15 мин.

«Абсолютно великолепно». Почему новый стадион «Челси» - это произведение искусства

Проект реконструкции стадиона был официально согласован, и настало время дать беспрецедентный ответ на вопрос, во что именно превратится «Стэмфорд Бридж». 

Статья содержит большое количество текста и изображений, призывающих долгое время сохранять концентрацию. Подойдите к прочтению основательно. Приготовьте кофе. Используйте специальные очки для компьютера, если они у вас есть.

***

Это за пределами красоты или уродства. Речь идет о создании чего-то уникального», — говорит Жак Херцог, один из основателей арх. бюро «Herzog & de Meuron».

«Herzog & de Meuron» — авторы «Альянц-арены» и пекинского «Птичьего гнезда», стадионов для «Портсмута» и «Бордо», а также крикетного стадиона «Лордс» в Лондоне.

Жак не лукавит. Сегодня он и его товарищ, Пьер де Мерон, ждут воплощения в жизнь проекта стадиона, который легко перешагивает границы образа спортивного сооружения и готов подарить городской среде нечто на порядок большее.

«Стэмфорд Бридж располагает богатой историей и помещён в центр оживленного района. В отличие от изолированных стадионов, этот — часть повседневной жизни местного сообщества», — говорит Жак Херцог.

Жак Херцог (слева) и Пьер де Мерон (справа)

Запрос местного сообщества

В словах Херцога сокрыта сама суть проблематики нового проекта. Не сложно утвердить внешний вид новой арены для «Тоттенхэма», ведь вокруг много места и она может выглядеть как угодно — ей не нужно вписываться, не нужно сочетаться; и нельзя просто так взять и реконструировать большой объект посреди района «Фулхэм». «Стэмфорд Бридж» расположен в жилой зоне — при желании футболист «Челси» может разбить окно у мансарды старушки из дома напротив. Необходимо грамотно с точки зрения архитектуры и функции встроить объект в сложное и тесное окружение. К тому же большинство участников совета по согласованию облика данного сооружения это как раз местные жители, которые считают данную землю своим домом, и у них имеются свои резоны в вопросах градостроительства.

Стадион Челси на карте

Среди огромного количества требований совета — необходимость в жестком соответствии вида постройки городской среде, в соблюдении определенных габаритов здания и даже в решении вопроса о количестве света, которое арена не должна блокировать. Нужно разобраться и с недостатками родителя: местами освещение «Бриджа» слепит прохожих, кто-то недоволен сегодняшним качеством циркуляции воздуха на территории, а кому-то мешает пить чай шум с трибуны «Ист Энд». Помимо желаний совета по согласованию, свои имеются и у города — у экологов, транспортников и т.д.

Резюмируя - никто не желает проживать рядом с громадиной, но стадион должен вмещать шестьдесят тысяч зрителей. Бюро потратило очень много сил на то, чтобы угодить всем.

Общие детали проекта

Вдохновившись готической архитектурой, специалисты частично использовали конструктивные принципы зданий из средних веков и переосмысленные визуальные решения давней эпохи. Неброское современное административное здание с чертами средневековых стилей — хорошо подходящее краткое описание.

east stand 1974

East stand - справа

Вдохновением для архитекторов стала и трехуровневая восточная трибуна, построенная в 1974-м году, а именно — характер стен и кровли.

Итогом многих месяцев проектирования стала брутальная форма из 264-х колонн; просматриваемые напрямую, конструкции кажутся изящными, а сбоку — впечатляют своей массивностью. Эти колонны стали архитектурным реверансом в сторону стрельчатых сводов готических соборов.

Нижний ярус заканчивается ломаной линией, позволяющей разбавить монотонный ритм колонн — так удалось освежить скучную массу из доминирующих по канонам готики вертикалей и акцентировать главные входы (угловатые участки внешних стен формой напоминают фасады средневековых храмов). Верхний ярус сходится в кольцо, расположенное ровно над футбольным полем.

Визуально разбив кровлю надвое, архитекторы смогли ослабить гигантизм сооружения и сместить вниз зрительный центр тяжести. Здание будто врастает в землю.

Излом ребер стремится соответствовать линии высот застройки (пунктир)

Линия, по которой вертикальные колонны переходят в диагональные рёбра, опускается и поднимается в соответствии с высотой соседних домов, что помогает стадиону не нависать мрачным гигантом над ближайшими строениями и в будущем позволит жителям дышать много более свободно, чем раньше.

Наклонные опоры из нержавеющей стали, сверху цепляющие крыши трибун, пропустят прямые солнечные лучи на территорию возле стадиона. А из-за отражающего гладкого материала свет, падающий на опоры под углом, тоже проскользнёт на улицы и во дворы.

Строгие ряды ниш между ребрами стадиона напоминают фасады английских неоготических построек (Вестминстерский дворец, вокзал Сент-Панкрас)

Важен и образовавшийся за счет колонн сложный рельеф внешней оболочки здания, ведь благодаря ему решается одна из главных проблем больших строений — перенаправление ветра от стен наверху вниз, на улицы. В данном же случае быстрые верхние воздушные потоки при столкновении с ребристой поверхностью будут замедляться и рассеиваться.

С заботой о покое местных граждан разработано новое освещение — исключительно мягкий свет, не мешающий жителям округи, в том числе животным и птицам (в описании разработки представлено множество фотографических примеров того, как сегодняшнее освещение бьёт мощными лампами прямо в окна домов и автомобилей).

В темное время суток арена благодаря подсветке стен и свету от кольца будет похожа на футуристический ядерный реактор.

В отделке естественным является выбор в пользу кирпича, так как вокруг стадиона собралась солидная коллекция каменных зданий, а соответствующий материал поможет вписать строение в окружение. Камень будет дополнен сталью. Светлый металл наверху должен слиться с небом, растворившись в воздухе и подчеркнув приземистую посадку здания.

В проекте в местах, где стены городской застройки близко подступают к стадиону, рёбра внизу скошены, чтобы придать массивным колоннам более приятный, человеческий масштаб. Дополнительный плюс этого решения — архитекторы отвоевали у конструкций ещё метр ширины прохода. Прогулки станут удобнее благодаря менее хаотичному внешнему контуру постройки.

Архитектура интерьеров

Посетители смогут пройтись по галереям у главных входов, наслаждаясь зеброй из тени, изгибами полуарок, игрой пятен кладки и видом гигантских модерновых люстр. Скажите, видели вы на стадионах подобное?

Стена из рёбер просвечивается, открывая взгляду лестничные клетки на входах — они ещё на подходе к зданию сигнализируют посетителям об определённой логике движения внутри.

Монолитные лестницы, открытые свежему лондонскому воздуху, ведут на различные этажи во внутренние коридоры-галереи с интерьерами в индустриальном стиле. Из коридоров можно попасть на трибуны или в помещения клуба, кафе и так далее.

Последний этаж у западной трибуны. Посетителям доступен свет от лондонского неба.

Часть внешних проёмов дополнительно закрыта изящными коваными решетками. Формы из черного металла будут радовать глаз проходящих мимо фанатов, и вот сюрприз — прутья решеток эстетически являются переработанным посохом аббата Вестминстера, который красовался в лапах льва на эмблеме «Челси» с 1953-го по 1986-й год.

Кирпичные стены оборудуются скользящей подсветкой, выявляющей характерную фактуру материала.

Оттенки синего, содержащиеся в различных указателях, прекрасно сочетаются с «тёплым» кирпичом. Для дизайна части указателей выбрано направление, по духу похожее на избранное для «Краснодара».

Получилось создать дизайн, который проявляет дружелюбность к человеку и даже приятен на ощупь: здесь не синтетика или холодная сталь, а камень. Наличие множества галерей, выходящих проемами на город, позволит людям наслаждаться видом и правильнее оценивать свое положение в пространстве. Физическая «прозрачность» архитектуры также усилит ощущение безопасности посетителей.

Reception — входные зоны. Hospitality Lounge — общественные помещения. Hospitality Boxes — вип-помещения, конференц-залы. MEP — технические отделения — установки комбинированной генерации электроэнергии и тепла, вытяжные каналы, установки нагрева и распределения воды и так далее. Mineline — магистральный канал для поездов.

Media — помещения для работы СМИ. Players — комплекс помещений для футболистов.

BOH — служебные помещения. Egress Stairs — лестницы выхода.

Конструкция трибун

Новая оболочка по сути «съела» прежнюю структуру помещений, оставив похожий принцип их комплектования, но добавив больше простора, естественного освещения и целый комплекс под землёй.

Все трибуны сохранят своё положение, претерпев небольшие изменения в габаритах. Так как вверх подниматься было запрещено, теперь углублённое на 4 метра поле позволит построить новый нижний ярус. Традиционно и вынужденно трибуны вплотную подступают к бровке.

Число мест для общего посещения возрастет примерно на 13000, а мест корпоративного сегмента — на 4600. Число мест для людей с ограниченными возможностями останется прежним — 3000.

Внутренний облик изменен существенно — косые линии завершения, продиктованные экстерьером, создают образ современного и динамичного интерьера, а наружную часть симпатичной конструкции из рёбер видно прямо с трибун. Её завершение дополнительно оборудовано подсветкой.

Стены станут толще, чтобы лучше удерживать звук, а кровля обещает использовать последние инновации в акустике, возвращая весь шум на поле. Тогда-то слова Александра Елагина «ревёт Стэмфорд Бридж!» будут иметь под собой реальное основание.

Планирование городской среды

Очень важно было разработать новый генеральный план местности. Скелет пеших путей станет намного удобнее прежнего, так как планировщики отдельно позаботились о связях стадиона с окружением. Например, к «Фулхэм бродуэй», ближайшей станции метро, напрямую над железной дорогой проложат полноценную аллею! Сегодня это непроходимая территория и фанатам приходится добираться до станции в обход, вдоль автодороги.

Ещё одна новая аллея порадует тех, кто посетит зону над железной дорогой у восточной части арены. Чуть южнее будет создан перепад в уровнях земли — эта сторона обеспечит отличные виды на площадь перед стадионом, где смогут разместиться летние кафе и прочие городские активности. Торец этой террасы представляет собой систему арок на манер виадука, которые обеспечивают доступ к пространству под террасой и под площадью с клубным музеем и магазином. На изображении ниже — синий и розовый цвета соответственно.

Аллеи над железными дорогами откроются для посетителей только в дни проведения матчей. Остальные проходы около арены станут работать в определенное время дня, а вот площадь перед стадионом понесет службу городу на круглосуточной основе.

Пешие пути над участками железных дорог также помогают снизить уровень шума на местности — теперь поезда будут миновать район, скрываясь в тоннелях под новыми аллеями.

Часть членов совета по согласованию реконструкции была обеспокоена тем, что исчезнут 59 существующих деревьев. Данный вопрос еще подлежит обсуждению, но, учитывая озеленение новых аллей, проблема не существенна.

До утверждения ландшафтной палитры отрабатываются варианты из более чем 95-ти наименований растений. Среди них береза пушистая, сосна обыкновенная, вишня птичья, осина обыкновенная, шиповник полевой, а так же многие другие виды. В итоге их количество удовлетворит требованиям экологов по части увеличения биоразнообразия.

В период реконструкции клуб будет обязан позаботиться о создании на территории новых домиков для птиц и летучих мышей, чтобы те смогли комфортно пережить стройку. Сооружения предлагается разместить, используя деревья на территории и в округе.

Планируется повсеместное вертикальное озеленение ограждающих территорию стен, в том числе мемориальной. Цели — эстетика, подавление шума и улучшение кондиционирования воздуха.

На плане выше можно увидеть, как площадь и аллеи покрывают плавные разводы на тротуарной плитке — это рисунок посредством чередования цвета камней, вдохновленный ручьём, протекавшим здесь, впадая в Темзу, пока не был превращен в канал в 1828-м. В 1863-м канал был заменён на железнодорожную магистраль.

Подъезды к стадиону, парковки и все сопутствующие коммуникации разместятся под землей, дабы сэкономить пространство и не загрязнять воздух у арены. Всего парковочных мест 190, среди них 23 парковочных места для инвалидов. Также предусмотрено 427 мест для парковки велосипедов. За год планируемое число машиномест снизилось на 60, так как у властей имеются планы по уменьшению количества вредных выбросов в городе.

Подведение итогов

Было трудно. Проектировщики вынуждены были исследовать множество нюансов, балансируя между различными, зачастую жесткими, условиями. Данный проект стадиона сложнее, продуманнее и наполнен большим количеством причинно-следственных связей, чем множество иных в мире, и он становится тем лучше, чем больше его понимаешь. Гармоничность сооружения создаёт впечатление, будто объект и должен быть таким — словно кто-то отреставрировал старую мозаику величиной с целый район и всё наконец встало на свои места.

Коллективными усилиями удалось совершить то, что люди, до новой попытки работавшие над проблемой более 5-ти лет, попросту считали невозможным. Под маской реконструкции спрятано строительство совершенно новой арены с сохранением определенных реликвий. H&M создали произведение искусства, которое отлично послужит и команде, и фанатам, и городу.

***

Мероприятие по утверждению подошло к концу. «Великолепное здание, абсолютно великолепное», — так советники, расходясь, между собой по инерции обсуждали проект, за который положительно проголосовало 70% членов фанатской организации.

По самым свежим прогнозам, последнюю игру своей команды на старой арене болельщики смогут увидеть в мае 2019-го года. Произойдет прощание, а спустя время, к сезону 2021–2022, стадион будет готов. Существует ограничение сроков — с учетом возможных задержек необходимо закончить строительство не позднее января 2024-го.

«Архитектура нового стадиона обогатит городской ландшафт и добавит эстетики нынешней эклектичной коллекции зданий. Однородный стиль перестроенной арены создаст немедленно распознаваемый ориентир, определяя ясную идентичность для футбольного клуба на его исторически домашней земле. Проект был разработан как чуткий ответ на контекст, учитывая многие комментарии, полученные во время проведенных консультаций. После того, как стадион будет построен, он положительно преобразует качества района». — прокомментировали «Herzog & de Meuron». 

Нам остаётся только выдохнуть и ждать начала новой главы в истории клуба. В первый матч на новой арене с трибун подадут голоса шестьдесят тысяч человек. Поздравляю.