«Ребенок видел все смерти». Итоги страшной аварии с детьми в Ханты-Мансийске
Роман Мун – о последствиях одной из главных трагедий года.
Что случилось?
4 декабря этого года на трассе Ханты-Мансийск – Тюмень случилась жуткая авария. Автобус, который вез с соревнований из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск детскую спортивную команду по акробатике (разновидность гимнастики, вид спорта, в котором спортсмены выполняют акробатические упражнения на прыгучесть, сохранение баланса, силу, ловкость – Sports.ru), столкнулся с грузовиком. Погибли 12 человек, из которых 10 – дети. В Ханты-Мансийском автономном Округе, Ямало-Ненецком автономном округе и Тюменской области 5 декабря было объявлено днем траура. В Нефтеюганске объявили трехдневный траур.
«Ребенок видел все смерти. Физически-то ей получше, но психически и морально – пока нет. Она уже взрослый ребенок, ей 17-й год, она поболе понимает. Утрата сильно большая», – сказала в разговоре со Sports.ru София Саморукова, официальный опекун Катерины Замыко, одной из пострадавших девочек (уже выписана из больницы).
«Динамика положительная есть, ее перевели из реанимации в травматологию, – рассказывает Sports.ru Вячеслав Литвинов, отец другой пострадавшей, Софьи Боровской. – Она проснулась, реагирует на нас, разговаривает с нами, потихоньку вспоминает события. Она не ходит, это нужно большое время на реабилитацию. У нее повреждены органы, через которые проходят нервные окончания, которые отвечают за ходьбу. Ходить она сможет, надеемся на быстрейшее восстановление».
Как сообщает ТАСС, на стационарном лечении в больнице Ханты-Мансийска остаются 7 человек. Один ребенок все еще в реанимации в Москве.
Кто виноват?
После аварии было возбуждено уголовное дело по ч.5 ст.264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» и ч.3 ст.238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Согласно предварительной версии следствия, аварию спровоцировало обоюдное нарушение ПДД водителями грузовика и автобуса. По неподтвержденной информации у водителя грузовика Раиля Саитханова не было действительного водительского удостоверения.
«Сложно судить, кто там на самом деле виноват, – говорит Sports.ru Владимир Меркушев, главный редактор газеты «Новости Югры», один из администраторов группы ВК «Штаб аварии в Ханты-Мансийском районе». – По версии следствия, виноваты оба водителя – грузовика и автобуса. Автобуса, потому что, насколько я понимаю, он не соблюдал дистанцию, не учел погодные условия. Водителю фуры предъявлены такие же обвинения, но еще, как говорят очевидцы, хвост его прицепа носило из стороны в сторону, поэтому когда он поравнялся с кабиной автобуса, то зацепил автобус».
По информации следствия, автобус принадлежит нефтеюганскому ИП. Организацией поездки занимались представители ИП и спортивной школы «Сибиряк», воспитанники который находились в автобусе. Помимо водителей, задержаны еще три человека. Первый – начальник отдела игровых и гимнастических видов спорта АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» Сергей Кайгародов. Второй – представитель ИП, которому принадлежит автобус. Третья – Ирина Тарасова, директор школы «Сибиряк».
«По версии следствия основная претензия к руководителю школы, потому что она не обеспечила выезд детей, – объясняет Меркушев. – По сути это ее воспитанники, тренер, она не обеспечила их транспортом. По инструкциям она должна была обеспечить их транспортом, то есть не только предоставить автобус, но и автобус должен был пройти проверку ГИБДД перед тем, как отправляться. Они этого не сделали».
Тарасова уже уволена и сейчас находится под домашним арестом.
«Не могу сейчас судить, кто виноват, следствие еще идет, – говорит Вячеслав Литвинов. – Я думаю, тот, кто организовывал поездку, должен был донести информацию о том, что дети едут в другой город, до своего вышестоящего руководства, а его руководство должно было организовать эту поездку с привлечением ГИБДД. Как я считаю, до ГИБДД не было донесено, что из Нефтеюганска стартует автобус с детьми».
«Они постоянно на этом автобусе ездят, все было замечательно. Это же надо было подумать, что детей не пять, не десять человек, целый автобус ехал. Я считаю, было бы сопровождение, этого кошмара бы не было», – говорит София Саморукова.
Вскоре после аварии губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова поручила мэру Нефтеюганска Сергею Дегтяреву провести служебную проверку. По ее результатам ушла в отставку заместитель мэра по социальным вопросам Светлана Михалева. Также лишился своего поста заместитель комитета по спорту и физкультуре Александр Комарницкий. Сообщается, что он был и.о. главы комитета в тот день, когда произошла авария.
Наталья Комарова подписала распоряжение о выделении материальной помощи пострадавшим семьям. Согласно распоряжению, семьи погибших должны получить по 1 млн рублей, семьи получивших тяжелые травмы – по 300 тысяч рублей, семьи пострадавших с легкими травмами – по 100 тысяч рублей.
Выплату компенсации подтвердил Вячеслав Литвинов. «По моей информации выплаты произведены, закрыли все», – сказал Меркушев.
Кроме того, благотворительный фонд «Созидание» собрал для пострадавших примерно 1,4 миллиона рублей. Мэр Нефтеюганска Дегтярев заявил, что выплаты из него пока не произведены, но будут «распределяться под контролем общественности».
Что теперь делают, чтобы такого не повторилось?
После аварии на федеральном уровне начали обсуждать, как надо сопровождать автобусы с детьми.
Сейчас по закону один автобус с детьми не должен сопровождаться машиной ГИБДД. Подавать заявку на сопровождение организаторы обязаны только в случае, если автобусов три или больше. Вскоре после трагедии 4 декабря Генеральная прокуратура заявила, что правила перевозки детей в автобусах надо менять.
«Я знаю, что Комарова дала указание впредь один, два, три автобуса сопровождать ГИБДД. Я наблюдал, что дети на соревнования уже едут с сопровождением», – говорит Вячеслав Литвинов.
21 декабря ТАСС со ссылкой на пресс-службу МВД сообщило, что в МВД ведется работа по принятию дополнительных мер безопасности в перевозках групп детей автобусами. Пресс-служба правительства Челябинской области передает, что во время новогодних праздников и новогодних каникул даже один автобус с детьми будет сопровождаться ДПС. Такое же решение принято в Тюменской области.
В ХМАО будет ограничено ночное движение грузовиков на опасных дорогах. «Мы начали с выявления опасных участков автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения. В установленном порядке на них будет проведен капитальный ремонт с целью усиления обочин, а также в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий и в темное время суток будут ограничены условия движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств», – цитирует слова Комаровой департамент общественных и внешних связей ХМА.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что перевозку детей рейсовыми автобусами, возможно, стоит вообще запретить: «Почему эта группа детей поехала вечером? Остальные дети, как нам известно, которые участвовали в соревнованиях, выехали только утром сегодня. Почему дети ехали рейсовым автобусом, почему не было уведомления в ГИБДД? Собственно, почему не было? Потому что рейсовый автобус.
В данном случае, безусловно, важно говорить и о том, чтобы запретить вообще перевозку рейсовыми автобусами, потому что никаким образом проверить и контролировать, сопровождать данную перевозку невозможно. То есть она подразумевает обычно рейс, который не влечет за собой ответственность».
8 декабря трассу Ханты-Мансийск – Тюмень освятил священник Андрей Зотов.
Фото: РИА Новости/Юрий Шестопалов, Пресс-служба МЧС РФ; vk.com/Катерина Замыко, Анна Кузнецова; ugraeparhia.ru
А ведь на российских дорогах идёт настоящая война. Мы - мировые лидеры по количеству ДТП со смертельным исходом. Каждый год на российских дорогах - 3 (три !!!) Афгана !!!
Есть в этом большая вина власти - ужасные дороги, коррумпированные гаишники, основная задача которых БЕЗОПАСНОСТЬ на дорогах, ПРОФИЛАКТИКА и ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ аварий, а не засады в кустах, чтобы срубить бабло.
Но по моему личному мнению, основную вину за смерти на дорогах несёт население России. Лихачество, пьянство за рулём, быдлячество - в этом всём не Путин виноват. Безумные пешеходы, перебегающие дорогу на красный или в неположенном месте. Быдло-водители, не пропускающие и сбивающие пешеходов на переходе.
Понты, отсутствие даже намёка на культуру вождения и, повторюсь, быдлячество - вот причины смертей на российских дорогах.
Обвинили что автобус не был проверен гибдд, а если автобус рейсовый значит у него есть разрешение на перевозку людей, это же не залетный бомбила.
Детей жалко, виновных надо наказывать но не всех подряд кто попал под руку.
Остается только освящать трассу и что нибудь в очередной раз запретить.
Депутаты и чиновники купаются в роскоши. "Друзьям" отданы на откуп целые отрасли. Деньги сдирают с населения разве что не за воздух.
Но вместо того, чтобы делать нормальные дороги с разделительной и хорошим покрытием мы трассы попами освящаем. Суки.
И пешеходов пропускают и на автобусной полосе особо не едут, но это заслуга огромных штрафов и камер.
во время правления Ивана Грозного, например, в Европе уже было написано огромное количество научных трудов, было проведены различные исследования, открыт второй круг кровообращения, изучался мозг человека и так далее... а в это время у нас на родине сумасшедший царь сажал всех накол и устраивал адское месиво в виде опричнины. к сожалению, за годы , за века, подобное отставание в развитии не изменилось.. хотя казалось бы, есть все предпосылки к этому.
да и чему тут удивляться, если у нас уполномоченная по правам ребенка - попадья. после этой злосчастной аварии небось первым делом какому нибудь монаху позвонила, чья молитва сильнее и лучше работы дорожных служб и дпс. в общем печально это все, печально что в такой стране живем, чет я загрузился по утру. пойду попью чаю.