Болельщики не прощают лишь равнодушия
Все ближе выход команды из отпуска и начало сборов, которые дадут нам новые поводы для обсуждений. А пока я хотел бы еще раз обратиться к году минувшему, поговорить о реакции болельщиков на футбольные события прошедшего года
Новый футбольный сезон стартовал для нас с Евро-2016. Меня групповой этап застал в отпуске, что дало мне возможность понаблюдать за болельщиками, причем не только за нашими соотечественниками, но и иностранцами. В лобби отеля я видел, как болеют итальянцы, в том числе и девушки. У них, без всякого сомнения, культ боления за своих, они проживают каждую минуту вместе с командой, бурно реагируют и жестикулируют, как могут только они. Тогда я еще даже не догадывался, что совсем скоро именно их соотечественник так кардинально изменит мою любимую команду.
Но вернемся к делам, которые касаются нашей футбольной действительности. Вспомните, даже после не особо удачной, по содержанию, игры против англичан, в которой наша сборная спаслась лишь в самой концовке, среди болельщиков не было уныния. Запоминается ведь всегда последнее, а им оказалось то, что парни не опустили руки и прямо таки выцарапали ничью. Со словаками игра не сложилась и все надежды были на заключительный матч группового этапа. И самое разочарование постигло нас даже не от результата, а от потухших глаз наших сборников. Они проигрывали все микроэпизоды матча, бросали борьбу, а это уже приговор в глазах болельщиков.
И вряд ли, согласитесь, история с Мамаевым и Кокориным имела бы такой резонанс в обществе, если бы сборная России на Евро выступила на уровне команды Исландии, в которую, кстати, и вовсе все влюбились. И отнюдь не за качество самого футбола в чистом виде, а за отношение этих парней к игре. Но после такого фиаско общественное мнение было предсказуемо и имидж сборной команды еще долго будет испорчен. И Леонид Слуцкий, которого так превозносили перед турниром, пока так и не смог оправиться. Да и непонятные его интервью с упоминанием определенной субстанции и высказыванием "Россия - не футбольная страна" явно не добавили ему популярности.
Вот и Федор Смолов, давая интервью в ранге лучшего футболиста страны 2016 года, говорит о нашей команде и сборной Исландии в таком свете:
"- Нам все ставят в пример сборную Исландии. Ну окей, ну сборная Исландии. Они добились какого-то результата первый раз в своей истории. И наверняка последний. Но вот скажите: у них правда тот футбол, который болельщики хотят от нас видеть? Вот так бить по аутам, а потом кидать с них на 40 метров? Этого хотят от сборной России?
- Все хотят, чтобы сборная сражалась. Вы замечаете этот конфликт между болельщиками и сборной?
- Ну, возможно, он есть."
Сюда же можно добавить тот факт, что Леонид Слуцкий не взял на ЕВРО не одного футболиста из Ростова, аргументировав свой поступок тем, что недостаточно блеснуть один сезон, да и европейского опыта у игроков нет. А его босс, Евгений Гинер, и вовсе позволил себе реплику, что для России было бы лучше, если в Лиге Чемпионов нашу страну представлял питерский Зенит, а не ростовская команда. Однако, жизнь все расставила по своим местам и показала, кто на что способен.
Ну да перейдем от темы сборной к отношениям болельщиков и красно-белой команды. Весной прошлого года Спартак под руководством Дмитрия Аленичева выдало серию провальных матчей. На выезде потерпели поражения от Ростова и Зенита, а дома, в который уже раз, не смогли сломить сопротивление краснодарской Кубани. Шанс по итогам чемпионата попасть в зону еврокубков становился все более призрачным. В такой ситуации домашний матч против терпящей бедствие Мордовией казался самым подходящим моментом, чтобы переломить ситуацию. Но снова невразумительная игра и итоговые 2:2 на табло. Терпение болельщиков было на пределе.И команда пошла к своим поклонникам на трибуну.
Это ли сыграло свою роль в дальнейшем или просто сложилось множество факторов, что более вероятно, но именно после такого общения, в том числе и на повышенных тонах, команда выдала впечатляющую серию из 4 побед с сухим счетом. В купе с невразумительной игрой Локомотива на финише сезона этот локальный успех позволил красно-белому коллективу попасть в квалификацию Лиги Европы.
Что было потом мы все прекрасно помним. Провал в матче с АЕКом, отставка Дмитрия Анатольевича, торги с Бердыевом и наконец утверждение на посту главного тренера команды Массимо Карреры. Человека, которые изменил все.
Как результат игры команды в последние полгода приведу следующую зарисовку.
После заключительной игры первой части сезона Денис Глушаков повел партнеров на трибуну, чтобы команда поблагодарила болельщиков за поддержку на протяжение этого сезона. От лица поклонников красно-белых к игрокам обратился заводящий фанатской трибуны. Он, пожалуй, смог выразить то, что чувствуют большинство болельщиков Спартака по итогам этого полугодового отрезка времени. И говорил он слова благодарности футболистам не за то, что команда на первом месте с отрывом, чего не было уже достаточно давно, а за ту игру, которую стала демонстрировать команда, за уровень самоотдачи, за жажду борьбы до конца, которую они демонстрируют в каждом матче:
"От всех нас спасибо вам за то, что за эти полгода вы стали настоящей командой, показали боевой дух, показали то, как надо выходить бороться. Все увидели команду, все увидели тот Спартак, которым гордимся."
Если бы для болельщиков красно-белых был важен только результат, наше число должно было бы упасть до критической отметки за годы без трофеев. Кстати, в последние годы, многие "специалисты" стали объяснять неудачи предыдущих тренеров как раз тем, что в Спартаке необходимо не просто побеждать, но и делать это нужно исключительно в красивом стиле. И вот это давление, создаваемое в первую очередь СМИ, давит на наставников, не позволяя им реализовать намеченный план построения игры команды. Массимо Каррера же не декларировал красивые лозунги, не обещал нам искрометной игры с первых же матчей под его управлением, но при этом вот так сформулировал глобальную задачу, которую ставит перед собой и своими игроками, давая первое большое интервью в России:
"Максимум, это естественно, стать чемпионами. Но в моем понимании максимум - это то, что мы действительно можем сделать. Не должно быть так - мы заняли третье место и говорим: Ах, если бы, да кабы, могли быть вторыми. Или мы вторые и говорим, вот чуть-чуть бы еще и мы были бы первыми. Нет, если мы вторые, мы должны сказать: Мы сделали все, что могли, но мы вторые, потому что команда, которая над нами, просто сильнее."
И именно при итальянце мы получили потрясающее единение команды и болельщиков. Что-то подобное за последние годы было только при Карпине.
К слову, в одном из блогов, натолкнулся на такую формулировку объяснения причин происхождения рекорда Челси под руководством Антонио Конте: "Мне очень импонирует настрой Антонио к делу. Помимо тактики, схем и прочей прагматики – я вижу это отношение в чисто человеческих мелочах. Просто посмотрите на Конте после финального свистка - он как отец. Я действительно верю, что он понимает всё то, что чувствуют сами футболисты. Он каждый раз проживает с ними эти 90 минут. И я не помню тренеров Челси, которые бы так же искренне и крепко каждый раз обнимали своих футболистов".
Ничего не напоминает?
Впереди же у команды и ее наставника новый вызов: доказать всем и, в первую очередь, себе, что успехи осени 2016 были не случайны. Ну а мы, болельщики, уверен, будем рядом не только в дни побед, но и в дни неудач (надеюсь, крайне редких). Как же иначе. Эта команда и ее главный тренер этого заслуживают.
P.S. И отдельно приведу статистический показатель для тех, кто так часто говорит о том, что красно-белым зачастую банально везет, так как они достаточно много мячей забили дальними ударами.
Пожалуй это можно считать красноречивым подтверждением расхожей фразы: "Везёт тому, кто везет". Ну или, как говорит Массимо: "Удачу надо приманить ...".
Тут не в одной фразе дело, и видимо сам ученик ВШТ не хочет этого понимать, недавнее интервью это ещё раз показало.
-------------------------
Зачем соглашаться с необоснованным утверждением?
Такие выводы говорят о незнании истории "Спартака" и его болельщиков. Или о неверной интерпретации этой истории.