11 лучших игроков «Ливерпуля» в XXI веке
Sports.ru запускает сериал, в котором в ближайшие недели будет составлять символические сборные главных клубов Европы из игроков XXI века. Никакой старины, никаких черно-белых легенд и героев из YouTube – только люди, которых мы все (ну, почти) видели своими глазами и можем спокойно сравнивать. В первой серии – Виталий Суворов со своим вариантом «Ливерпуля»-XXI.
Пепе Рейна
Голландец Сандер Вестерфельд помог Улье выиграть требл и заискрился в финале Кубка Лиги в мае 2001-го, когда взял решающий пенальти в игре с «Бирменгемом». Ежи Дудек тоже пришел при Улье, но главный матч жизни провел уже при Бенитесе – что, впрочем, не помешало Рафе отправить его на скамейку в следующем же сезоне. Пепе Рейна прилетел из ла лиги, чтобы стать третьим основным вратарем «Ливерпуля» в новом тысячелетии, а также шестым испанским трансфером Бенитеса. У него не было ураганного трофейного года, как у Сандера в 2001-м, когда «Ливерпуль» выиграл пять кубков за несколько месяцев, или культового перфоманса, улетевшего прямиком в клубный музей, как у Дудека в стамбульском финале (и кстати говоря, как так вышло, что мы до сих пор не придумали для той серии какое-нибудь мощное название вроде «Гриппозной игры» ЭмДжея или еще чего-нибудь в этом роде? Мое предложение? «Дерганная серия». Знаю-знаю, я хорош в таких вещах). Зато именно Рейна при всех своих недостатках стал для «Энфилда» чем-то большим, чем просто хорошим игроком, взял три «Золотых перчатки» подряд, вывел команду в финал Лиги чемпионов в Афинах и подобрался максимально близко к тому, чтобы болельщики «Ливерпуля» отзывались о нем так же тепло, как о Стивене Джеррарде, Хаби Алонсо и Луисе Суаресе.
Жизнерадостный испанец идеально подходил «Ливерпулю» по духу: он совершал невероятные сейвы, а потом пропускал после шального удара из-за штрафной; он отдавал голевые через все поле, а потом забрасывал мяч в собственные ворота; он веселил всех вокруг – и широченной улыбкой, и шуточками, и яркой, непредсказуемой игрой, – а потом ошибался в ключевые моменты или получал рикошетом от гигантского надувного мяча. Когда Брендан Роджерс отправил Пепе в аренду, было ясно, что это конец: ему было уже за тридцать, он ошибался все чаще, и наверное нам и правда нужно было что-то менять. Но знаете что? Испанец не играет на «Энфилде» уже четыре сезона, а его твиттер до сих пор украшает фанатский коллаж с надписью YNWA, где букву Y изображает сам Рейна с раскинутыми руками, – и это, пожалуй, лучшее объяснение, почему в сборной главных игроков «Ливерпуля» в современной истории без этого парня нам точно не обойтись.
Мой любимый момент: сумасшедший спринт Пепе в игре с «Манчестер Юнайтед» в 2011-м, когда он вылетел из штрафной еще до того, как Давид Нгог положил мяч в ворота (темные, темные времена), пробежал что-то около восьмидесяти метров, а потом набросился на Нгога, как Рейчел Макадамс на Райана Гослинга в «Дневнике памяти». Ну и как можно было его не любить?
Стив Финнан
Глен Джонсон был лучшим правым защитником Англии в прайме, Маркус Баббель – одним из самых заметных немецких фулбэков на стыке веков, а Альваро Арбелоа – важным игроком самого мощного «Ливерпуля» эпохи Бенитеса. И все же на правый фланг обороны этой команды я поставлю Стивена Финнана – ирландца, который провел на «Энфилде» пять с лишним лет и вошел в историю как Мистер Стабильность и один из самых надежных игроков винтажного «Ливерпуля» (в 2007-м Джейми Каррагер даже назвал его лучшим британским защитником года, но это, конечно, уже слишком). Полагаете, вам было бы сложно повторить карьеру Криштиану Роналду или Луиса Суареса? Что ж, тогда взгляните на карьеру Стива: он прошел через все уровни английской футбольной пирамиды, стал чемпионом первого, второго и третьего дивизионов, зацепил Суперкубок УЕФА, Кубок Англии и Суперкубок Англии с «Ливерпулем», взял Кубок Интертото с «Фулхэмом» и отметился на чемпионате мира с Ирландией... а затем рванул в Гамбию продюсировать благотворительные проекты, и, наконец, залег на дно в Лондоне, чтобы заняться недвижимостью.
Где-то походу этого фантастического забега Стив выиграл еще и Лигу чемпионов – правда, физиотерепевт «Ливерпуля» посоветовал заменить его в перерыве матча с «Миланом» и все самое интересное случилось без участия Финнана. Расстроило ли его это? Нисколько. «Я изменил ход игры, – сказал он однажды в интервью Echo. – Если бы меня не заменили, мы бы не выиграли. Так что та моя травма – лучшее, что когда-либо случалось с «Ливерпулем».
Аминь.
Джейми Каррагер
Джейми был классическим Робином для Бэтмана Джеррарда: пока Стиви творил историю и стягивал на себя внимание фанатов и прессы, где-то на заднем плане Каррагер делал так, чтобы команда оставалась командой, а затем выбирался на поле, надевал костюм босса и раздавал указания всем подряд. Джейми никогда не был лучшим английским защитником и провел международную карьеру в тени Джона и Рио. Точно так же он никогда не был даже третьим лучшим игроком «Ливерпуля», но это не помешало ему задержаться на «Энфилде» на шестнадцать сезонов и уйти фольклорным героем. Если бы у нас было одиннадцать Джеррардов, мы бы, скорее всего, выиграли пару-тройку чемпионатов подряд. Если бы у нас было одиннадцать Каррагеров, мы бы играли в чемпионшипе и перемещались по полю со скоростью семь километров в час, но все равно любили бы Джейми как родного – и в мире мало игроков, про которых можно было бы сказать то же самое.
Моя любимая цитата: «Хотя в нашей линии обороны собрались немец, швейцарец и финн, между собой мы прекрасно общаемся на английском. Единственная проблема – ни один из нас не понимает Джейми Каррагера».
Дамы и господа, Стефан Аншо.
Сами Хююпя
Большой финн был последним капитаном «Ливерпуля» до коронации Стивена Джеррарда. В 1999 году Улье отыскал его в «Виллеме»: согласно легенде, взглянуть на высоченного защитника с белыми волосами тренеру посоветовал один из клубных операторов, который любил посматривать Эредивизи в свободное время. Сами был давним поклонником «Ливерпуля», однако фанаты встретили его не очень-то тепло: 2,6 млн фунтов за игрока из Финляндии, о котором никто никогда не слышал? Что ж, Хююпя это совершенно не смутило: он моментально просочился в основу, а через три года, когда из команды ушли Джейми Реднапп и Робби Фаулер, получил капитанскую повязку, которую в 2003-м передал Джеррарду. На протяжении шести-семи лет Сами был символом обороны «Ливерпуля» – сильным, высоким и надежным защитником (удивительный факт: за десять лет в Англии он получил всего одну красную карточку – разумеется, в игре с «Манчестер Юнайтед»). Ближе к концу карьеры на «Энфилде» он все чаще проигрывал конкуренцию Аггеру и Шкртелу, однако даже тогда оставался важной частью команды и ролевой моделью для молодых центрдефов.
Йон-Арне Риисе
Рыжий норвежец обладал удивительной способностью всегда оказываться в центре внимания. Если забивать – то феноменально, как в матче с «Юнайтед» в 2001-м, когда двадцатилетний Йон-Арне впервые исполнил фирменный беспощадный удар (О-о-о-о-о, Йорн-Арне Риййййсееее... я хочу зна-а-а-ать... как ты забил тот гол?), или как в игре с «Челси» за Суперкубок в 2006-м, когда он подхватил мяч у своих ворот, пробежал все поле и влупил из-за штрафной так внезапно, что Кудичини еще секунд десять не мог понять, что вообще только что произошло. Если отдавать голевые – то так, чтобы мяч прилетал к Стиви Джи, а гол вдохновлял на самый невероятный камбэк в клубной истории. Если попадать в глупые ситуации – то с надравшимся Крейгом Беллами, который однажды ворвался в номер норвежца с клюшкой для гольфа накануне игры с «Барселоной» и вломил Риисе только за то, что тот отказался петь в караоке на вечеринке (ох уж эта старая школа).
Ну а если косячить – то на последней минуте важнейшей игры, как в том самом полуфинальном ужастике с «Челси». Прошло уже восемь лет, а я до сих пор помню каждую деталь того матча: и хаотичную заварушку в штрафной, и нелепый нырок за мячом, и ужас, охвативший трибуны после его автогола. Несколько секунд Йон-Арне просто неподвижно лежал на газоне, будто пытаясь раствориться в пространстве, затем поднялся и побрел к центру поля. Впереди был ответный матч в Лондоне, и «Ливерпуль» вполне мог пробраться в финал... но всем было очевидно, что обратный отсчет для Риисе уже начался. Отбросил ли тот автогол тень на его в целом отличную карьеру на «Энфилде»? Само собой. Но правда и в том, что за восемь лет, прошедших с того момента, «Ливерпулю» так и не удалось найти ему равноценную замену.
Хавьер Маскерано
Аргентинец провел в «Ливерпуле» всего четыре сезона, но более классного, смелого и безжалостного опорного хава на «Энфилд» не завозили ни до, ни после него. Маскерано был ключевым игроком шустрой команды Бенитеса – бультерьером, который сторожил центр поля, маскировал недостатки защитников и позволял Хаби и Стивену взрывать стадион голливудскими передачами и веселиться в атаке. Именно трансфер Хавьера в ла лигу спровоцировал распад золотого состава «Ливерпуля» и привел к переходу Фернандо Торреса в «Челси»: испанец справедливо решил, что клуб забил на какие-либо амбиции, и улетел за трофеями в Лондон.
Хаби Алонсо
Человек с идеальной карьерой (клуб из родного города, затем один из лучших английских клубов, потом один из лучших испанских клубов, потом лучший немецкий клуб, а еще лучшая сборная мира, Бенитес, Моуринью, Анчелотти и Гвардиола), идеальной репутацией (когда вы в последний раз читали о нем хоть что-нибудь плохое?), идеальной бородой (нет, серьезно, как?), идеальным классическим голом (величайший момент в истории «Ньюкасла») и идеальным набором умений для игры в центре поля (как-то раз, еще в его дебютном сезоне за «Ливерпуль», Хаби поймал кураж и сделал около двадцати роскошных длинных передач в одном матче; ближе к концу игры фанаты на стадионе буквально замирали, стоило ему принять мяч, а игроки «Норвича» ходили с такими лицами, как будто до того дня даже не подозревали, что в футбол можно играть вот так).
Летом 2004-го Рафа отдал за Хаби чуть больше 10 млн фунтов, и это был абсолютный успех: фанаты его обожали, партнеры его обожали, даже соперники его обожали. Хаби отлично ладил со всеми игроками «Ливерпуля», но его отношения с Джеррардом – это было нечто совершенно особенное. Мало того, что они образовали шикарную связку на поле, они еще и стали настоящими друзьями в реальной жизни. Его карьера на «Энфилде» была почти совершенной, и честно говоря, мне тяжело вспомнить хоть что-нибудь, что могло бы разрушить этот чудесный сюжет... хотя нет, погодите... разве не тот же самый тренер, который выцепил Хаби из «Сосьедада», добровольно продал его на ПИКЕ КАРЬЕРЫ, так как задумал найти БОЛЕЕ СИЛЬНОГО ИГРОКА, а потом выложил 20 млн фунтов за АЛЬБЕРТО АКВИЛАНИ? Ага, именно так все и вышло. За последние двадцать лет «Ливерпуль» совершил целую кучу непростительно глупых ошибок, но продажа Алонсо, пожалуй, была верхом идиотизма.
(И да, Хаби – единственный игрок моей воображаемой команды, который ушел из «Ливерпуля» против своей воли и при этом до сих пор играет на высочайшем уровне. Что подводит меня к следующей мысли: если вы взглянете на аналогичные сборные других английских клубов, то обнаружите в них, по крайней мере, одного или двух игроков из текущих составов. «Челси»? Джей Ти и, скорее всего, Азар. «Арсенал»? Как минимум, Озил, а, возможно, еще и Санчес. «Ман Юнайтед»? Уэйн Руни. «Сити»? Туре, Компани, Агуэро и кто угодно еще. А потом вы бросаете взгляд на «Энфилд» и понимаете, что пора снаряжать экспедицию в прошлое, где веселые фанаты «Ливерпуля», «Милана» и Тары Рид устраивают барбекю и даже не догадываются, какие испытания заготовила для них жизнь. И все потому, что однажды утром Рафа проснулся после беспокойной ночи и начал творить какую-то хренотень).
Стивен Джеррард
Дирк Кюйт
На этом месте мог бы быть Майкл Оуэн, но все дело в том, что для того, чтобы стать легендой какого-нибудь клуба, недостаточно просто классно играть в футбол. В «Ливерпуле» у Майкла было все: фанатская база, которая с ума по нему сходила, классный партнер, который кормил его роскошными передачами, «Золотой мяч», который подбросил его в пантеон великих, и даже никнейм как у рэпера с восточного побережья («Золотой мальчик»). Но можно ли поставить его в один ряд с настоящими легендами «Энфилда»? Ты не переходишь в «Манчестер Юнайтед», чтобы потом радоваться победам «Ливерпуля» и выставлять себя на посмещище, проигрывая в твиттер-зарубе Уэйну Руни. Так это не работает. Именно по этой причине место Оуэна в этой сборной и занимает Дирк Кюйт – нападающий, который никогда не был игроком калибра Майкла в прайме, зато просто-напросто стал в «Ливерпуле» своим.
За шесть лет на «Энфилде» голланец прошел путь от белобрысого паренька со странной фамилией до одного из самых трудолюбивых футболистов планеты, а также элитного ролевого игрока, на которого вы всегда могли положиться. Кюйт забивал «Челси», «Арсеналу», «Эвертону» и «Юнайтед» (хет-трик!), играл одинаково хорошо на любой позиции и загорался, когда это было нужнее всего. Есть подозрение, что по-настоящему его талант признали только в 2014 году, когда Луи ван Гаал прилетел на чемпионат мира в Бразилию и поставил Дирка в защиту (и, кстати говоря, та же самая история приключилась и с Филиппом Ламом; ну, то есть, мы всегда считали его хорошим игроком, но разве кто-нибудь задумывался о том, насколько он хорош, до того, как Гвардиола передвинул его в центр поля?). Здорово, что это все же произошло – жаль только, что к тому моменту лучшие годы Кюйта были уже далеко позади, а его пиковые сезоны так и остались недооцененными.
Луис Суарес & Фернандо Торрес
Нападающие, покорившие «Энфилд», так ярко играли за «Ливерпуль» по отдельности, что мы проведем еще не один год в разговорах о параллельной вселенной – той, в которой они так же ярко играли бы вместе. Фернандо Торрес был лучшим форвардом мира в 2008-м и 2009-м. Суарес? Тут даже не надо ничего говорить. Полное сумасшедствие – вот что это было. И все же когда речь заходит об этих парнях, невозможно перестать думать о том, что могло бы быть, если бы жизнь сложилась чуть-чуть по-другому. Что, если бы «Ливерпуль» приобрел уругвайца сразу же после его великолепного сезона в «Аяксе» в 2009-м? Что, если бы Торрес не погнался за титулами? Что, если бы, словно в финальной фантазии «Ла-Ла Лэнда», эти ребята пересеклись в «Ливерпуле» чуть раньше, изменили мечтам и провели хотя бы два-три сезона, уничтожая защитников в связке? Что еще важнее: есть ли в истории премьер-лиги более грандиозные вопросы в стиле «Что, если бы?», если, конечно же, не считать «Что, если бы Джеррард принял предложение «Челси» в 2005-м?», «Что, если бы Абрамович купил «Тоттенхэм», как и планировалось изначально?» и «Что, если бы все боги мира не прокляли «Энфилд» до конца наших дней?».
Сборная лучших игроков «Ливерпуля» в XXI веке по версии Sports.ru: