Как на месте «Сантьяго Бернабеу» чуть не построили башню
В последние пару лет одной из навязчивых идей руководства мадридского «Реала» является реконструкция домашнего стадиона, которая превратит его в произведение современного искусства и позволит зарабатывать больше денег за счёт появление на его территории элитного отеля и торгового комплекса.
Если заглянуть в историю «Реала», то выясняется, что это не первый случай, когда не только внешний вид, но и сам стадион в его нынешнем месте, находились под угрозой изменения/исчезновения в угоду улучшения экономических показателей клуба.
Сейчас стало обычным делом называть стадионы в честь президентов, которые их построили, однако в 1955 году о таком услышали впервые. «Реал Мадрид» играл на стадионе, который назывался «Чамартин», или «Нуэво Чамартин» («Новый Чамартин») в память о старом довоенном стадионе. «Нуэво Чамартин» находился почти на том же участке земли, однако поле было параллельно улице Падре Дамиан, а не проспекту Кастельяна, как сейчас.
«Нуэво Чамартин», 1947 год
Два директора «Реала» – Сапатер и Касо – предложили Хунте Директива переименовать стадион в честь президента, что вызвало удивление у дона Сантьяго Бернабеу. Хунта единодушно приняла это предложение, против которого, как рассказывают современники, Бернабеу решил не высказываться. Таким образом, спустя восемь лет после строительства, новый стадион «Реала» стал называться «Сантьяго Бернабеу», хотя многие еще долгое время называли и называют до сих пор его по привычке «Чамартин».
Сейчас можно с уверенностью сказать, что решение отдать честь президенту таким образом было справедливым. К 1955 году Бернабеу находился на посту уже двенадцать лет, и именно его прогрессивные взгляды позволили построить новый стадион. При нем количество сосьос клуба увеличилось с 9 до 42 тысяч, на стадион стало приходить больше людей и, соответственно, увеличились доходы от продажи билетов.
С приходом Ди Стефано «Реал» выиграл две Лиги, которую последний раз выигрывал еще до войны. Бернабеу был одним из создателей Кубка Европы, нынешней Лиги Чемпионов, и его «Реал» выиграл в пяти первых розыгрышах турнирах. Он оставался на посту президента до 1978 – года своей смерти в возрасте восьмидесяти двух лет. Да, сейчас можно с уверенностью сказать, что то решение было справедливым.
Для тех, кто не родился и не живет в Мадриде, Чамартин – это район, в котором находится стадион, но в те времена это был небольшой городок Чамартин-де-ла-Роса за пределами Мадрида, который позже стал частью столицы.
«Сантьяго Бернабеу», 1957 год
Стадион был построен в 1924, и его присутствие растягивало город в ту сторону. Когда в 1947 году был открыт «Нуэво Чамартин», этот район был еще достаточно изолированным, там почти не было зданий, было множество пустырей и даже какие-то поля для засева сельскохозяйственных культур. Даже в 1955 году, когда была построена восточная башня на три амфитеатра, а стадион получил название «Сантьяго Бернабеу», этот район значительно отличался от нынешнего.
Стадион подталкивал город к расширению, а новые жилые и офисные здания сделали в итоге этот район одним из самых благородных в Мадриде. Интересно отметить, что если полвека назад районы давали названия стадионам («Чамартин», «Лес-Кортс», «Нервион»), то теперь стадионы дают название районам: этот район Мадрида в нынешнее время больше известен как «зона «Бернабеу», а не район Чамартин. А станция метро у соседней со стадионом площади Лима уже называется не Лима, а Сантьяго Бернабеу.
Станция «Сантьяго Бернабеу»
Но в 1973 году у руководства клуба созрела идея, осуществление которой могло оставить поклонников «Реала» без «Сантьяго Бернабеу» на его нынешнем место и нынешнем виде.
Началось всё 8 сентября 1973 года. К тому моменту Бернабеу уже 30 лет из своих 78 был у руля «Реала», а стадион стоял на своём месте уже 26 лет. Это было время, когда основной статьей доходов клуба были взносы от сосьос, а также сборы от продажи билетов на матчи. Доходы от телевидения были небольшими и не шли ни в какое сравнение с теми суммами, которые имеют от продажи телевизионных прав гранды европейского футбола. Еще немного в казну приносили предсезонные матчи и разного рода товарищеские игры. Маркетинговых денег, тех самых «продаж футболок», и вовсе не существовало, как явления.
И вот, 8 сентября 1973 года, ни с того, ни с сего «Реал Мадрид» выпустил официальное заявление, которое вызвало огромное количество противоречивых комментариев. После длинного введения об истории клуба, о роли «Реала» в социальной жизни города, о планах на будущее и перспективах, Королевский клуб вдруг сообщил, что планирует строительство нового стадиона в районе Фуэнкарраль на севере от Мадрида (примерно в 6 километрах от «Бернабеу»), а работы будут профинансированы продажей земель «Сантьяго Бернабеу», на месте которого будет построена самая высокая башня в Европе – 248 метров в высоту, 70 этажей под офисные помещения и отель на 600 номеров.
Проект был разработан известной швейцарской компанией, которая также занималась проектами здания ООН и офисного комплекса в Монреале Place Ville Marie. Вместимость нового стадиона должна была быть 120 000 – все места сидячие и под крышей, предполагалось также наличие парковки на 6000 мест.
Проект башен и парка на месте «Сантьяго Бернабеу»
Это заявление вызвало множество комментариев. Бернабеу лично навестил Франсиско Франко в его резиденции генералиссимуса в Прадо, чтобы представить макет нового стадиона: и если его жена расхвалила проект, то сам Франко не выразил особых эмоций по этому поводу.
В Испании началось масштабное обсуждение этой идеи, но «Реал» настаивал на своем и напоминал, что «Бернабеу» тоже когда-то находился на окраине города. Теперь же вокруг стадиона разросся город, и в день матча в этом районе образуются пробки и создаются неудобства для жителей города.
Новая башня должна была занимать всего 12% от территории стадиона, а остальная площадь превратилась бы в городской парк. Строительство нового стадиона могло бы означать начало новой эпохи для клуба (120 000 мест вместо 32 000 сулили огромный приток денег от продажи билетов) и города, однако тогдашний мэр Мадрида Карлос Ариас Наварро не одобрил изменение статуса земли под «Бернабеу», что было необходимо для осуществления проекта.
То, что удалось добиться «Барселоне» (изменение статуса земель в Лес-Кортс для строительства «Камп Ноу»), не смог сделать Бернабеу. По мнению мэра города и всех противников проекта, строительство офисной башни только увеличило бы количество пробок в городе.
«То, что хочет сейчас «Реал Мадрид», противоречит закону, так же, как и покушение на убийство. Если им удастся провернуть это, значит, им плевать на закон и право», – заявил Наварро, также занимавший должность Министра внутренних дел.
В итоге, Бернабеу было отказано в реализации данного проекта, и этот отказ сильно ударил по дону Сантьяго, который намеревался за счёт этого проекта существенно пополнить казну клуба и выплатить имевшиеся долги.
В последующие года около «Бернабеу» были построены несколько башен, и самой первой из них была Башня Европы. В «Мадриде» всегда подозревали, что спонсоры этой башни, скорее всего, и ставили Бернабеу палки в колеса. А клуб так и остался со своим долгом и со своим стадионом, который с тех пор заметно поменял свой внешний вид.
Нынешний вид на «Сантьяго Бернабеу» и проспект Кастельяна
«Realmadrid.ru»
Барсе, кстати, дали добро. Это к слову, кому тогда помогали кабинеты.