Cанитара тренеру «Байера»!
О чем же еще мы можем говорить после перерыва, как не о «Байере»! Но что делать, если сразу два тренера из бундеслиги перезимовали, угрожающе раскачиваясь на трехногих табуретках с подпиленным ножками. Шалтай-Болтай доигрался, Маркус Гисдол из «Гамбурга» и Рогер Шмидт из «Байера» пока нет. Ситуации у этих двоих, впрочем, совершенно разные. Если в офисе северян любимый анекдот — про три конверта, в Леверкузене даже несмотря на страшную декабрьскую ситуацию не хотят выходить из обретенного образа эксцентриков.
Гисдол удержался благодаря победе в 16-м туре над «Шальке», и «Гамбург» невольно стал заложником тренера, который, скорее, копирует работу Бруно Лаббадиа, а не пытается пробивать уровень выше. Новое руководство клуба — исполнительный директор Хериберт Бруххаген и спортивный директор Йенс Тодт — еще не приступило толком к работе, и «Гамбург» формирует ряды исключительно исходя из сиюминутных потребностей главного тренера. Именно Гисдол настоял на расставании с Эмиром Спахичем, разглядев иную формулу лидерства в центре обороны («Гамбург» стал вторым подряд клубом в карьере Спахича, откуда его вытурили, не дожидаясь окончания контракта) и в команде в целом. Гисдол принимает решения здесь и сейчас, пока надстоящие лишь изучают стрелку компаса, мох на северной стороне дерева и угол подъема муравейников. Плоды работы пока все те же — в Вольфсбурге «Гамбург» был плох, практически не создавал остроты, много бегал и страдал. Гисдола взбесили две желтые карточки шведа Экдаля, которого, честно говоря, сколько ни видишь на поле, никак не поймешь, какая именно его сильная сторона убедила прежнее руководство клуба заплатить «Кальяри» 4 миллиона. Экдаль перед командой извинился, но все равно год начался для «Гамбурга» грустно. «Динозавры» продолжают движение без подушки безопасности — возможно, к очередному хоррору в концовке сезона.
В офисе «Байера» в декабре свистели над головами пули. Рогер Шмидт довел до горячки себя и всех кругом. Игроки еле передвигались по полю, травмированные стонали в лазарете почти как в батальной сцене «Войны и мир». Еще недавно признанный великим фитнес-тренер Оливер Бартлетт был принесен в жертву всеобщему исступлению, а посреди всего этого Пьером Безуховым крутился на коне Руди Феллер, признававший все грехи Рогера Шмидта, но упорно не желавший его отпускать.
Драма в Леверкузене на самом деле разыгралась серьезная. Мы не раз упоминали, «Байер» при Шмидте не просто обрел лицо – стал столь же сильным товарным знаком, как то, что светится ночами через железную дорогу от «БайАрены». Не один лишь Феллер понимал: увольнение тренера станет для клуба чем-то близким к унижению. Встать в один ряд с теми, кто решает глобальные проблемы примочками — не по-медицински это. Хотя можно, конечно, и ей, родимой, лечиться. Как «Гамбург», где «пьют, ибо сугубо страдать хотят».
Но Шмидт поедал себя, результаты пропали, игроки и штаб убиты физически и морально, игровая идея захлебнулась в хаосе. Ничья с «Кельном» (1:1) в последнем туре стала в сложившихся обстоятельствах чудом. Темп последних минут этой игры был даже не черепашьим: игроки спали и видели себя подальше друг от друга, от тренера, от футбольного газона.
За осень Рогер Шмидт успел похулиганить. Его снова удаляли на трибуну с дисквалификацией. Он вступил в перепалку со стюардами в Вольфсбурге, которые не пускали его к арене. Шмидт ругался с судьями, капризничал на пресс-конференциях, наконец, принялся искать врагов внутри команды. По всем признакам это был распад империи, которую он сам же и создал. Если тренер ушел бы зимой в отставку, удивляться не пришлось бы даже самым большим поклонникам Шмидта. А ведь его человеческие качества в реальности гораздо богаче, чем образ злюки с длинным носом и тонкими ножками. На сборе во Флориде Шмидт сам подарил собственную тренировочную куртку американскому мальчишке, хотя тот его об этом не просил. Тренер «Байера» общался в Москве с местным фан-клубом «аспириновых» и отнесся к встрече так, словно его команда собралась переезжать в Тушино или Черкизово. Он очень многие вещи принимает близко к сердцу, но иногда это создает разрушительную химию. Мир Шмидта падал, 220 вольт в розетке иссякли...
40-летний Йорн Вольф отработал руководителем пресс-службы «Гамбурга» 12 лет. Его уход осенью многие восприняли как… Чтобы не приводить пример с кораблем, напомним о слонах, которые уходят в горы, чувствуя цунами. Но оказалось, что человек из «Гамбурга», олицетворяющего собой пример самого неудачного менеджмента бундеслиги, призван спасти клуб совершенно другой философии — привыкший к стабильности, ориентированный на поступательное движение, несмотря ни на какие ярлыки времен Кристофа Даума.
Попробуй, приставь к тренеру просто так спортивного психолога, если тот не хочет этого сам — истерики в кабинетах неизбежны. В лучшем случае такой ассистент сойдет за предмет мебели, в худшем его навсегда заподозрят в доносительстве. Когда стало понятно, что Шмидт сгорает на работе, усугубляя отсутствие результата неспособностью делегировать обязанности, стремлению вникать во все нюансы восстановления, физической нагрузки, прогноза выздоровления футболистов и прочих, более мелких вещей, грозящих прийти к контролю за расходом туалетной бумаги, в «Байере» приняли альтернативное решение, целью которого было — спасти Шмидта, спасти команду, спасти клуб, спасти философию, имидж и, позволю себе мнение неравнодушного, спасти героя из сказок о Германии. Тренеру было предложено завести себе помощника — кого-то вроде усовершенствованной и очеловеченной версии ежедневника с аккуратной разлиновкой. «Рогер, если все пойдет плохо, нам придется расстаться, — грустно сказал Руди Феллер — Мы этого делать не хотим. Будет плохо тебе, нам, команде. Вместо этого есть шанс сохранить тебя, нас, команду. Нам нужен твой прессинг! Мы хотим и дальше играть, как раньше. Тебе нужен помощник. Тот, кто разгрузит тебя…».
Добровольный выбор Шмидта пал на Йорна Вольфа, человека «с необычайно позитивной энергетикой», как охарактеризовал его сам тренер. Возможно, первой реакцией Рогера был протест. Возможно, к моменту рождения идеи он уже был выхолощен, как алкоголик, уставший бороться с проблемами в одиночку. Топ-менеджеры с опытом знают об опасности, грозящей тем, кто замыкает на себе горизонтальное управление. По сути, это называется падением с нескольких стульев. И когда невозможность на все влиять оборачивается кризисом в деятельности, руководитель может столкнуться с еще одной неприятной вещью: одиночеством. Когда тебе просто не с кем «обыграться накоротке».
«Байер» решил помочь своему тренеру эксклюзивным и пока нигде не запатентованным способом. Должность Йорна Вольфа — «координатор тренерского штаба» — не отражает, по сути, ничего. Найми российский клуб такого специалиста, у нас сразу бы всплыл в сознании светлый образ Ольги Смородской. Не стоит утверждать, что в Леверкузене было всем легко принять такую идею. Но в этом принципиальное отличие немцев от многих: если решение утверждено (ценой боли, ссор, крови и прочих извержений), его будут уже без оглядки претворять в жизнь.
У «Байера» непременно будут неудачные дни, когда Рогер Шмидт привычно сморщит лоб и выпятит нижнюю губу. Но, быть может, в этот момент кто-то дернет его за локоть и, увернувшись от отдачи, попытается сконцентрировать тренера на главном. Наконец, скажет: «Старик, остынь. Эта стенка не рухнет, если по ней пробить собственным лбом даже сорок раз…». Касаться это может чего угодно: нагрузок, тактики, требований к игрокам…
Мы не говорим о чуде. Но с Йорном Вольфом на скамейке «Байер» выиграл у трудной «Герты». И такая концентрация, такая сосредоточенность на позитивном результате била ключом из игроков Леверкузена, так аккуратно они старались расходовать силы, ни на кого не бросаясь в кавалерийские атаки, что пришлось поверить в их единое желание начать все с чистого листа. Пусть Кампль и Баумгартлингер в центре иногда «тряслись», теряя пространственные ориентиры. Пусть Бельараби смог пока отбегать не полный матч. Пусть Хенрихс часто вскрывал собственный фланг, так, что только Лено оставался единственным возможным спасителем. «Байер» делом обозначил желание вернуться в игру за Лигу чемпионов, победив конкурента. Словно какой-то добрый помощник шепнул из-за деревьев Шпортпарка: «Эй, возьмите себя в руки!». Дело, конечно, не в Йорне Вольфе. Здоровый в целом организм клуба принялся сам себя очищать. И вместо того, чтобы рухнуть в тонны пепла, в Леверкузене нашли отправную точку для обратного подъема.
Также в туре
Роберт Левандовски проявил удивительную координацию в двух эпизодах у ворот старательно мешавшего играть «Фрайбурга». Тем самым поляк в очередной раз доказал, как важны для всех мышц занятия восточными единоборствами. «Бавария» постепенно возвращает давно востребованный образ «убийцы последних минут».
Пока Лева забивал, Пьер-Эмерик Обамеянг мучился на Кубке Африки, где забил за сборную Габона два мяча. В третьем матче с Камеруном он отличиться не сумел, его команда, сыграв три ничьи, стала чужой на домашнем турнире уже после группового этапа. Через неделю Оба вернется в бундеслигу. Очень вовремя, ведь «Боруссия», «грязно» выигравшая в Бремене («Мы и так умеем!, — с облечением выдохнул Томас Тухель) принимает «Лейпциг».
***
«Лейпциг» и «Хоффенхайм» продолжили в духе первого круга. Первым существенно помогло удаление вратаря «Айнтрахта» Храдецкого уже на 3-й минуте и тут же забитый после штрафного мяч Комппера. Вторые остались единственной командой из топ-5, не проигравшей ни разу. Если Томас Тухель не выйдет напрямую в Лигу чемпионов, 29-летний Юлиан Нагельсманн может оказаться и в «Боруссии», которая, судя по подписанию 18-летнего шведа Исака (вместо Федора Смолова, разумеется, и не надо было спорить со «Спортом День за Днем») и переговоры с Омером Топраком, продолжает наращивать мощь на будущее.
***
У «Шальке» сработало единственное зимнее приобретение — Гвидо Бургшталлер принес победу «кнаппен» над «Ингольштадтом» на 89-й минуте. И много странных факторов сплелось — австрийцу 27 лет, 36 мячей в 63 матчах за «Нюрнберг», ему помог удачный отскок, а «Шальке», мудро не отпустивший на Кубок Африки Чупо-Мотинга, создавал угрозу только диагоналями… Но команда Маркуса Вайнцирля набрала три очка и, как будто, тоже возобновила движение наверх.
Автор: Иван Жидков
Подписывайтесь на наши аккаунты в ВК, твиттере, фейсбуке и инстаграме!
И мне очень хочется посмотреть на лица наших, читающих этот текст и понимающих, что если немецкая пресса ситуацию не то не поняла, не то тактично замолчала (подозреваю скорее первое), то в России их спалили со всеми потрохами xDDD