6 мин.

Мирзоян: «Бесков не давал мне указания бить пенальти в ворота киевского «Динамо». Но я пробил и забил»

Недавно на глаза попались фотографии из моего футбольного прошлого: сборная СССР, «Нефтчи», «Арарат» и, конечно, «Спартак». Я пришел в команду, которую тренировал тогда Константин Иванович Бесков в начале сезона 1979 года. Того самого, который стал золотым для спартаковцев. Сегодня «Спартак» также претендует на первое место по итогам чемпионата. Но, как он сложится в итоге, мы не знаем, впереди у команды еще немало очень трудных матчей. А потому просто хочу пожелать ей успехов. И заодно вспомнить что-то из событий почти сорокалетней давности. Для меня же многое из того, что случилось в тот знаменательный год, было словно вчера.

- Итак, я пришел в «Спартак» в начале сезона. И свой первый матч провел в апреле против «Зари» из Ворошиловграда. Это был уже третий тур чемпионата. До того спартаковцы победили «Нефтчи», но уступили «Шахтеру». Сразу стало ясным, что сезон обещает быть очень непростым. После возвращения из первой лиги, а потом занятого пятого места в высшей лиге, «Спартак» вместе со своим очень честолюбивым главным тренером хотел добиться большего. Того же хотели и болельщики, которых у команды как всегда было много.

Я мог сыграть в основе и раньше, потому что в предыдущем туре провел игру в составе дублеров против «Шахтера» и сложилось такое ощущение, что Константин Иванович Бесков после того матча хотел меня поставить в главную команду уже на следующий день. Но этого не случилось, «Спартак» же уступил донецким футболистам на выезде, а мой дебют был отложен до поединка в Ворошиловграде. Помнится, со мной в паре играл парень из Орехово-Зуева по фамилии Борисенков. Значительно моложе меня. Такой тягучий футболист, хорошо бил пенальти, но остальным ничем не запомнился. В итоге он провел за команду очень мало матчей. Был, конечно, не для высшей лиги. Сашей его звали. Так вот перед матчем Константин Иванович ему сказал: если будет пенальти, то будешь пробивать. А Борисенков почему-то выглядел очень нервным в этот день, все время что-то дергался, вел себя как-то неуверенно. И я ему, помню, сказал: слушай, ты успокойся, если назначат пенальти, я пробью. И он как-то после этого действительно успокоился. Кстати, в паре с Борисенковым накануне против «Шахтера» играл Витя Самохин и спартаковцы уступили 0:2. После чего Бесков решил на следующий матч поставить меня. Константин Иванович любил делать разные изменения в составе. То играл Сорокин в центральной зоне, то Хидиятуллин, то Самохин. А потом вышел и я.

Матч с «Зарей» мы начали неудачно. В начале игры быстро пропустили, как-то многие разволновались. Ну, тут я подошел к Дасаеву, погладил его по голове и так тихо по-дружески сказал: не волнуйся, все будет нормально. Наверное, мои слова кому-то покажутся излишне самоуверенными, но дело в том, что до прихода в «Спартак», у меня уже был приличный опыт выступления за «Нефтчи» и «Арарат». Все-таки две сотни матчей – это не шутка. Поэтому и старался как-то помочь ребятам справиться с волнением. Ярцев тогда быстро ответный мяч забил, затем во втором тайме мы провели еще один и победили 2:1. А Дасаев, кстати, еще и пенальти взял, когда ему бил Саша Журавлев. Он в «Заре» долго был капитаном команды. Затем мы поехали в город Стаханов, где принимали «Пахтакор». Начало апреля, в Москве с полями проблема и «Спартак», как хозяин поля, был вынужден играть в Донбассе. Сыграли вничью-1:1, потом была такая же ничья с «Черноморцем», но уже в Москве, а вот в следующем туре мы проиграли «Арарату» 0:2.

Бесков очень расстроился после этого поражения, занервничал, стал говорить: всё, я покидаю команду, не буду больше с вами работать... У него бывало такое. Ругал часто, у меня вообще складывалось впечатление, что «Спартак» по Константину Ивановичу всегда играл не совсем так, как надо было. Может это, кстати, и помогало, потому что держало команду в постоянном напряжении.

А потом было 2 мая и знаменитый памятный поединок против киевского «Динамо» в Черкизово, где мы победили 1:0, а я забил пенальти. Первый тайм подходил к концу и тут судья показывает на одиннадцатиметровую отметку. Напряжение и ответственность были колоссальные. Посмотрел на ребят, в их глаза… Вижу, что многие просто растерялись. Тогда я взял мяч, поставил его на точку и пробил. Потом в матчах, когда мы вели с преимуществом в счете к мячу подходили и другие, а вот в этой ситуации брать на себя ответственность никто не захотел. Что и понятно, играли-то мы против киевского «Динамо»!

Опять-таки. С моей стороны это не было какой-то самоуверенностью. Я и в Баку бил пенальти, и в «Арарате». А в таких поединках… В «Спартаке» были нормальные, хорошие ребята, со стремлением играть и выигрывать. Только вот опыта еще не хватало. Особенно игрокам обороны. У них частенько вообще просматривался авантюрный футбол. Меня, кстати, после того пробитого пенальти спрашивали: а, что мне сказал на это сам Бесков? Ведь он не давал команду на то, чтобы пенальти в случае чего бил я. Но, Константин Иванович никаких замечаний мне не сделал. Да и что он мог сказать, если я забил? Мало того, выиграли у команды Лобановского. Соперника очень принципиального для нас на долгие годы.

Несмотря на то, что команда не была в лидерах на ту пору, играли мы, я бы сказал, очень весело. С желанием. Игроки уже хорошо знали друг друга. Вместе выходили из первой лиги, потом неплохо провели первый сезон после возвращения, заняв пятое место. Да я так скажу: у Бескова в принципе игра всегда выглядела стройной. Он мог менять футболистов, брать новых, переставлять игроков с одной позиции на другую... Помню, что накануне чемпионского сезона ушли такие футболисты, как Валерий Гладилин, Александр Прохоров, Вадим Павленко. Чуть позже, потеряв постоянное место в основном составе, с командой распрощался Михаил Булгаков. А годом ранее, едва только начался первый после возвращения сезон в высшей лиге, покинул команду Евгений Ловчев

Но Бесков продолжал свое дело, продолжал строить чемпионскую команду. У Константина Ивановича вкус к игре был очень хороший. И, что самое главное, он умел футболистов правильно поставить на определенные позиции. Да, характер у него был непростой, кто-то частенько не понимал его задумок, потому что Бесков мог на какой-то позиции передернуть одного, другого. Или же перепробовать какого-то футболиста то на одном, то на другом месте. Но при этом он не отходил от концепции веселой спартаковской игры с акцентом на атаку, на зрелищность, с большим количеством комбинаций. Из найденного и хорошо проверенного Бесков ничего не забывал и не терял. Над всем этим команда работала практически каждый день. В тренировочных упражнениях не было никаких послаблений! Положим, играем мы в той же Тарасовке согласно установке Бескова поперек поля. А я вдруг взял и пошел в атаку. Нет, это все сразу пресекалось. Бесков не допускал таких вещей, потому что я должен был оставаться в тот момент на своей позиции, дабы закреплять какие-то навыки. Что-то эпизодически может и проскальзывало, но основную задачу ты должен был знать и выполнять строго и четко.

Продолжение следует

Александр Мирзоян: Бобсоккер