в сутки! Я тоже постоянно смотрю футбол после матчей и тренировок. Или играю в футбол на приставке, или смотрю нарезки о следующем сопернике, или читаю заметки».

Единственным серьезным требованием бразильца оказался игровой номер. И в «Палмейрас», и в Англии он носит 33 – как отметил журналист The Times Генри Уинтер, это связано с возрастом, в котором был распят Иисус Христос.

Взял в Англию двух лучших друзей

Незадолго до отъезда в Манчестер Габриэл заглянул на окраину Сан-Паулу, в район Жардим Пери, где жил с 3 до 16 лет – и сыграл с местными парнями. Хотя еще в конце 2014-го обещал себе больше не возиться на улице: слишком опасно для карьеры.

«Если бы я мог, я бы взял с собой каждого, кто рос рядом со мной. Я очень привязан к родному району и постоянно приезжаю туда, чтобы встретиться с друзьями. И я был бы рад организовать что-то вроде Жардим Пери в Манчестере», – сказал Габриэл в декабре.

Жезус начал с малого. В Англию он переехал с мамой, братом и двумя друзьями детства – Игором и Фабиньо. Они были соседями. Часто на рассвете, еще до школы, выходили на улицу – и так доставали соседей стуком мяча, что те громко орали, что сейчас приедет полиция. Парни успевали удрать. «Для двух моих друзей переезд в Англию – это возможность получить образование, научиться чему-то новому, вырасти», – сказал Жезус.

Слова про родство с Жардим Пери подкрепляются большой татуировкой на руке: на заднем плане – дома на окраине Сан-Паулу, на переднем – мальчик в кепке с изображением бразильского флага. Наверху – название родного района.

А где-то в глубине самого Жардим Пери есть масштабное граффити с Жезусом в футболке сборной Бразилии: «Я могу покинуть Пери, но Пери никогда не покинет меня».

 

Фото (1,3-5): Gettyimages.ru/Alex Livesey, Pedro Vilela; instagram.com/dejesusoficial; REUTERS/Nacho Doce