«Нас интересуют только деньги». Китаец, который меняет спорт
Владислав Воронин – о революции, которую задумал богатейший человек Китая.
В финансовом безумстве и диком информационном угаре, которые окутали китайский футбол в последние два года, вы наверняка могли не заметить главное. Самый богатый человек Китая Ван Цзяньлинь начал скупать мировой спорт, его состояние Forbes оценивает в 33 миллиарда долларов – на 5 млрд больше, чем у короля Alibaba Джека Ма; и на 18,6 млрд больше, чем у самого богатого человека России Леонида Михельсона. Он не собирается покупать ни «Реал», ни «Манчестер Юнайтед» – ему не нужен даже «Атлетико», где у него есть 20 процентов акций. Ему интереснее заниматься телеправами, маркетинговыми сделками и новыми лигами.
Кто это вообще такой?
Ван Цзяньлинь не собирался быть бизнесменом, а с юности служил в армии и провел там почти 17 лет. «Меня записали в «Еин-Лалянь» — это система зимней полевой подготовки. Молодые бойцы проходили длинные марши и долго оставались в лагерях для закалки духа и тела. Как-то за два месяца мы прошли 1,2 тысячи километров». В середине восьмидесятых, в 32 года, Ван Цзяньлинь попал под масштабное сокращение – оставшись без работы, взял взаймы у знакомых и начал реанимировать застройщика Xigang Development, который погряз в долгах и шатался на грани банкротства. Первым проектом была реконструкция разрушенных домов в Даляне. Потом потянулись все более и более крупные контракты.
Сейчас у Wanda Group – целая империя. Холдинг по-прежнему получает огромную прибыль от сделок с недвижимостью, но все сильнее концентрируется на индустрии развлечений. Ван Цзяньлиню принадлежат 109 крупных торговых центров и 71 отель по всему миру (68 из них – пятизвездночные). Он, по сути, создает новую туристическую индустрию Китая, привлекая аудиторию огромными развлекательными парками типа Диснейлэнда – например, парк в городском округе Хэфэй оценивается в 3,9 миллиарда фунтов.
Еще у Wanda Group 6600 кинотеатров по всему миру. В январе 2016 года китайская компания за 3,5 миллиарда долларов купила крупную голливудскую киностудию Legendary Entertainment (занималась блокбастером «Годзилла», фильмами «Бэтмен: Начало», «Мальчишник в Вегасе»). Скоро Wanda за 1 миллиард заберет компанию Dick Clark Productions – это продюсер премий «Золотой глобус» и American Music Awards. Но главная цель азиатского холдинга – это покупка одной из 6 крупнейших киностудий Голливуда (20th Century Fox, Columbia, Paramount, Universal Pictures, Warner Brothers или Walt Disney). Ван Цзяньлинь открыто сказал, что готов терпеть и не торопится с этой королевской сделкой.
Зачем ему спорт?
Ван Цзяньлинь далеко не романтик и не собирается покупать клуб-игрушку, только чтобы собрать состав мечты. Тем более он уже был владельцем крупной команды из Даляня: в 1994-м она была переименована в «Далянь Ванда», наняла бывшего тренера сборной и захватила власть в местном футболе, выиграв 5 чемпионатов за 7 лет. В 2000-м Ван Цзяньлинь бросил футбол, обвинив китайских судей в продажности, а чиновников – в безответственности. Он утверждал, что арбитры брали деньги от букмекеров и соперников, и обвинил их в поражении в 1/2 финала Кубка Китая. Работать в такой атмосфере бизнесмен совсем не хотел.
Ван Цзяньлинь вернулся к спонсированию только в 2011 году, когда прежнее руководство китайского футбола отправили в тюрьму по делу о коррупции. Строительство нового топ-клуба казалось владельцу Wanda Group мелковатой и бессмысленной задачей, так что он решил улучшать китайский клуб из глубины. Во-первых, дал денег федерации и лиге, которые загибались после тотальной смены власти. Во-вторых, запустил образовательную программу для судей и поднял им зарплату (чтобы было меньше соблазна брать взятки). В-третьих, открыл проект «Будущие звезды»: с самыми талантливыми китайскими мальчиками занимаются тренеры из Европы, а 30 лучших юниоров ежегодно ездят на стажировку в Испанию.
«Моя любовь к футболу совсем не угасла после коррупционного скандала, – сказал Ван Цзяньлинь. – Но теперь я хочу сделать что-то, что поможет китайским ребятам реализовать мечту».
Все, что за пределами Китая, – не развлечение и не благотворительность, а чистый бизнес. Ван Цзяньлинь сказал, что не собирается покупать никакие клубы, потому что они «почти никогда не приносят прибыль – вне зависимости от вида спорта. А чисто имиджевые проекты нас не волнуют – нас интересуют только деньги».
В 2015-м году бизнесмен приобрел 20 процентов акций «Атлетико» (за 45 млн евро), но эта сделка не противоречит озвученным принципам – в обмен Ван Цзяньлинь получил право беспрепятственно перевозить лучших китайских игроков в мадридскую академию.
«Покупка клуба дает определенное влияние, – рассуждал Ван Цзяньлинь. – Футбол привлекает интерес, но на нем сложно много заработать. Каждый год вы будете прожигать деньги. Вот почему они хотели, чтобы я стал владельцем контрольного пакета акций «Атлетико», акционером номер один. Но я сказал: «Нет, я хочу быть вторым номером».
Как он планирует зарабатывать?
«Чтобы создать правильную спортивную компанию, нужно 4 вещи, – как-то сформулировал Ван Цзяньлинь. – Это расширение партнерских соглашений с международными федерациями, слияния и поглощения на рынке маркетинга, организация турниров и нацеленность на прибыль».
Спортивное подразделение Wanda Group потратило на агрессивное завоевание рынка более 2 миллиардов евро. Половина суммы – 1,05 млрд – ушла на покупку крупнейшего маркетингового агентства Infront Sports & Media, у которого есть контракты с 180 владельцами медиаправ в 25 видах спорта и которое контролирует сотни спонсорских сделок. Среди клиентов агентства – ФИФА, Федерации футбола Германии и Италии, серия А, «Милан», «Интер», ИИХФ (ФИФА в хоккее), 7 ассоциаций зимних видов спорта (реклама в биатлоне, телеправа и маркетинг в лыжах, что особенно важно перед зимней Олимпиадой-2022 в Пекине). В 2012 году Infront Sports & Media могло купить телеправа на чемпионат России за 70 миллионов долларов в год (больше, чем в итоге дал «НТВ-Плюс»). Сейчас доходы агентства достигают почти 1 миллиарда евро в год.
С партнерскими соглашениями у Wanda тоже неплохо: она стала спонсором ФИФА высшей категории на 4 ближайших чемпионата мира, получила право на организацию крупной велогонки в Китае и будет заниматься всеми спонсорскими сделками ближайших чемпионатов мира по баскетболу.
«Мы будем только расширяться и завоевывать новый контент. Наша цель – сделать Wanda Sports первой спортивной компанией с годовым доходом более 10 миллиардов долларов», – сказал Ван Цзяньлинь.
Главная цель владельца Wanda Group – организация новых соревнований.
Компания уже провела первый футбольный турнир в новом формате. Не все слышали, но 10-15 января в Китае прошел China Cup, где играли сборные Чили, Исландии, Хорватии и Китая. Этот мини-формат в прошлом году одобрила ФИФА, а это значит: 1) турнир будет ежегодным; 2) он будет приносить опыт китайским игрокам; 3) даст участникам дополнительные очки в рейтинге ФИФА. В этом году турнир выиграла сборная Чили, Исландия стала второй, Китай – третьим, а ослабленный состав Хорватии – четвертым.
У Wanda Sports есть и глобальная цель – создать новую Лигу чемпионов, где будут играть больше 32 клубов, а денег станет значительно больше (только на телеправах ожидается рост 35%). По данным Financial Times, стратегический директор холдинга Марко Богарелли уже общался с топ-менеджерами из Англии, Испании, Италии, Франции и Германии. Каждой из топ-лиг обещали по 6 мест в новом соревновании, и некоторым идея понравилась. «Все спланировано очень хорошо, предложение – реалистичное», – сказал топ-менеджер одной из европейских лиг Financial Times на правах анонимности. При этом Wanda готова вести переговоры с УЕФА о том, чтобы вместе реформировать нынешнюю ЛЧ.
Можно подумать, что Ван Цзяньлиня интересует только футбол, но это не так. Его холдинг купил организатора триатлона Ironman (World Triathlon Corporation) за 650 миллионов долларов – с тем чтобы увеличить количество гонок и ввести моду на них в Китае. Через 10 лет триатлонные соревнования должны постоянно проходить в 50 китайских городах.
Взрывной рост популярности спорта в Китае – это одна из главных причин, почему от Wanda Sports ждут стремительного развития. Подписывая контракты в Европе, холдинг постоянно оговаривает возможность расширения на азиатском рынке. Вы удивитесь, но этим занимается племянник бывшего президента ФИФА Йозефа Блаттера – Филипп Блаттер. Раньше он работал в Infront Sports & Media, а после покупки агентства перешел в головной офис холдинга.
«Китайское правительство всячески поддерживает развитие спорта, на медиарынке появилось больше свободы и конкуренции, а самое главное – рост нового среднего класса, – рассказывал Филипп Блаттер. – Сейчас в Китае к среднему классу относятся 110 миллионов человек, эта цифра уже как в США, а в ближайшие 2-3 года она удвоится. Китайцы все сильнее заботятся о своем здоровье, позитивнее настроены в отношении будущего, ищут новые возможности в развлечениях и спорте».
В новом парке развлечений в Цзинане (галактических масштабов – 5,3 миллиона квадратных метров, стоимость проекта – около 9 миллиардов долларов) Wanda Group планирует построить стадион для хоккейных и баскетбольных матчей. В будущем холдинг готов проводить в Китае 10-12 больших спортивных мероприятий в месяц.
Лучше всего стратегию описывает сам Ван Цзяньлинь:
«В Китае живут 1,3 миллиарда человек, а доходы спортивной индустрии – меньше 30 миллиардов долларов в год. В Америке – где-то 300 миллионов человек, но более 500 миллиардов долларов в спорте. Так что в Китае невероятные возможности для роста. Мы покупаем разные компании и присматриваемся, можно ли задействовать их у нас дома. Если да – мы развиваем эту часть индустрии. Wanda ведь не крадет и не печатает деньги. Мы используем только свои запасы. Я могу делать то, что хочу».
И надо признать: пока это получается очень масштабно.
Фото: REUTERS/Thomas Peter; globallookpress.com/Wang Lili/Xinhua, imago/Ulmer
Van,如果你碰巧看到我的消息,我要的是70 000美元到接近抵押贷款。 (с)
Ахаха, гониво. Мне даже страшно представить состояние Володи
Во-первых, пишешь, что без связей и знакомств в армии КНР не мог начать бизнес, хотя сказано, что он 17 лет ибошил в камуфляже.
Во-вторых, есть такие люди, которые эти знакомства "создают" сами. Находят нужных людей, общие темы, интересы, конфеты/букеты/охота и т.д.
Другими словами, то, что вы десять лет возите из Китая трусы и чехлы для айфонов, не делает вас экспертом в большом бизнесе в этой стране.
Имхо
В Европе, где это все доступнее - да. И это, собственно, сейчас мы наблюдаем.
Интерес Китая к расширению горизонтов бизнеса понятен - их экономика начинает перерабатывать саму себя, а это уже наблюдалось в Японии, и ничего хорошего не сулит. Японцы частично залезли на западные рынки благодаря развитию своих технологичных производств, а Китай использовал свою дешевую рабочую силу, чтобы привести на собственный рынок больших игроков. Сейчас идет уже обратный процесс.
Спорт для китайцев не более, чем бизнес и возможность переехать!))