В Европе новый футбольный долгострой. Имя ему «Месталья»!
Петербургские власти могут не беспокоиться – «Крестовский» скоро простится с титулом футбольного долгостроя №1 в Европе. После нормального ввода данной арены в эксплуатацию, в этом сомнительном статусе ее сменит «Новая Месталья». Как так вышло, что в одном из самых привлекательных городов Испании, где еще совсем недавно жгли Гаиска Мендьета и Сантьяго Канисарес, вот уже 10 лет не могут завершить строительство стадиона? Попробуем разобраться.
В марте 2019 года футбольный клуб «Валенсия» будет праздновать свое 100-летие. Чтобы фанаты клуба не обольщались, его президент Лэй Хун Чан, пару месяцев назад заявила: «извините, но к вашему празднику мы не сможем построить новый стадион». И выдала серию оправданий.
По ее словам, начало строительства арены в 2007 году сопровождалось не только отсутствием инвестиций на ее полное возведение, но и прав собственности на земельный участок, где будет располагаться все еще недостроенный объект. Но об этом было известно еще 9 лет назад, когда только делались первые шаги в реализации проекта. Сейчас к столь печальным для клуба причинам добавилась невозможность продать участок, где располагается нынешняя «Месталья», так как испанский рынок недвижимости еще не отошел от кризиса. И, конечно, у клуба есть долги. Например, 23,4 млн евро (примерно 6-7% от стоимости первоначального проекта) перед Европейским союзом. А, согласно последней отчетности УЕФА, Валенсия и вовсе занимает 4-е место среди всех европейских клубов по размеру чистого долга (285 млн евро).
Проект 1. 2006-2011
Первоначальная концепция «Новой Местальи» была представлена президентом клуба Хуаном Солером в ноябре 2006 года. Ее автором был известный архитектор Марк Фенвик, который к тому моменту работал над новой ареной «Эспаньола» (а еще он автор пособия УЕФА по созданию качественных стадионов). Сегодня его бюро выступает консультантом и автором проектов многих новых испанских стадионов, включая обновленный «Сантьяго Бернабеу», а также одной из арен будущего Чемпионата Мира в Катаре.
В то время «Валенсия» пожинала плоды фантастических успехов в период с 1999 по 2004 годы, когда она дважды играла в финале Лиги Чемпионов и дважды становилась первой в Ла Лиге. Для стадиона нашли место на территории одной из бывших промышленных зон на северо-западе города.
Стадиону нашли место на северо-западе Валенсии – на территории бывшей промышленной зоны, ныне примыкающей к конгрессному центру города и одной из его основных магистралей - Avenida de las Cortes Valencianas. По проекту фасад нового стадиона представлял карту города и разделялся стеклянной поверхностью, которая символизировала реку Турия – с ней у города Валенсия связаны как светлые, так и темные пятна в истории. Местные жители помнят самое страшное наводнение 1957 года, после чего они окончательно призвали власти решить вопрос с рекой. Так возник проект нового русла на юге города и создания одного из знаковых современных архитектурных комплексов - Города науки и искусств.
Вот так карта города преобразуется в фасад стадиона
На диаграмме виден уровень воды в разных районах города после наводнения 1957 года
Внутри стадион планировалось разделить на три яруса, а его вместимость должна была составлять 73 200 мест. Предполагалось, что в подтрибунных помещениях разместится клубный музей, также будет построен паркинг на 3500 мест, а сама арена получит 5 «звезд» от УЕФА. Объем инвестиций в проект оценивался в 344 млн евро. Из них в непосредственное возведение стадиона планировалось вложить 2/3 суммы, а ее остальная часть пошла бы на коммерческие, развлекательные и торговые объекты, призванные, в том числе, отбить вложения.
Таким был первый проект
Строительство началось в августе 2007 года, ожидалось, что работы завершатся в 2009 году. Но к этому сроку было освоено только 100 млн евро - на них был создан бетонный каркас стадиона. Строительные компании ушли с объекта, так как клуб активно стал задерживать им платежи. На футбольном поле «Валенсия» в тот же период показывала худшие результаты за последние 20 лет, а сам клуб окончательно погряз в долгах (по некоторым данным их размер составлял около 600 млн евро).
Современный вид «Новой Местальи» - ничего не изменилось с 2009 года (Miguel Lorenzo, El Temps)
Проект 2. 2011-2013
В 2011 году новый президент «Валенсии» Мануэль Льоренте выступил посредником в сделке с банковским конгломератом, которая позволяла уменьшить долги клуба. В этом он видел план по завершению проекта строительства стадиона к 2014 году. Предметом договоренности становилась старая «Месталья», контроль над которой переходил к конгломерату. Кстати, земельный участок, на котором располагается «старушка», принадлежит городским властям. По некоторым оценкам, его стоимость составляет 45 млн евро. Новые партнеры клуба готовы были вложить в проект 140 млн евро. Льоренте поймал «звезду» и стал самостоятельно вносить изменения в концепцию стадиона, не консультируясь с его архитектором Марком Фенвиком. Так он выбрал новые материалы для фасада и крыши – алюминий должно было заменить листовое стекло. Но сделка забуксовала – банкиры решили, что они не продадут старую «Месталью» за период действия контракта с Льоренте.
Проект 3. 2013-н.в.
В 2013 году проект реанимировали. У руля клуба к тому времени был уже новый президент – Амадео Сальво. Первым делом, сократилась общая стоимость до 200 млн евро - упростили внешний вид фасадов (Турия могла бы вновь разгневаться на город, но к этому времени она уже давно была высушена). Кроме того, крыша по новому проекту должна была покрывать только 75% от общего количества мест, а вместимость стадиона сократилась до 61 500 человек. От подземного паркинга отказались, так же, как и от новенького аутлета. И все вновь остановилось.
В 2015 году новый владелец клуба Питер Лим выступил с программным заявлением: «Мы обязаны иметь новый план по стадиону, старый уже не актуален. По сравнению с прошлым сегодня есть новые материалы, новые идеи и новые концепции. Мы хотим адаптировать стадион к современным реалиям, невозможно продолжать развивать идеи 9-летней давности». Что-то это напоминает – «мы должны адаптировать стадион к новым требованиям ФИФА, поэтому необходимы новые инвестиции». Правда, есть разница. В Испании проект частный, а в России – государственный (или городской, как кому нравится). К своей пламенной речи Лим добавил, что он хочет видеть стадион, который будет запугивать соперников «Валенсии».
Кстати, стоит отметить, что первым шагом на валенсийской земле в качестве владельца клуба в 2014 году со стороны Питера Лима стал именно визит на законсервированную арену. Тогда он обещал, что в дни празднования 100-летия клуба здесь будет футбол. Сейчас его подопечная, все та же Лэй Хун Чан, обещает в первой половине этого года новую концепцию стадиона. В одном она уже призналась - босс ошибался, обещая праздник в начале 2019 года. Как бы вновь не разгневать Турию!