3 мин.

Какую музыку любит главный футбольный интеллектуал 90-х?

Лилиан Тюрам, а речь в заголовке именно о нем, кто еще не догадался, известен как фанат джаза. Феномен легендарных голов в полуфинале ЧМ-98 (ключевые 2 гола для победы сборной на чемпионате, и больше он за Францию не забивал ни разу) он описал в одном интервью как свой "Miles Davis moment", добавляя: "Футболисты могут быть похожи на художников, когда разум и тело работают вместе. Так делал Майлз Дэвис, когда играл фри-джаз — всё стремилось к одному сильнейшему моменту, что прекрасно. Он не продумывал это. Чистый инстинкт."

Закончив играть в футбол Тюрам переквалифицировался в профессионального борца с расизмом (так и написано в трудовой, ага) и в этой новой своей ипостаси он продолжает использовать джазовые референсы, подчеркивая, что Дэвис и Колтрейн для него это не только их музыка, но и их политическая борьба. Всё это символично хотя бы потому, что американские джазисты действительно знатно огребали у себя на родине в первой половине ХХ века за свою чернокожесть (бедность, пьяность и наркотность) и, не в последнюю очередь потому, любили смотаться погудеть-пореветь в Париж. Все эти ваши Roaring Twenties, знаете ли. С этим своим увлечением Тюрам укладывается в лучшие традиции французского среднего класса, что вполне соответствует его статусу, заявленному в заголовке. 

О традициях же и другое увлечение Тюрама — жанр gwo ka. Если кто не знает, Тюрам родом из Гваделупы, которая по факту принадлежит Франции, но формально обладает какими-то там пост-колониальными правами. Таких полугосударств, кстати, давольно много раскидано по земному шару, конкретно наша Гваделупа территориально находится в районе Карибского бассейна. Вроде колониальная эпоха закончилась, а вроде и нет. Так вот, gwo ka — это такой гваделупский блюз. Типа как наш Аркадий Северный или Джони Ли Хуккер в США. Играется гу ка, а далее я буду называть ее именно так, на нескольких барабанах. Всегда есть главный большой барабан Була (Boula), который задает основной ритм, и несколько маленьких барабанов, создающих объем и композицию. Барабанные ритмы гваделупчане могут сопровождать танцами и пением разной степени вменяемости, могут и всякие байки под гу ку начать травить, что уж там. Звучит все в результате довольно бодро, ну и, справедливости ради, не шибко оригинально, — на соседних островах такого тьма. Про Африканские исходники я даже не говорю.

Тюрам не только сам любит этот жанр, но и активно продвигает его в массы, организуя фестивали и рассказывая о гу ке где ни попадя, запарил уже, на самом деле. Есть у меня приложение на телефоне, которое блокирует звонки, так вот у меня в него забиты только номера коллекторов и Тюрама, который постоянно названивает про гу ка фесты, видосами спамит. Вот, например, с какого-то мероприятия в 2006 году: 

По всем признакам, Тюрам действительно умный мужик. Он не только грамотно встроился во французский средний класс, но и не потерял собственной корневой идентичности. Характерно, что в качестве идентификационных паттернов в обоих случаях он выбрал искусство, (хотя это и вырвано из контекста: наш блог о музыке, мы не заходим на территорию блогов о наркотиках, рукопашном бое и гигиене, поэтому соответствующая характеристика защитника останется за скобками). То же, что увлечения Лилиана довольно консервативны, не новы, мы с легкостью спишем на то, что он защитник, — не его дело лезть в авангард. Хотя, как показал опыт полуфинала в 98-м, и из этого может получиться что-то интересное, поживем — увидим.

***

Бонусом предлагается комбо из джаза и гу ки. Маститый джазист Дэвид Мюррей играет с коллективом the Gwo-Ka Masters, альбом однозначно удачный: 

https://music.yandex.ru/album/3345016