Евгений Гинер: «Замена Слуцкого на Гончаренко - не революционный, а эволюционный переход»
Президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер, в преддверии Нового года ответил на ряд вопросов.
— Год получился весьма насыщенным, произошло немало событий, достойных обсуждения. Как бы вы в целом его охарактеризовали? Каким стал 2016-й год для клуба?
— Если подводить итоги, вполне можно сказать, что год оказался довольно неплохим. Мы стали чемпионами России. Открыли нашу домашнюю арену, она, считаю, получилась очень хорошей и уютной. Теперь мы живем дома, больше не нужно мотаться по арендам. Это очень важно и для клуба, и для болельщиков.
Осень была тяжелой. Мне кажется, она нас еще больше сплотила, мы стали сильнее. В общем, год получился неоднозначным, но в целом — хорошим.
— Осенний отрезок вы назвали непростым прежде всего из-за результатов команды? В этот период она выступала далеко не лучшим образом.
— В этот период все шло как-то тяжеловато. Особенно в Лиге чемпионов.
— В четвертый раз подряд армейцам не удалось выйти из группы. В чем причина неудачного выступления в нынешней Лиге, на ваш взгляд?
— Прежде всего, в том, что летом надо было более активно поработать на трансферном рынке, добавить в команду игроков. В связи с открытием стадиона, сделать это было сложно. Думаю, все знают, какой сейчас кризис, не только в нашей стране, но и в мире. Финансово распылиться и на трансферы, и на то, чтобы достроить стадион, было очень тяжело. Так что неудачное выступление в нынешнем розыгрыше Лиги чемпионов — это в большей степени вина клуба.
— Плюс ко всему приглашенные летом футболисты, к сожалению, не смогли усилить команду. Трудно отрицать, что от них ожидали большей отдачи.
— Это произошло не в последнюю очередь потому, что брали их, скажем так,по экономной схеме. Причины мы только что обсудили: потратиться летом возможности не было. Уж не знаю, к сожалению или к счастью, у нас нет нефтяной трубы, выделяющей немерено денег. Наверное, мы в клубе уже привыкли к тому, чтобы, как барон Мюнхгаузен, самим себя вытягивать за волосы из болота. При этом многие годы стабильно держимся на уровне топ-клубов, практически всегда оказываемся в призерах. Уверен, что и в нынешнем сезоне ЦСКА продолжит борьбу за чемпионский титул. Сдаваться никто не собирается.
— Летом, как и ожидалось, команду покинул Ахмед Муса. Он отправился в «Лестер», сумма трансфера, как вы рассказали, составила около 22 миллионов евро, причем к ней могут добавиться бонусы.
— Часто можно услышать, что ЦСКА продает ключевых футболистов и таким образом пополняет бюджет. Это действительно так, спору нет, но ведь есть и другая сторона медали. Мы отпускаем игроков в ведущие клубы топ-чемпионатов. От нас уходили в «Ювентус», «Манчестер Сити», «Челси». Муса перешел в «Лестер», на данный момент это действующий чемпион английской премьер-лиги. Разве можно не отпускать футболиста в такие команды? И, главное, как ему это объяснить? Человек тотчас потеряет мотивацию и перестанет выкладываться на полную катушку. Игроки приходят к нам не очень известными, со временем они прибавляют, делают себе имя, становятся реально сильными футболистами, после чего получают шанс отправиться в ведущие чемпионаты.
— Есть ли у клуба возможность укрепиться уже нынешней зимой? Очевидно, что линия нападения нуждается в усилении.
— Если мы найдем футболиста, способного реально усилить команду, то возьмем его. Надеюсь, у нас это получится. Если нет, будем искать до лета. Повторю, речь идет именно об игроке, который бы смог нас усилить.
— В прежние годы ЦСКА славился тем, что с новичками частенько попадал в «яблочко». Футболисты приходили и сразу усиливали команду. В последнее время таких удачных попаданий стало меньше.
— С нынешними ценами на мировом трансферном рынке конкурировать стало сложнее. Звезды стоят огромных денег. Плюс в Россию едут очень неохотно, выбирая заманчивые предложения, к примеру, от итальянцев или французов. Некоторые европейские клубы приобретены инвесторами из Китая или арабских стран, они закупают футболистов за большие деньги. Кроме того, на рынке появились китайские клубы, готовые выкладывать очень серьезные суммы. О финансовом состоянии представителей английской премьер-лиги, полагаю, многие тоже прекрасно осведомлены.
— В последние годы российский чемпионат покинули несколько действительно сильных футболистов. Тенденция?
— Желание приглашать серьезных игроков у нас присутствует всегда. Дело за малым. Как говорится, так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. Мне кажется, первостепенная задача сейчас в том, чтобы поднять российский футбол на уровень европейских топ-чемпионатов. Чтобы говорили не о большой пятерке, а о большой шестерке. Сейчас будет серьезный всплеск,связанный с проведением в России финального турнира чемпионата мира-2018,он должен принести результаты. Строительство стадионов, улучшение инфраструктуры и так далее. Это очень важно. Всем известно, что кое-где у нас есть стадионы не самого высокого уровня, есть футбольные поля низкого качества. В футбольном мире все прекрасно знают, игроки обсуждают эти вещи между собой. Как только произойдут позитивные сдвиги, к нам обязательно поедут.
— Смена главного тренера — серьезное событие в жизни любого клуба. В ЦСКА подобного не происходило с 2009 года, за это время иные команды столько перестановок совершили, что их болельщики, наверное, сбились со счета. В какой момент вы поняли, что перемены на тренерском мостике армейцев произойдут именно этой зимой?
— Леонид Викторович Слуцкий просто устал. Обратился с просьбой его отпустить. Когда именно это произошло? В конце сентября или в октябре, точно не вспомню. Да это и не принципиально. Вопрос не обсуждался, мы решили, что до окончания первой части сезона никаких перемен не будет. Когда она подходила к концу, Слуцкий сказал, что не изменил решения и хотел бы немного отдохнуть от тренерской работы. После чего мы произвели замену.
У нас ни в коем случае нет к Леониду Викторовичу никаких претензий, мы говорим огромное спасибо человеку,много сделавшему в клубе. Он отработал семь лет, считаю, для тренера это большой срок.
— Вы беседовали со Слуцким по поводу какого-либо сотрудничества в будущем?
— Договорились, что после Нового года, скорее всего, увидимся. Леонид Викторович сказал, что готов помогать клубу во всех вопросах, если мы к нему обратимся. Сейчас он решил немного отдохнуть, что-то поменять в своей жизни. Это абсолютно нормально. У каждого из нас есть любимая еда, но если употреблять одно и то же изо дня в день,в какой-то момент уже и взглянуть на это не сможешь. Наверное, у Слуцкого наступил такой момент, когда работа стала в тягость. Тренер должен творить, а не мучиться. Считаю, он очень порядочно поступил, сам пришел и признался в этом.
— Кандидатура Виктора Гончаренко, который сейчас возглавил ЦСКА, обсуждалась со Слуцким?
— Я не обсуждаю с тренерами кандидатуру человека, который впоследствии примет команду. Гончаренко работал у нас, мы могли убедиться в том, что это специалист высокого уровня. Он оставался с командой в те периоды, когда Слуцкий уезжал в сборную. Мы остались довольны работой Гончаренко, это сильный тренер. В своих прежних командах он это доказал. Считаю, что за короткий срок поднять ту же «Уфу» на уровень, где она сейчас находится — серьезное достижение.
— Все же ЦСКА — это совершенно иной уровень притязаний, гораздо выше ответственность, турнирные задачи всегда на максимуме.
— Думаю, у Гончаренко все должно получиться. Он работал у нас, все видел своими глазами, был частью команды, выигравшей золото минувшего чемпионата России. Немаловажно, что он прекрасно знает наших футболистов и их возможности, а ребята,в свою очередь, знакомы с тренером и его требованиями. В данной ситуации мы осуществили наиболее мягкий переход от одного тренера к другому. Этот переход можно назвать не революционным, а эволюционным.
◊
— При общении с Гончаренко вы интересовались, какими будут его первые шаги в качестве главного тренера ЦСКА? Если он намерен что-то изменить, то что именно?
— Я никогда не беседую с тренерами о том, какую тактику они собираются применить,а также о прочих нюансах их работы. Хотя мне это, конечно, очень любопытно, но даже в праздной беседе стараюсь ничего подобного не делать. От главного тренера меня интересует в первую очередь результат. Какая тактика будет выбрана для его достижения, кто из футболистов на какой позиции выйдет — это исключительно тренерские вопросы, и с моей стороны некорректно ими интересоваться.
— Задача выиграть чемпионат России по-прежнему в силе?
— Разумеется. Такая цель ежегодно стоит перед нашими футболистами и перед любым из тренеров ЦСКА, кто бы здесь ни работал.
— Гончаренко приходится начинать с отставания от «Спартака» (минус 8) и от «Зенита»(минус 3) за 13 туров до финиша. В связи с этим вопрос: есть ли у нового тренера армейцев карт-бланш, по крайней мере, до окончания нынешнего сезона?
— В футбольном клубе ЦСКА карт-бланша нет ни у кого. Никаких послаблений давать нельзя, в любой ситуации надо работать на полную катушку и стремиться к максимальному результату. Как только хоть немного расслабишься, наступит конец развитию клуба и его продвижению вперед. Тренеры и футболисты ни в коем случае не должны обращать внимания на этот отрыв.
Их задача в том, чтобы его ликвидировать. Соответственно, менеджерам нужно полностью выкладываться на своих участках работы и так далее. Еще раз скажу, никакого карт-бланша у нас в клубе не существует. Ни у тренеров, ни у игроков, менеджеров, докторов и так далее. И у меня в том числе.
— Осенью армейцев подстерегла неожиданная и очень неприятная новость. Дисквалификация Романа Еременко.
— Удары судьбы надо терпеть и держаться достойно. На то мы и мужчины. Считаю Еременко умелым футболистом и очень хорошим человеком. Но ЦСКА никогда не был командой одного игрока. Случаются травмы, дисквалификации, поэтому потерю любого футболиста, в том числе и ключевого, нужно уметь компенсировать. Конечно, очень обидно и жалко, что с Еременко произошел такой казус. Надеюсь, мы выйдем из этой ситуации, мало того, не бросим Романа, поможем ему выкарабкаться и уменьшить срок дисквалификации. Чтобы он вновь заиграл, приносил удовольствие и болельщикам,и команде.
— Теперь о более приятном. В основном составе ЦСКА появляется все больше своих воспитанников. К Акинфееву и Щенникову сначала добавился Головин, а в нынешнем сезоне еще и Чалов с Гордюшенко.
— Направление, выбранное в последние годы, дает плоды. Это хорошая работа детско-юношеской школы, а также нашей молодежной команды, которая доводит игроков до уровня, необходимого для того, чтобы стучаться в двери основного состава. В школе начали тренировать наши бывшие футболисты, у них совсем другой взгляд на вещи. Им интересно заниматься футболом, они живут этим. И, конечно, необходимо отметить работу Александра Гришина и его штаба в молодежной команде, те результаты, которые они показывают, в том числе и в Юношеской Лиге УЕФА.
Понятно, что ежегодно производить по пять-шесть будущих звезд невозможно. Но я надеюсь, когда первая и вторая лиги российского чемпионата, скажем так, приведут себя в порядок и станут иначе подходить к футболу, много наших ребят будут играть там,становиться сильнее и возвращаться в ЦСКА. Сейчас же мы вынуждены отправлять игроков в Португалию, Чехию и так далее. Чтобы они там обыгрывались и потом возвращались, если их уровень действительно отвечает требованиям нашей главной команды.
— О молодежной команде армейцев сейчас много говорят, и это справедливо. В том числе и потому, что дублеры ЦСКА уже в который раз успешнее других российских молодежек выступают на международной арене. Команда вновь вышла из группы в Юношеской Лиге УЕФА, причем на сей раз с первого места и досрочно.
— УЕФА сделал очень грамотный ход с этой Лигой для молодежных команд. Ребята получают огромный опыт, потом им намного проще адаптироваться во взрослом футболе. Они пробуют свои силы на уровне топ-клубов, пусть и молодежных, становятся увереннее в себе, узнают, что такое международные матчи. Когда ребята станут старше и выйдут, условно говоря, против «Барселоны», «Реала» или «Арсенала», у них уже не будут дрожать коленки. Потому что они знают, каково это — играть с европейскими командами первой величины.
◊
— Первый официальный матч на Арене ЦСКА (против «Терека» 10 сентября) собрал аншлаг. В дальнейшем болельщики отлично ходили на Лигу чемпионов, а вот посещаемость домашних матчей армейцев в чемпионате России падала. По-вашему, что стало главной причиной? Ноябрьские холода или что-то иное?
— Причины две, на мой взгляд. Одну вы только что озвучили. Действительно, ноябрь и начало декабря выдались очень холодными. Люди ходят на футбол целыми семьями,и не каждый приведет в такую погоду ребенка. Это наш климат, здесь ничего не поделаешь, мы живем не в южной стране, где всегда тепло. Другой причиной,вероятно, стали большие финансовые расходы для болельщиков, не все могли себе позволить столько трат одновременно. Многие наши поклонники ездят на гостевые матчи ЦСКА, плюс команда выступала в Лиге чемпионов. Наверное, некоторые болельщики делали выбор в пользу международных матчей. В любом случае, это наш стадион, я уверен, что он будет заполняться.
У Арены ЦСКА очень хорошая логистика,к ней удобно подъехать и на машине, и на общественном транспорте. Вокруг несколько станций метро, скоро открывается станция кольцевой дороги, от которой до стадиона всего восемьсот метров пешком. Специально смотрел: даже после аншлаговых матчей через 15−17 минут наша арена оставалась абсолютно пустой. На большинстве стадионов людей долго держат после матчей, у нас же ничего подобного нет. После игры можно быстро уехать, это очень важный момент. Парковок мы сделали достаточно, люди разъезжаются на машинах, а добирающиеся своим ходом могут отправиться кто до «Динамо», кто до «Полежаевской», кто до новой станции метро ЦСКА, которая вот-вот откроется, и так далее.
— Когда состоится переезд клубного офиса на армейскую арену?
— Это не самый важный вопрос. Главное, не какой офис ты занимаешь и в каком кресле сидишь, а то, получает ли болельщик удовольствие от игры. Можно сделать самое шикарное помещение, но если команда плохо выступает, в этом не будет никакого смысла. Конечно, нам здесь немного тесновато, и когда мы отремонтируем офис на стадионе, то обязательно переедем. Однако, повторю, сейчас этот вопрос не стоит на первом месте.
— Год назад вы говорили, что в первую очередь надо доделать спортивную часть стадиона, чтобы там можно было проводить мероприятия, а затем постепенно исправлять недочеты, которые будут выявляться. Арена ЦСКА уже провела десять официальных матчей — семь игр чемпионата России и три встречи Лиги чемпионов.
— Речь как раз и шла о том, что на устранение недостатков нам будет необходим примерно год. Поэтому и открытие перенесли. За это время можно все отшлифовать до идеального состояния. Безусловно, недочеты пока присутствуют, и мы приносим извинения у болельщиков. Здесь и удобство прохода на трибуны, и работа волонтеров,службы безопасности, организация питания и так далее. Все надо доводить до ума,поскольку болельщики за свои деньги должны получать полный комфорт от посещения стадиона, а от игры нашей команды — удовольствие.
— Открытие Арены ЦСКА — огромное событие в истории клуба. Многие называют это вашим личным достижением.
— Я так не считаю. Это работа всего клуба. Норма жизни. Прославлять себя любимого за то, что построен стадион, не в моих правилах.
◊
— Как оцениваете нынешнюю финансовую ситуацию в клубе?
— О ней лучше всего осведомлены средства массовой информации. Такое впечатление,что они каждую неделю проводят аудит в нашей бухгалтерии. Не первый год пишут о том, что мы банкроты. При этом мы живы, стоим на ногах и нормально себя чувствуем. Во всяком случае, я не знаю, чтобы в футбольном клубе ЦСКА задерживали зарплаты или были какие-либо неоплаты в срок. У этих СМИ почему-то более точные, как они сами полагают, сведения о том, сколько денег у нас в клубе. Правда, нигде и никогда не приводилось никаких примеров.
— Как часто изучаете спортивную прессу?
— Честно говоря, давно ее не читаю, наша пресс-служба исправно докладывает, где и что написали. Раньше просматривал регулярно. В специализированных СМИ меня прежде всего интересует качественный анализ спортивных событий. Увы, сейчас это встречается все реже. Охотнее пишут о том, что такой-то футболист, тренер или руководитель — бездарность. Или о том, кто с кем встречается, кто где выпил бокал вина и так далее. Что ж, как могут, так пишут и говорят.
Комментаторы позволяют себе безапелляционно оценивать игру футболистов. По ходу одного из недавних наших матчей комментатор заявил, мол, Натхо сегодня играет очень плохо. Потом смотрю анализ технико-тактических действий по данному матчу. Натхо — лучший. Значит,комментатор смотрел что-то другое, а не нашу игру? Или он просто не разбирается в футболе? А, может, у него задание плохо говорить именно про этого игрока? Так самому Натхо от этого ни холодно не жарко.
— Если не считать окончания строительства Арены ЦСКА, какое еще событие в уходящем году особенно запомнилось? Может, золотой матч с «Рубином» в Казани и самый яркий эпизод того поединка — двойной сэйв Акинфеева?
— Это действительно был очень тяжелый матч. Играй «Рубин» весь сезон так, как в тот день против нас, он бы наверняка завершил чемпионат в тройке призеров. И все же говорить, что именно та встреча стала самой яркой, я бы не стал. Много было сложных матчей. Игра в Казани запомнилась так лишь потому, что именно после ее окончания ЦСКА стал чемпионом.+
Точно так же не хотел бы выделять тот сэйв Игоря Акинфеева. Это его работа, с которой он прекрасно справляется. Игорь совершает десятки подобных сэйвов за сезон. Но внимание обратили на тот, в матче с «Рубином». Опять же потому,что игра была последней, решающей.
— Евгений Леннорович, большое спасибо за обстоятельную беседу. Традиционный вопрос о пожеланиях в Наступающем 2017 году.
— Надеюсь, следующий год получится лучше уходящего. Хочется, чтобы в клубе было меньше травм и различных недочетов. Чтобы на трибунах собиралось как можно больше болельщиков, а команда исправно набирала очки и радовала своими успехами. И,конечно, желаю всем здоровья, удачи и счастья.