Как случайно попасть в футбол и стать вратарем сборной Англии. История Найджела Мартина
Александр Толкачев рассказывает о корнуолльском пареньке, который обожал крикет, но по недоразумению стал футбольным голкипером и доиграл в премьер-лиге до 40.
Пресс-атташе «Бристоль Роверс» и не подозревала о том, как ее отпуск на пляжах Корнуолла в 1987 году изменит историю английского футбола. Она ведь всего-навсего проходила мимо футбольной поляны, где две любительские команд уже не школьников, но еще не мужчин самозабвенно гоняли мяч, в тот самый момент, когда голкипер одной из них совершил впечатляющий бросок в воротах, едва не сбив ее с ног. «Я работаю в футбольном клубе «Бристоль Роверс». Приезжай на просмотр, нам такие нужны», – пошутила она и пошла дальше своей дорогой, даже не обратив внимание, что её 20-летний собеседник серьезно кивнул.
– Вратарь на просмотре? Какого х..? Кто его посоветовал?», – недоумевал харизматичный менеджер «пиратов» Джерри Фрэнсис две недели спустя. Узнав о том, что его пригласила секретарша из клубного офиса, этот специалист, больше похожий на стареющую рок-звезду, чем на футбольного тренера, и вовсе начал тихонько материться в усы. Ладно, не беда. Пускай потренируется с резервом, а через несколько дней отправим это бедолагу домой. Не он первый, не он последний.
Конечно, Фрэнсис совсем не ожидал продолжения этой истории. Но через десять минут к нему подбежал взмыленный тренер второй команды и выпалил ему в лицо: – Срочно подписывайте этого своего голкипера, пока его не увел кто побогаче!». – «Что? Как? Почему?», – недоумевал ошарашенный менеджер «Бристоля». – «Этот парень слишком хорош для клуба третьего дивизиона!». Так началась 20-летняя карьера Найджела Мартина.
Конечно, в детстве Мартин и не думал о профессиональном футболе. Он появился на свет в рабочей семье, а его родителей, как и большинство людей в этом немного странном южноанглийском регионе Корнуолл, куда больше интересовала традиционная британская забава – крикет. В школьные годы юноша искренне полюбил этот вид спорта и даже подавал в нем определенные надежды – играл за школу, город, графство... Но профессионалом не стал, по наводке отца устроившись рабочим на завод пластмассовых изделий. А вот в футбол Мартин попал невероятно поздно и, в общем-то, совершенно случайно – в возрасте 17 лет родной брат пригласил его временно заменить заболевшего коллегу по работе в очередной заводской «пуле». Естественно, на воротах. Получилось неплохо, и в будущем, при смене работ (а дофутбольное резюме Найджа выдалось богатым – там нашлось место и суровой профессии шахтера, и слесаря в тяжелом автопроме) он обязательно играл за местные рабочие коллективы, где и был замечен «скаутом» «Бристоль Роверс».
Действительно, он был слишком хорош. Мартин фактически сразу пробился в основу клуба. В первом же сезоне «Бристоль» значительно продвинулся по таблице третьего английского дивизиона. Конечно, не благодаря одному голкиперу. «Бристоль» конца 80-х обладал неплохой по меркам лиги группой атаки и много забивал, но на оборону «пиратов» без слез было взглянуть невозможно. Своими кошачьими сейвами и грамотным руководством обороной неповоротливый с виду вратарь довел количество пропущенных мячей до приличного уровня. После 16–18-х мест в предыдущих сезонах «Бристоль» закончил два розыгрыша с Мартином в топ-6 таблицы, а сам голкипер стал получать вызовы в молодежную сборную Англии.
Конечно, его уход в клуб классом повыше был неминуем. В 1989 году Мартин за рекордный 1 миллион фунтов уходит в выступавший в Первом дивизионе «Кристал Пэлас» – ранее британские клубы никогда не платили семизначную сумму за голкипера. Именно там Найдж получает общебританское признание и первый вызов в сборную Англии. В любимый крикет ему теперь играть было запрещено.
– В «Пэлас» как-то прознали о моем увлечении этой игрой и внесли в контракт пункт, запрещающий мне приближаться к площадке для крикета ближе, чем на 50 метров. Потом их примеру следовал и «Лидс», и «Эвертон». А жаль! У меня были неплохие шансы стать первым в XXI веке человеком, который сыграет одновременно и за футбольную, и за крикетную сборную Англии», – шутил корнуоллец после завершения карьеры.
«Орлы» с Мартином играли в финале Кубка Англии (и проиграли его «Манчестер Юнайтед»), но в премьер-лиге их дела обстояли неважно. Они вылетели, на следующий год вернулись, затем снова отправились вниз. Были близки к тому, чтобы вернуться во второй раз, но уступили в финале плей-офф «Лестеру». А Найджел Мартин, оставшийся на корабле после и первого, и второго понижения в классе, принял решение покинуть лондонский клуб после семи лет выступлений. На тот момент ему было почти 30.
– Если бы мы выиграли тот плей-офф, то я бы остался на «Селхерст Парк». Возможно, и до конца карьеры. Ведь я подошел к рубежу четвертого десятка, когда все вокруг уже начали шептаться: «Ну все, он сдает, пора ему заканчивать». Какая чушь! Кстати, в «Кристал Пэлас» у меня осталось много друзей, а болельщики «орлов» всегда готовы выпить со мной чаю. Ну... или не совсем чаю, – смеется Мартин.
Летом 1996 года голкипер перешел в «Лидс». И снова за рекордную для британского футбола сумму – 2,25 миллиона фунтов. Начало карьеры Мартина в Йоркшире трудно назвать слишком уж вдохновляющим – спустя всего три матча был уволен приглашавший его в клуб менеджер Ховард Уилкинсон, а сам клуб находился на перепутье. Решением проблемы стали экс-тренер «Арсенала» Джордж Грэм и его помощник Дэвид О'Лири. Они наладили игру, «Лидс» стал демонстрировать неплохие результаты, а Найдж – стабильно выступать в основе. С 1998 по 2001 годы «павлины» отбирались в еврокубки четыре года подряд, в сезоне 1999/2000 дошли до полуфинала Кубка УЕФА, заняли третье место в премьер-лиге и квалифицировались в ту самую Лигу чемпионов, где яркой британской команде О'Лири суждено было прославиться.
«Павлины» отыграли отборочные матчи, прошли мясорубку не одной, а сразу двух групп смерти, достойно смотрелись в матчах с «Барселоной», «Миланом», «Реалом», «Депортиво»... В итоге у команды Дэвида О’Лири вышел достойнейший полуфинал – «Валенсия» начала нулевых была все-таки слишком сильна и проиграть её было не стыдно. Конечно, важной частью этих успехов был Найджел Мартин, чьи великолепные кошачьи сейвы на ленточке совершенно не вязались с его чуть грузноватым телосложением. В 2000 году Мартин был признан лучшим голкипером АПЛ, но на чемпионат Европы в составе сборной Англии поехал почему-то в качестве второго номера – слишком уж хорош, по мнению тренерского штаба, был Дэвид Симэн из «Арсенала».
– Свой лучший футбол я показал уже в возрасте глубоко за 30 – в «Лидсе» и «Эвертоне». Конечно, прыгать и лететь в верхний угол ворот было тяжелее, нежели в юности, но это и не требовалось. За счет грамотного выбора позиции и опыта я был намного круче, чем в молодости, – рассказывает футболист.
Мартин играл со временем наперегонки. Поздно дорвавшись до футбола как игры и до футбола в премьер-лиге как высокооплачиваемой работы, он забирал от него по максимуму. Но шепот «you're too old for this shit» наконец-то догнал его в возрасте 37 лет. За «павлинов» Найджел провел шесть сезонов, хотя мог и больше. Болельщики его обожали, руководство предлагало новые выгодные контракты, но новый главный тренер клуба Терри Венейблс четко дал понять ветерану – играть будет молодой Пол Робинсон, а тебе бы пора уже переходить и на тренерскую работу.
«Какого черта?!», – возмутился Мартин, и перешел в «Эвертон». Его звали поиграть за клуб малой родины жены еще в 1996, но тогда «Лидс» оказался настойчивее. Найджелу обещали свитер первого номера (видеть у себя кипера хотел еще и «Челси», где из вратарей на тот момент имелся лишь Карло Кудичини), но после подписания контракта сообщили, что он будет сменщиком Ричарда Райта. Найдж расстроился, но быстро отошел – впервые за годы своей футбольной карьеры он нашел среди «ирисок» родственную душу.
– Фил Невилл очень хорошо играл в крикет. Мы с ним в «Эвертоне» пытались создать небольшой крикетный кружок среди парней, но потерпели полную неудачу. Какой-то интерес к нашим идеям проявил лишь его брат Гари. До сих пор не понимаю, почему. Это ведь такая потрясающая игра! – вспоминает голкипер.
Расстраивался Мартин недолго. Райт травмировался, долгожданный шанс получил Найджел и отыграл свои матчи настолько феерично, что о почтенном возрасте голкипера решили позабыть. В сезоне 2004/05 Мартин с «Эвертоном» занял 4-ое место в премьер-лиге (самый высокий результат клуба за всю историю), а сам вратарь фактически в одиночку не дал «ирискам» свалиться в таблице после зимнего ухода Томаса Гравесена и стал любимцем болельщиков. За время своего трехлетнего контракта голкипер провел за «Эвертон» ровно 100 матчей. Клуб предлагал продлить сотрудничество еще на годик, но Мартин понял – нужно вешать перчатки на гвоздь (больно уж донимали колени) и объявил о завершении карьеры 8 июня 2006 года, всего за два месяца до своего 40-летнего юбилея.
– Я закончил играть в футбол с вконец убитым коленом – без боли не мог даже ударить по мячу. Так что крикет не виделся правильным решением в тот момент. Купил дом в Северном Йоркшире, в нескольких километрах от Харрогейта, стал жить там с семьей. Мне регулярно предлагали работу в футболе. Тренером вратарей, скаутом, но я был согласен только на частичную занятость – хотел больше времени проводить с семьей, – рассказывает Мартин. – Время шло, и я начал думать: «Ну и черт с ним, с этим коленом! Сделаю это через боль». Так я и стал на пятом десятке играть за крикетную команду «Old Modernians», выступающую в одной из йоркширских лиг. Мне нравится. Мечта наконец исполнена!
За почти двадцать сезонов свой карьеры англичанин не выиграл совершенно ничего – его «Бристоль Роверс» и «Кристал Пэлас» были слишком слабы, сборная Англии – сами понимаете, тяжелый клинический случай, а вот «Лидс» и «Эвертон» во времена голкипера постоянно останавливались в шаге от трофеев и славы. Да, с командными титулами у футболиста явно не сложилось, зато в личных недостатка не было. Ведь «Бристоль Роверс» официально признал игрока лучшим вратарем в своей истории. «Кристал Пэлас» в 2005 году включил Мартина в символическую сборную клуба с момента основания. Болельщики «Лидса» выбрали лучшим голкипером всех времен именно бестрофейного Найджела Мартина, и это при том, что в числе номинантов были такие личности, как Дэвид Харви, Гари Спрейк и Джон Лукич (все из которых в свое время выигрывали с «павлинами» трофеи). А менеджер «Эвертона» Дэвид Мойес и вовсе назвал Мартина своим величайшим подписанием.
Знаете, большинству современных игроков затруднительно стать легендой хотя бы в одном клубе и фактически нереально – в двух и более. Голкипер Найджел Мартин, который обожал крикет, но почему-то стал первоклассным футболистом, попробовал стать таковым сразу в четырех.
Кажется, у него получилось.
Фото: Getty Images.
Нижний: Видука, Дакур, Радебе, Бэтти, Смит. Кажется, так :)
Что за команда была! Ностальгия....