Почему 48 команд на ЧМ – это круто
Джанни Инфантино, не успев пробыть в должности президента ФИФА и года, уже вписал своё имя в историю как реформатор. Кто-то, возможно, ждал видеоповторов, но синьор Инфантино покусился на святое – на Чемпионат Мира. Теперь в нём смогут принять участие сборные команды 48 стран. Решение практически революционное, ведь число участников увеличивается в полтора раза. И многие официальные лица (особенно европейского футбола) выражают своё недовольство таким решением, негодующее вопрошая: действительно ли оно того стоит и развивается ли футбол такими темпами, чтобы приглашать на ЧМ едва ли не четверть стран Мира.

Джанни Инфантино смотрит на тебя не понимая, как можно не оценить красоту нового формата ЧМ.
Однако куда больше негодуют простые болельщики и любители футбола. Ведь для большинства из них Чемпионат Мира – это прекрасное воспоминание из детства, которое часто становилось первым шагом и главным проводником в любви к футболу. И для многих он всю их сознательную жизнь был в формате из 32 команд участников, а потому подобная схема кажется им идеальной и едва ли не единственно возможной. В психологии это называется «синдромом утёнка», когда субъект впервые встречает какой-то объект и считает первую его версию за идеал. Точно также и с форматом Чемпионата Мира – 32-командный вариант, впервые увиденный на полях Франции или Южной Кореи с Японией, так и остался единственно любимым. А те австралопитеки, якобы заставшие ЧМ с 24 командами и пускавшие скупую слезу летом прошедшего года, они лишь врут и пересказывают жидомасонские выдумки рептилоидов с планеты Нибиру, которые специально хотят одурить настоящих любителей футбола™.
Те же болельщики, которые и вовсе ратуют за существенное сокращение количества сборных на крупных турнирах, тоже ошибаются. Они говорят о том, что из-за слишком большого количества участников Чемпионат Мира потерял свою изысканность, перестал быть событием наивысшего качества в футбольном мире. Тактические гики в свою очередь добавляют тезис о том, что футбол на крупных турнирах становится всё более скучным, а вторят им скауты-любители, ищущие молодых талантов, которые отмечают, что крупные турниры перестали быть трамплинами для восходящих звёзд. Однако они вряд ли понимают, что Чемпионат Мира перестал быть событием в футбольном масштабе равным первому запуску человека в космос. Чемпионат Мира скорее стал похож на большой праздник, фестиваль, эдакую выставку достижений футбольного хозяйства, однако это хозяйство нужно там просто чтобы похвастаться, а не произвести фурор – этот самый фурор мог быть произведён уже давно и человечество с помощью интернет-СМИ давно о нём узнало.
Таким образом, футбол вместе со всеми сопряженными с ним моментами действительно далеко продвинулся с 1998 года и ещё продвинется к середине 20-х годов двадцать первого столетия. И всё больше и больше команд действительно хочет выступать на крупных международных турнирах, участвуя в этих фестивалях и хвастаясь своими «достижениями». Ведь сколько прекрасных команд иногда где-то лишь из-за глупой случайности лишались права сыграть на Чемпионате Мира. Французское первенство Европы наверняка потеряло из-за отсутствия голландцев, чьи болельщики всегда едва ли не всем населением мигрируют в страну-хозяйку первенства и устраивают там настоящий праздник. В своё время Армения, ведомая Мовсисяном и Мхитаряном, едва не зацепилась за попадание на Евро-2012, и вполне могла навести там шороху. Если говорить о непосредственно Чемпионатах Мира, то как не вспомнить турок, которые после оглушительной бронзы в 2002 трижды не могли попасть на ЧМ, часто оставаясь от него лишь в нескольких шагах. Или знаменитая «рука Анри», оставившая за бортом Мундиаля Ирландию в 2009. Да даже если вспомнить сборную России: разве дружина Хиддинка не заслуживала своей прекрасной игрой места на ЧМ-2010, даже несмотря на «кальянный скандал»? И я сейчас перечислил только случаи в Европе, когда команды, неплохо выступавшие в отборочном турнире и заслужившие любовь болельщиков, пролетали мимо финальной стадии ЧМ или ЧЕ.

Вся Россия ждала, что парни Хиддинка повторят чудо Евро-2008 и на Мундиале-2010.
Причём попасть на крупный турнир хотят в большей степени именно болельщики, для которых это будет незабываемое воспоминание, чем футболисты, тренеры и функционеры, которые подчас больше заботятся о премиальных или отчислениях ФИФА. Выше уже сказано, что Чемпионат Мира стал праздником и фестивалем, а не просто выяснением, чья сборная лучше. И нам в этом плане у ФИФА есть чему поучиться, ведь футбол всегда был, есть и будет для болельщиков. И об этом так часто читаешь в материалах и заметках про российский футбол, что проникаешься уважением к автору – какой же прекрасный человек, ратует за развитие футбола. Но когда этот же человек в другом месте утверждает, что состав участников крупных футбольных турниров нужно сократить, то грош цена его словам. Или что, в футболе все болельщики равны, но некоторые «равнее»?
Глядя на обсуждение этой реформы ФИФА, особенно интересно и смешно наблюдать за тем, как деятели пера и клавиатуры зачем-то подгоняют схему с 48 командами под Чемпионат Мира в России. Мол, ладно, стадионов может и хватит (хотя, что с ними делать потом – всё равно остаётся вопросом), но где же взять столько хорошо оборудованных баз с качественными полями и отелей, в которых разместятся не только сами сборные, но и болельщики. Вот только все эти рассуждения крайне абсурдны, потому что России Чемпионат Мира с 48 командами абсолютно не грозит. Он России вообще может не грозить, но в таком случае многие наверняка согласятся и на 48 команд – лишь бы не пропадал возможность увидеть праздник футбола.
Сам же Чемпионат Мира с 48 командами задумывался вовсе не для России, где весь футбол происходит под зорким надзором Дяди Володи и его непотопляемого друга Виталика. Расширенный Мундиаль, который должен принести дополнительные доходы – это подарок для совсем других стран, с которыми Россия борется совсем в других областях, а не в спортивной индустрии или государственной программы развития спорта. Чемпионат Мира 26-ого года предназначен для Китая или США, которые при желании потянут и не 48, а все 128 участников. Главное – чтобы огромная болельщицкая аудитория приносила доход. Причём, возможно даже стоит радоваться, что синьор Инфантино не взял пример с увлёкшегося интеграционными процессами мсье Платини – ведь через 3,5 года нас ждёт Чемпионат Европы, гастролирующий по всем крупнейшим городам континента. Только представьте себе подобное в формате всей планеты, когда первый тур группового этапа канонiчного 32-командного ЧМ играется в Лос-Анджелесе и Шанхае, второй – на продолжающемся достраиваться стадионе в Санкт-Петербурге и в Рио-де-Жанейро, а третий – где-нибудь в Кейптауне и Дохе! Авиакомпании были бы навеки благодарны ФИФА за такой формат турнира.

Тот самый матч Дания-Швеция. Даже Ибра принимал участие в "договорняке".
Единственным же минусом формата с 48 командами может стать, да и скорее всего, станет увеличение «подсознательных договорняков», когда на групповом этапе две команды могут обеспечить нужный друг другу результат, выкинув третью и вместе проходя в плей-офф. Решением изначально виделось проведение стыковых матчей непосредственно в стране-хозяйке турнира, а теперь, вместо глупого отказа от ничейных результатов, выходом могло бы стать правило о выходе из группы лишь победителя. Но в таком случае нет никакой заботы о болельщиках. В первом случае для многих болельщиков своих сборных Чемпионат Мира продлится не больше недели, а во втором – около десяти дней. А потом они вполне могут вернуться на родину вместе со своими любимцами – зачем активно следить за этими Германиями и Испаниями, если условная любимая Турция отправилась домой? Причём, речь идёт об огромном числе болельщиков – в первом случае после нескольких дней вылетает сразу 16 сборных, а во втором – и вовсе 32 (2/3 всех участников). Конечно, кому-то нескольких дней может хватить, чтобы поучаствовать в празднике футбола, оставив в памяти множество воспоминаний на годы вперёд, но ФИФА ведь думает о болельщиках, а потому и готова продлить многим из них приятные каникулы почти до двух недель, сдобрив их эйфорией от выхода любимой команды в плей-офф. Ведь это действительно круто, даже несмотря на то, что придётся ещё раскошелиться на питание и проживание.
Но ведь главное – ощущение невероятного праздника и фестиваля футбола вокруг. А к чекам и выписке трат на карточке MasterCard, как и к страничке в википедии со списком триумфаторов мы будем обращаться куда реже, чем к приятным воспоминаниям.
P.S. В 21 веке во главе угла стоят деньги - все остальное вторично и служить только для маскировки первого.