6 мин.

Стрелы Леонардо

Говорит бывший тренер «Милана» «Всё, что не похоже на его отражение в зеркале ему не нравится»

«С президентом невозможно сосуществовать. У него совсем другой стиль. Я не знаю, почему сейчас он так много про меня говорит: должно быть внутри него что-то не в порядке»

«Берлускони как нарцисс. Я и Моратти? Никогда не говори никогда»

МИЛАН «Прекрасно». Леонардо Нашименто де Араужо произносит часто повторяемое им слово, глядя на местный стадион «Арена». Тем временем, его мальчишки весело болтают на одной из лавочек миланского парка «Парко Семпионе». Первые жёлтые листья ложатся на аллеи. У него взгляд учительницы, влюблённой в свой последний класс. «Тиаго Сильве требовались уговоры, советы. Очень нелегко адаптироваться в Европе защитнику из Бразилии. Абате и Антонини должны совершить ментальный скачёк, поверьте мне. Я в это очень верю. Очень приятно видеть в рядах сборной Антонини. Борриелло требовалось больше пространства. От Диды нельзя было добиться ни слова, но пахал он как сумасшедший. Это прекрасно. Авторитетное молчание Пирло. Амброзини, в свой первый год в роли капитана команды, как он подтянулся. Индивидуальность Зеедорфа. Рональдиньо вновь обрёл энергию и мотивацию, временами он порой ещё расслабляется, но тогда я ему всегда говорил: эй! И он вновь на подъёме. Пато в свой первый сезон в качестве основного игрока – травмы и проблемы. Возвращение в строй Несты вселяет надежду. Это прекрасно. На первый взгляд все они знаменитые игроки, великие чемпионы, а на самом деле это обычные молодые люди, каждый со своими чувствами, своей ранимостью. Управлять ими для меня было самым настоящим подарком судьбы. Это прекрасно». И поэтому он будет тренировать и дальше. Не исключено, что в Англии.

Леонардо, как вы провели лето?

«Я закончил тренерские курсы в Коверчано, затем полностью отключился от внешнего мира, наблюдая за мировым первенством издалека и, наконец, я устроил себе 40-50 дней каникул, чего у меня не было в жизни ни разу. От Бразилии до Искьи».

Все мы рассчитываем увидеть вас в ближайшее время в качестве либо тренера, либо члена организационного комитета Чемпионата мира 2014 года.

«Я уже озвучил им свою готовность. Единственное, на чём я буду настаивать, чтобы не устанавливать мне одну какую-либо роль. Это будет совершенно особенный Чемпионат мира для моей страны, который позволит нашему отсталому футболу состыковаться с общим ростом Бразилии, которая сейчас является девятой экономикой мира, и стать в итоге хотя бы седьмой. Но моя готовность в этом участвовать пока никем не востребована. На эту тему со мной никто никогда не говорил».

И что теперь?

«Буду комментировать Лигу чемпионов на английском Sky и Canale Plus. В этом году моей базой будет Милан откуда я и буду перемещаться между Лондоном, Парижем и Рио. Буду изучать футбол. Игры, но также книги. Я бы хотел создать свой архив, мой профессиональный багаж. В «Милане», по неопытности, я должен был также экспериментировать. Преимущественно, первая игра, за которой я наблюдал глазами тренера, состоялась в мае 2009 года. Теперь мне бы хотелось определиться с собственной методикой работы по каждому направлению: отношения с командой, с клубом, с прессой… Кто будет брать на работу Леонардо, будет приобретать совершенно определённый метод работы».

А кто возьмёт на работу Леонардо?

«Мне бы хотелось, чтобы это была Англия, где менеджер отвечает в клубе полностью за качество спортивного продукта. В этом году я часто буду бывать в Англии».

А если пригласит Моратти?

«Мы знакомы многие годы. Все наши встречи были очень дружеские и бескорыстные. Ни в одном больше языке это понятие не звучит так ярко, как в вашем: mai dire mai (никогда не говори никогда)…».

Слабости бывшего миланиста?

««Милан» для меня значил очень многое: игрок, менеджер, тренер. В определённый момент этих 13 лет я начал думать, что «Милан» станет моей вечностью. Вместо этого всё произошло наоборот. Этот год мне понадобится, чтобы переродиться. Чтобы взглянуть на всё нейтральным взглядом. Не глазами миланиста».

Леонардо в «Интере». Как бы к этому отнёсся Галлиани?

«Думаю, что он бы отнёсся с уважением к моему решению, также как он уважительно воспринял моё желание расторгнуть контракт с «Миланом»».

А разве это был не Берлускони, который прогнал вас, из-за того, что команда играла плохо?

«Во-первых: я бы никогда не ушёл после 13 лет работы в системе клуба по тактическим соображениям. Хотя бы потому, что «Милан» играет сегодня также как раньше. Во-вторых: это именно я решил уйти, я отказался ещё от одного года контракта, чтобы расстаться самым лучшим образом. Я ушёл из-за несовместимости характеров и стилей работы. Всё это я сказал и ему. Нарциссу всё, что не похоже на его отражение в зеркале не нравится».

Последний раз, когда вы говорили лицом к лицу?

««Рома» - «Милан», в марте».

Для вас стало сюрпризом, что на презентации Аллегри Берлускони очень жёстко по вам прошёлся?

«Я не знаю, почему он так много обо мне говорит. Должно быть, внутри него есть что-то, что его всё время мучает».

Вы бы выиграли скудетто со здоровыми Пато и Нестой?

«Если травмы двух игроков способны остановить команду, это значит, что такой состав не для этого не годится. Мне не на что жаловаться».

В начале сезона вам не обещали усиления состава?

«Нет. Я всегда принимал политику клуба, которая предусматривала важные продажи и приобретения, если это возможно. Кака не был продан из тактических соображений. Его уступил Анчелотти - победитель по своей натуре. В один из периодов нелюбови Берлускони и его дистанцирования от команды, игроки отдавали на поле все силы и даже больше. Невероятно: это делали и ветераны, которые имели тысячи причин этого не делать, и молодёжь, просто в силу свойственного ей энтузиазма. И они вывели «Милан» в Лигу чемпионов. Блестящие люди. Ребята подарили мне своей работой эмоции более прекрасные, чем даже наш триумф на «Бернабеу»».

Аллегри, напротив, заполучил Ибрагимовича и Робиньо.

«И Боатенга, отличный игрок! Тем не менее, я не жалуюсь. Повторю: я всегда принимал политику клуба. Однако именно они попросили меня тренировать команду. Это многого стоит».

Как вам работа Аллегри?

«Перед ним стоит непростая задача. Он должен молиться на то, чтобы все оставались здоровыми. Я очень надеюсь, что ему дадут и время, и пространство для работы. В противном случае через год в команду придёт кто-то другой. Не в стиле «Милана» менять тренеров каждый год».

Насколько сильно пытался вам помочь удержать свой пост Галлиани?

«К этому человеку я испытываю безграничное уважение. Он мне позволил учиться работе футбольного менеджера рядом с ним, я всё время чувствовал его уважение ко мне. В моей работе тренером «Милана» очень многое от него. Даже в самом конце он проявил максимальное уважением к моему решению».

Кто самый великий игрок всех времён и народов?

«Давайте оставим в покое Пеле и Марадону на их олимпе. Среди тех, кого я видел сам в игре, самым выдающимся игроком был Рональдо».

Кто выиграет скудетто в этом году?

«Интер», конечно, остаётся фаворитом, судя по тому, что ему удалось сделать в последние годы, но в этом сезоне в чемпионате я вижу больше равновесия и больше команд, способных побороться за титул».

Моуриньо?

«Пример для подражания в работе. Он не выигрывает случайно. За его совершенно блестящими пресс-конференциями скрывается очень много пота».

Так как вы его хорошо знаете, вас не удивило бы появление Кака в «Интере»?

«Насколько я его знаю, я бы очень удивился, если бы он оставил «Реал», ничего с ним не выиграв».

«Юве» упирается?

«Складывается такое впечатление, что они идут по программе, рассчитанной на надолго. Требуется терпение. Диего? Он не нашёл понимания в Турине».

«Рома»?

«Их сила в своей собственной игровой логике. Я не ожидал возвращения Адриано. Он вполне хорошо себя чувствовал в Бразилии. Возможно, он почувствовал, что вновь в состоянии принять тот вызов, который он прервал в Италии».

Как вам новая Италия Кассано и Балотелли?

«Мне нравятся такие игроки. Очень не просто быть Балотелли в нашем клубе. Вся наша жизнь строится на действие и противодействие. Марио пока только способен на противодействие. Тренировать его и помогать ему расти, было бы очень интересно».

На аллеях Parco Sempione Леонардо вновь для себя открывает удовольствие от бега. «Не того иступлённого бега, что знал я по профессиональным тренировкам. Бега длинного и медленного. После часа такого бега мне уже не хочется останавливаться».