5 мин.

Конец прекрасной эпохи, или Новый кальчополи. Как «Ювентус» топит себя сам

Деньги, женщины, наркотики, интриги. Это не фильм Тарантино – это «Ювентус» сейчас.

Пролог

Пули, армии, свобода – ничто не объединяет людей так, как общая гордость. И ничто не дарует большей славы, чем причастность к ней. В начале прошлого столетия Италия сплотилась вокруг великой идеи – «Ювентуса», первого клуба-символа, не привязанного к местным традициям. На пороге клубного офиса нарисовался дальновидный промышленник с чемоданом лир – Эдоардо Аньелли, первый олигарх мирового футбола. Гордый клуб разжился деньгами, оброс титулами, молодой бизнесмен нашёл своё бревно и потерял голову – но горевать времени не было, вовсю гремела африканская кампания, а воздух тяжелел от грозных предзнаменований.

Конец прекрасной эпохи, или Новый кальчополи. Как «Ювентус» топит себя сам

Наследник Эдоардо повзрослел, побывал на фронте, вступил в Корпус освобождения и возглавил клан. Блистательный Джанни Аньелли – бизнесмен, джентльмен, провидец – сохранил и преумножил успехи клуба, заложив основы командной идентификации. Подражая владельцу-денди, игроки «Ювентуса» всегда были образцово выбриты, подтянуты, а футболки носили, как фраки. Lo stile Juve, облико морале. Джанни подарил Италии Олимпиаду и отошёл от дел на рубеже веков, а в 2004 скончался его брат Умберто.

Тогда-то всё и началось.

Экспозиция и завязка

Когда Джанни и Умберто ушли, в клане некоронованных королей Италии осталось примерно 250 человек. Акции – ФИАТ, «Ювентус», Феррари – держали 90 из них, но распорядителей наследства было трое – Андреа Аньелли, Джон и Лапо Элканны. Лапо – светский лев, гуляка и франт – первым сошёл с дороги. Прохладной октябрьской ночью 2005-го «скорая» выудила его, перебравшего с героином и кокаином, из заботливых объятий местного транссексуала. Во главе семьи не мог стоять человек с такой репутацией.

Остались двое. На стороне Джона был расчётливый характер и благословение деда. На стороне Андреа – фамилия и репутация. Элканн стал во главе ФИАТа, быстро поднял компанию на ноги и заслужил славу дальновидного бизнесмена. Но у руля «Ювентуса» мог стоять только тот, кто носил фамилию Аньелли.

Элканн сконцентрировал в своих руках 30% акций семьи, у Андреа оставалось 10%. Трон всегда рассчитан лишь на один зад; к тому же кузены ненавидели друг друга. Властолюбивый клан, который ранее сдерживала лишь невероятная харизма Джанни, разбился на две враждующих половины. Во главе семьи всегда стоял тот, кто управлял гордостью Италии – великим «Ювентусом».

Итак, Италия, Турин, 2006.

Кульминация. Изнанка кальчополи

После смерти Умберто во главе клуба осталось трио Беттега – Моджи – Джираудо. Двое последних, ставленники семьи Аньелли, готовили плацдарм для передачи клуба в руки Андреа. «Ювентус» бронепоездом пёр по кальчо, вся Италия знала, что победоносное трио действует с подачи Андреа Аньелли – его популярность выходила за границы футбола.

В 2009 году в Турине была открыта элитная школа менеджеров. Её появление потребовало двух подписей о партнёрстве. Одну из них поставил Джон Элканн, а другую – Марко Тронкетти Провера. Тот самый, который возглавлял «Телеком Италия» и оплатил незаконную слежку, потопившую «Ювентус» – давний друг и партнёр Элканна. Во главе школы Джон поставил Густаво Брокки – одного из высших управленцев «Телеком Италия», имевшего доступ к документам сыскаря Чиприани.

В Италии вендетту не откладывают ради бизнеса; ниточки кальчополи вели к Провере, но дёргал за них не он. Посадите Марко в одно купе со старым ювентини – увидите, что будет. Тогда, в 2009, рядом сидел не просто ювентини – это был Элканн, которому принадлежат 30% акций клуба. Наследник Джанни Аньелли. И вот он улыбался, пил вино и подписывал партнёрское соглашение с человеком, который свёл бы в могилу его великого деда, будь тот ещё жив.

Конец прекрасной эпохи, или Новый кальчополи. Как «Ювентус» топит себя сам

Вернёмся в 2006-й. Маховик запущен, и раскручивает его La Gazzetta dello Sport, которую издаёт Элканн. Записи разговоров Моджи с судьями исчезают из сейфа ФФИ, глава федерации Франко Карраро внезапно уходит в отставку; его обязанности переходят к заму, Гвидо Росси – и невидимая рука нажимает на кнопку «Стоп». Росси раздаёт наказания, клубы получают амнистии, но «Ювентус» ссылают в ад.

Два года спустя La Stampa публикует материал об участии «Интера» в договорных матчах в годы кальчополи. Статью уничтожают в течение двух часов – тому, кто дёргает за ниточки, невыгоден новый виток истории. La Stampa тоже принадлежит Элканну. Росси получает от ФИАТа несколько миллионов и входит в состав управленцев компании, Тронкетти Провера избегает верного тюремного срока. Шито-крыто, в землю врыто, но вдруг начинает говорить Моджи – и сразу получает пять лет тюрьмы.

В Италии мафиози лгут реже, чем судьи.

Развитие действия

Шёл 2010 год, и Аньелли наконец пришёл к власти в «Ювентусе». Этого требовали тифози, но дело было не в них. Чтобы завершить приход к власти, Элканн нуждался в 10-процентной доле Андреа. Джон уже не считал кузена угрозой. Андреа воспользовался перемирием, «Ювентус» выиграл пять скудетто подряд и вернулся в мировую элиту. Италия вновь заговорила об Аньелли. Только об Аньелли, и в этом была проблема.

Полтора года назад президент «Ювентуса» сошёлся с женой коммерческого директора Франческо Кальво. Взбешённый Кальво бежал в «Барселону», супруга последовала за ним, но для возвращения в Турин всего-то и надо было, что билета на самолёт и положительного теста на беременность. Андреа расстался с женой ради любовницы, но Элканн лично запретил Кальво разводиться. Аньелли допустил ошибку. Самые могущественные газеты Италии принадлежат Элканну, и они уже взялись за репутацию его кузена.

Конец прекрасной эпохи, или Новый кальчополи. Как «Ювентус» топит себя сам

Руководство «Ювентуса» назначал Аньелли, но это не его ставленники. Успешный итальянец всегда чувствует, кто тянет за ниточки, а руководители «Юве» – очень успешные люди. Маротта и Недвед приняли сторону Элканна, и президент остался без союзников. Теперь Джону нужен формальный повод, чтобы сместить ненавистного кузена. Элканн – сын писателя, и знает, что драма не завершена, пока нет развязки. Кальчополи едва не погубил «Юве», но не достиг цели.

Самую большую цену всегда платят в конце.

FootballHD.ru

Автор: Андрей Клещенок

Читайте также: Молло в «Зените»: секонд-хенд или топ-игрок для РФПЛ?

Китайский дресс-код. Почему деньги выбирают не только идиоты

Драчун, философ, футболист. Главный псих английского футбола возвращается в Премьер-Лигу