3 мин.

Топ-клубы больше не взрывают зимнее окно. И это круто

Владислав Воронин – о логичных трансферах в Европе.

Глупо скрывать: все любят, когда под конец трансферного окна мир окутывает сумасшествие. Следить за тем, как богатые команды суетливо бродят по рынку и опустошают кошельки, действительно весело и интересно. Онлайны в последние дни января и августа традиционно пробивают все топы читаемости по итогам месяца – потому что все любят считать деньги.

Но в этом году все прошло совсем тихо и аккуратно. В плане зрелища дедлайн получился серым и абсолютно посредственным: самый крутой трансфер – Маноло Габбьядини, из «Наполи» в «Саутгемптон» за 17 млн евро. Зато в плане логики все было прекрасно. 

Даже босс мирового трансферного рынка – АПЛ – закончил окно в плюсе: клубы потратили на 40 миллионов фунтов меньше, чем получили от продажи (год назад сальдо было отрицательным – 100 млн). «Челси», «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Ливерпуль», «Тоттенхэм» – никто из них не потратил на новых игроков ни цента. Только «Арсенал» выложил 40 тысяч фунтов за левого защитника Коэна Брамалла из седьмого дивизиона, но в масштабах лиги это вообще не деньги.

Зимнее окно зафиксировало важный тезис: зимнее окно становится все более бесполезным для топ-клубов, они массово отказываются от импульсивных покупок по ходу сезона (за скобками – только «ПСЖ», который может позволить себе вообще что угодно).

Во-первых, такие сделки непредсказуемы: вырвать классного игрока в январе за адекватные деньги практически невозможно, потому что вторая сторона неизбежно требует переплаты (без сильного игрока теряется сбалансированность состава, нужно срочно укрепляться самим).

Во-вторых, большие зимние трансферы практически никому не приносят счастья из-за недостатка времени на адаптацию (например, «Барселона» и «Реал» давно отказались от серьезной январской активности). Если вы возьмете топ самых дорогих зимних сделок за всю историю, то увидите ужасное:

6 игроков ничего особенного так и не добились: Торрес («Челси», уже ушел), Кэрролл («Ливерпуль», уже ушел), Джеко («Манчестер Сити», уже ушел), Бони («Манчестер Сити», уже ушел), Куадрадо («Челси», уже ушел), Хунтелар («Реал Мадрид», ушел давно).

4 игрока уехали в Китай: Оскар, Алекс Тейшейра, Джексон Мартинес, Рамирес.

3 оказались более-менее в порядке: Мата («Манчестер Юнайтед»), Лукас («ПСЖ»), Шюррле («Вольфсбург»).

И только 1 человек всех порвал. Это был Луис Суарес в «Ливерпуле».

Все.

В 2017 году зимнее окно наконец-то использовалось максимально правильно. У него было две функции: 1 – дополнительная опция для неудачников первой части сезона, 2 – усиление на будущее, но никак не на конец сезона.

Первая модель поведения прослеживалась в Англии. Там половина всех трансферных затрат (110 млн фунтов) пришлась на 6 худших клубов АПЛ; команды с 11-го по 20-е места взяли на себя 67 процентов трансферных трат лиги (145 млн фунтов). Летом, как отмечает консалтинговая компания Deloitte, ситуация обратная: 60 процентов трансферных затрат приходятся на команды из топ-6.

Вторая модель проявилась в Германии. «Бавария» подписала игроков «Хоффенхайма» Никласа Зюле и Себастьяна Руди, но оба спокойно доиграют сезон в своей команде и приедут в Мюнхен только летом; а дортмундская «Боруссия» купила 17-летнего форварда Александера Исака, который будет подтягиваться к основе только постепенно.

Сравнивать европейские тренды с Россией в целом бесполезно: наш 3-месячный перерыв позволяет делать с составом что угодно два раза в год. В остальном мире постепенно формируется трансферное правило: все веселье – летом, зимой – спокойная работа.

И это очень правильно.

Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey, Scott Heavey; использовано фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill