Английский футболист помогает одной из беднейших стран мира
Добрая история из 2016-го, которую, вы скорее всего, пропустили.
Что можно успеть к 25 годам? Центральный защитник Стивен Колкер засветился в «Тотенхэме», провел неплохой сезон в «Кардиффе», перешел в «Куинз Парк Рейнджерс», побывал в скомканных арендах в «Саутгемптоне» и «Ливерпуле» (Клопп пару раз выпускал Колкера в концовках как нападающего), а в единственном матче за сборную Стивен увидел с первого ряда тот самый покер Ибрагимовича. И еще кое-что: попал в газеты как потенциальный участник драки с игроками «Кристал Пэлас» на рождественской вечеринке и вляпался в идиотскую историю с неоплатой сыра «Филадельфия» за 1.85 фунта в магазине Tesco. Неплохо.
Прошлым летом всего одно путешествие изменило жизнь Стивена Колкера. Это абсолютно точно, иначе говорил бы он так: «Вся поездка была эмоционально изматывающей, полностью отрезвляющей, но невообразимо вдохновляющей. Она показало мне перспективу и дало повод работать еще усерднее. Я буду вкалывать, зная, что сейчас это может дать что-то хорошее другим людям, не только мне. Это показывает, что вся эта изнуряющая предсезонка стоит того».
Мало похоже, что этот парень задумался о высоком, отлеживаясь на пляже.
Колкер давно хотел посетить Сьерра-Леоне, страну в Западной Африке, где вырос его дед. В 2014-м планам помешала вспыхнувшая эпидемия лихорадки Эбола. Вирус унес жизни нескольких тысяч человек и навсегда сломал судьбы десятков тысяч других. Хроника бед Сьерра-Леоне мало чем отличается от типичного африканского пути: сначала португальское и британское владычество, а затем, уже на современном этапе, испепеляющая гражданская война. Многоуровневая бойня между центральным правительством и Объединенным революционным фронтом растянулась на 11 лет – с 1991 по 2002 гг (кстати, именно в этих декорациях разворачиваются действия фильма «Кровавый алмаз», рассказывающего о контрабандисте, которого сыграл Ди Каприо). Сегодня абсолютное большинство населения Сьерра-Леоне – за чертой нищеты, а сама страна находится на подвальных строчках по оценкам уровня жизни и образования. В 2015-м Сьерра-Леоне замкнула рейтинг Всемирной организации здравоохранения по ожидаемой продолжительности жизни – 183 место на планете. Грустные вещи не заканчиваются: нигде в мире младенцы не умирают так же часто, как в Сьерра-Леоне, а общий уровень ВИЧ-инфицированности давно вышел из-под контроля. Хватит нагнетать? Окей, тогда напоследок: одна из мрачных «достопримечательностей» Сьерра-Леоне – знаменитая тюрьма Pademba, где в ожидании суда годами содержатся исключительно подростки. Проект этому земному аду посвятил фотограф Фернандо Молорес – снимки и предысторию можно глянуть вот тут.
В таких условиях уже почти 30 лет в Сьерра-Леоне работает гуманитарный фонд ActionAid, усилия которого направлены на борьбу с бедностью, содействие образованию и правовой защите женщин. На сайт организации Колкер наткнулся во время гугл-штурма, мотивированный на тот момент партнером по «Кардиффу» Крэйгом Беллами. Неистовый валлиец в 2010-м открыл собственную футбольную академию около Томбо, крупной рыбацкой деревни. Колкер вышел на ActionAid и предложил помощь в спонсировании начальной школы в селе Ла Гберай на Севере. Как позже Стивен рассказывал The Guardian, собрать 76 тысяч фунтов казалось не так уж и сложно: «Если бы каждый в районе, где я живу, и ближайших скинулся бы по 2 фунта, мы бы были почти у цели». На самом деле на сумму в 26 тысяч ушел почти год и несколько благотворительных аукционов. На одном из них лотом была майка Гарета Бэйла. Остальную сумму защитник выложил из своего кармана – и, наконец, летом он мог увидеть, на что пошли деньги и его усилия.
На подъезде к Ла Гберай Колкера с приветственными плакатами встречали сотни человек. Глава деревни высказался в духе, что тот день был лучшим в их жизни: Стивен не только дал шанс детям на будущее, но и приехал увидеть все это лично. Это не пустые слова, футболист мог сам прочувствовать, как выживают люди: «Мы говорим про заброшенную деревню, без телефонов и других средств связи. Это будто скачок во времени на 200 лет назад. У них нет ничего, кроме того, что они выращивают или делают своими руками – и они хотели отдать мне это. Школа для них как луч света. Дети каждый день просыпаются в 6 утра с желанием идти учиться».
Колкер вспоминает, что провел ночь в одном из лучших домов деревни... Давайте разберемся, что значит лучшем в тех условиях. Тараканы и огромные пауки кружили около циновки, а душ был таким холодным, что сравнить его можно лишь с ледяной водой на базе «КПР» в Харлингтоне. Вечер же Стивен посвятил селфи с местными ребятами. Они никогда не видели собственное отражение и не могли сдержать смех при виде своих голов.
Днем ранее Колкер побывал в столице Сьерра-Леоне Фритауне. Сперва оценил пляжи и отличные пейзажи (считаются одними из самых красивых на африканском Западе; ох, чертовы контрасты), а затем очутился в трущобах. Эти районы, где ведется ежеминутная гонка за право проснуться утром, были выкошены Эболой. Это то место, где выжившим приходится действительно несладко. Здесь Стивен повстречал Элизабет. У 21-летней девушки вирус забрал отца, мать, тетю, брата и еще 4 родственников. Ей пришлось бросить учебу и сосредоточиться на уходе за 4 младшими братьями и сестрами. «Люди считают, что, раз их коснулась Эбола, то не стоит идти рядом с ними. Это не так, но кто же способен объяснить? Когда Элизабет вернулась домой, потеряв всех, кто был рядом, нашлась всего одна семья через дорогу, что поздоровалась с ними».
Колкер признается: он не мог представить себе степень кошмара, пока не столкнулся с ним лицом к лицу. Впрочем, пример Элизабет его вдохновляет – прежде он не был знаком с таким сильным человеком.
И еще раз: «Это уже изменило меня. Я лучше чувствую свои желания и потребности: я задаюсь вопросом, скажем, нужна ли мне эта рубашка за 200 фунтов или это всего лишь прихоть. Я знаю, звучит упрощенно, но все эти годы я жил в пузыре. Потраченные мною на школу 50 тысяч фунтов гораздо ценнее всего, что я покупал до этого».
Лето-2016 встряхнуло жизнь Стивена Колкера. Он знает: дед Уильям не может увидеть стараний его внука, но у него есть причина гордится им.
По материалам The Guardian и ActionAid
Фото: instagram.com/stevencaulker4; instagram.com/actionaiduk
Западу не нужен огромный голодный агрессивный континент, сотрясаемый войнами и выбрасывающий из себя миллионы неграмотных мигрантов.
"португальское и британское владычество"-пожилые африканцы вспоминают как рай на земле. Так российские пенсионеры любят повспоминать советский "рай".
Единственный вариант, на мой взгляд, будет отдаленно похож на программу Рузвельта после 20 гг. в США.
1. Занимай население любыми, абсолютно любыми полезными работами, пусть и за гроши;
2. Нанимай, занимай у других учителей, инженеров и врачей (хоть небольшими группами);
3. Строй с помощью вышеуказанных кадров хотя бы подобие системы образования (самое главное) и медицины;
4. Эта работа должна проходить очень постепенно.
Естественно, процесс минимального приведения в народа хотя бы к уровню середины 20 века займет несколько десятилетий, но при желании можно сделать это в правление 1 лидера.
ПС: конечно, это все выдумки уровня "Цивилизации" и т.д. и более или менее развитая Африка не нужна западным друзьям, но все же иных вариантов там нет.