«У Кокорина сразу был виден огромный талант». Голландец, который любит Россию
Кирилл Новокщенов поговорил с тренером Нико Лабомом, который когда-то работал в школе «Динамо», тренировал в экзотических странах и помнит маленьких ван Перси и Кокорина.
С ноября по октябрь Лабом работал в детском футбольном клубе FutureFC.
- Объясните, чем вы здесь занимаетесь?
– Моя основная задача – руководить тренерами, учить их. Я тренирую маленьких футболистов напрямую, но обучаю их тренеров. У меня был трехмесячный контракт, и в начале января я покидаю Россию. Возможно, я вернусь года через два, чтобы обновить программы – это зависит от Тома, владельца школы.
- Вы больше 20 лет работали на Голландскую федерацию футбола. Как получилось, что вы стали путешествовать по миру?
– В 2000 году я решил, что пора уже покинуть Голландию, где я столько лет работал, не меняя обстановки. У меня появилась возможность попробовать в Гонконге – я подписал контракт с олимпийской сборной Гонконга и стал готовить ребят до 16 и до 18 лет.
Думал, что после этого вернусь в Голландию, но «Фейеноорд» обратился ко мне и предложил возглавить их скаутскую программу в Южной Африке. Я думал, что скоро оттуда уеду, но таков уж футбол: никогда нельзя знать наперед. В итоге, я остался в Южной Африке на 5 лет.
В 2006 году я снова думал, что вернусь в Голландию и буду работать дома, но всего через два года я оказался в Москве и подписал двухлетний контракт с «Динамо». Думал, что и сюда никогда не вернусь, но, как видите, я здесь.
В «Динамо» я тоже работал в Академии, и мои задачи были примерно те же, что и сейчас. Правда, там было аж 18 тренеров для молодежи. Я занимался построением структуры молодежных составов клуба, внедрять голландские идеи по подготовке молодых футболистов. Но если ты занимаешься развитием молодежи, думать надо не на год вперед. Это большая проблема российского футбола. К сожалению, руководителям клубов не хватает терпения. Да, нужны хорошая организация, хорошая программа, но без терпения ничего не получится.
Талант приходит с годами, и нужно закладываться на долгий срок, а не на один год.
- На что надо смотреть скауту, чтобы разобраться, насколько игрок талантлив?
– Многое видно уже по тому, как игрок обрабатывает мяч. Конечно, надо смотреть полные матчи 11 на 11, когда игрок выходит на своей родной позиции – тогда можно понять, хватает ему скорости, или нет.
В России у меня было не так много скаутской работы, но в «Динамо» я помню Сашу Кокорина, очень талантливого футболиста. В молодежной команде он уже был очень хорош – это было видно по его скорости, по обработке мяча, по его движению. Настолько талантливых игроков тренер не может сильно улучшить – разве что обучить тактической грамотности. Чем старше игроки в молодежной системе клуба, тем больше внимания надо уделять тактике.
- Сейчас у Кокорина не лучший период в карьере.
– Да, я видел его игру на Евро. Но там плохо сыграл не только он, но и вся сборная России. Конечно, я не могу знать точных причин, я не знаю, как он работает на тренировках в клубе.
- Вы работали в Замбии, что там было интересного?
– Было несколько интересных моментов. В начале 2000-х я учил там тренеров. Тоже думал, что это разовый опыт, но потом меня попросили вернуться и набрать сборную из игроков до 15 лет. Окей, я приехал, мы месяц проводили турниры, наблюдали за игроками. Мне казалось, что есть 32 талантливых игрока, из которых можно собрать команду. Но когда я начал проверять их возраст... 31 из 32 были старше 15. Там даже был 21-летний парень, представляете? Ну, все зависящее от меня я сделал.
Думал, после этого уж точно не вернусь. Но в 2014 году они позвали меня ассистентом тренера в главную сборную. Таланта, конечно, у них хватает, на Кубок Африки мы вышли. К сожалению, первый раунд тогда не прошли, но талантливых африканских игроков хватает.
- С учетом глобализации, можно ли по-прежнему говорить о голландской или итальянской тренерской школе, или они все сливаются в одну?
– Конечно, есть определенный тренерский стиль. У нас это началось с «Аякса» в 1970-х. Тогда были заложены основы, и потом не один я отправился за границу. Голландские тренеры работают по всему миру.
Конечно, что-то меняется, иностранные тренеры научились играть в обороне, не давать сопернику забивать. Физическая подготовка везде на высоком уровне, но в футболе этого недостаточно, нужно пробивать стену талантливыми игроками.
Сейчас Голландия на 20-м месте, кажется, в рейтинге ФИФА. В 2011 году мы были первыми. За несколько лет это может измениться. Я бы не сказал, что мы стали хуже работать, просто бывают периоды, когда талантливых игроков не хватает. Мы знаем, что кое-что в скаутинге, в обучении игроков, может быть, стоит поменять, чтобы сдвинуть баланс в сторону защиты. Но все эти годы сильной стороной голландского футбола была позиционная игра, игра с мячом. Пока ты с мячом, забить тебе не могут, нужно просто научить игроков играть с постоянным контролем мяча.
Приятно, что «Барселона» в последние годы как раз использует эту модель. Я бы назвал Иньесту одним из лучших игроков в мире – это идеал того, как футболист может контролировать игру. Очень умный игрок.
К сожалению, лучшие голландские игроки не молодеют. Снайдеру за тридцать, как и ван Перси. Они стали чаще травмироваться – полузащитникам и нападающим сложнее пережить этот этап карьеры без травм. А новых суперталантов пока не появилось, но я уверен, что их недолго ждать. В Голландии 34 академии, скаутинг на высочайшем уровне – никто из талантливых футболистов не ускользнет.
В России есть важное отличие, тут тренеры делают упор на «физику». Это важно, но мы исторически считали технику более важной для оценки игрока. Вот эти две вещи должны поменяться в российском футболе: упор на технику, и руководители крупных академий – ЦСКА, «Динамо», «Локомотива» и других – должны терпеливее работать с молодежью, дать талантам время раскрыться. Я три месяца поработал в России и могу точно сказать: талантливых ребят здесь хватает, я видел их: шестилеток, семилеток, восьмилеток. Нужно их просто правильно обучить. Россия вернется на футбольную карту.
- Кто лучший голландский тренер в истории?
– Ух. Конечно, был Ринус Михелс, крестный отец голландского футбола, к сожалению, он уже скончался. Ушел от нас и Кройфф, он проделал отличную работу в «Барселоне». Ван Гала много критикуют, но это очень умный тренер, и он добивался успеха с разными клубами. Так что тут зависит от личных предпочтений. Я бы остановился на ван Гале. У него был особенный подход, мне это нравится.
- Чем вы больше всего гордитесь в карьере?
– Я был очень доволен тем, как мы организовали работу в ЮАР. Тогда нам дали пять лет на скаутинг. Мы работали с игроками каждый день – 20 футболистов с 11 лет жили в одном доме, ели, тренировались, ходили в школу вместе. Конечно, результат пришел.
Из того набора Тулани Сереро пробился в «Аякс», играл в Лиге чемпионов. Камохело Мокоджо – капитан «Твенте». Я работал с этими игроками, когда им было по 11 лет, и мне очень приятно, что они пробились в наш чемпионат. С большими талантами я работал и в Голландии – того же ван Перси помню с 11 лет.
Еще очень приятно учить тренеров каким-то базовым вещам и видеть, как парни используют их в своей работе.
- С российскими тренерами были какие-то проблемы?
– С кем я работаю сейчас – вообще никаких. Им по 20-27 лет, они молоды, с энтузиазмом учатся новому, могут общаться по-английски – это удобно, так как мой русский не на высоте.
Вот когда я работал в «Динамо», тренерам было за 50. Было намного тяжелее изменить их подход к футболу. Они учились в определенной среде, годами делали одно и то же – а тут приехал какой-то голландец с совершенно другим подходом. Я просил тренеров быть более открытыми с игроками, но не всем это по душе. Русский стиль – это больше «делай, как я говорю». Но с новым поколением таких проблем нет.
- В России считается, что если ты не играл на высоком уровне, то тренера из тебя не выйдет.
– Ха, помню, я в третьем дивизионе играл, не в высшем. Конечно, нужно пользоваться своим опытом, если он у тебя есть, если ты многому научился, пока играл. Этот опыт нужно передавать. Так что это преимущество, но не правило: есть прекрасные футболисты, у которых совсем не получилось тренировать. Все-таки тренерская работа не только из этого состоит. Но если ты по своему опыту знаешь, что требуется от футболиста на поле, и умеешь донести это знание до игроков – здорово.
- Сейчас ваш контракт закончился, какие планы дальше?
– Я возвращаюсь в Голландию, федерация попросила меня отправится в одну из наших колоний – Кюрасао. Там проведу двухнедельный курс для тренеров. На лето со мной договорились американцы, буду там организовывать лагеря подготовки. Потом, возможно, буду работать в клубе в следующем сезоне – вероятность есть, но пока без 100-процентной договоренности.
Sports.ru благодарит клуб FutureFC за помощь в организации интервью. В этой футбольной школе используют не только голландские методы подготовки, но и тренируют детей 10-14 лет по методике, разработанной adidas вместе с немецким футбольным союзом и РФС.
Топовое фото: alexnews.co.za
Я чего-то не понял?
Жестокая шутка, ведь остальные подхватили, а Коко поверил в этот бред.