Итоги года «Спартака»
2016 год приближается к завершению, и пришло время подвести его итоги. Речь пойдет, конечно же, о главном для нас, болельщиков «Спартака», событии 2016 года — преображении «Спартака» под руководством Массимо Карреры, а если точнее, то о факторах, благодаря которым это преображение стало возможным. О «багаже Аленичева» речь тоже зайдет.
Я бы выделил три основных причины нашего успеха осенью 2016 года:
Обстановка в клубе и вокруг него
Здесь можно выделить три составляющих:
1. Перестановки в руководстве клуба. Чуть больше года назад Джеван Челоянц продал свои акции и вышел из совета директоров. Почему это так важно? Потому что в этом сезоне впервые за очень долгое время не видно каких-то разногласий в руководстве «Спартака». Если раньше часто складывалось ощущение, что у разных членов совета директоров разные интересы (у кого-то — спортивный результат, у кого-то — экономия, у кого-то — наличие в составе команды игроков одинаковой с ним национальности), и тренер не получал нужной поддержки (вспомним слова того же Челоянца про «худший «Спартак» в жизни»), то сейчас ничего подобного нет (не до конца понятная история с недовольством трансфером Селихова не в счет: как мне кажется, там проблема была только в коммуникации, но желания навредить клубу ни у кого не было).
Конечно, до сих пор в болельщицкой среде ходят байки про «коня» и «эконома» Жиркова, но по факту руководство после неудач не нагнетало обстановку, а, наоборот, всячески поддерживало тренера. Думаю, эту поддержку чувствовал и Каррера, и, что немаловажно, игроки.
2. Пресловутый «багаж Аленичева», только вот под этими словами я имею в виду совсем не то, о чем вы подумали. В течение долгого времени любимым занятием болельщиков и руководства «Спартака» были прыжки по граблям под названием «главным тренером должен быть настоящий спартаковец». Мы на эти грабли наступали как минимум трижды, если не четырежды: с Черчесовым, с Карпиным (дважды) и с Аленичевым. В результате, благодаря катастрофическим результатам работы Аленичева в «Спартаке», мы эти грабли все-таки сломали. Ломать грабли собственным лбом — это не самый эффективный способ не получать граблями по лбу в будущем, но уж какой есть, такой есть.
Теперь потенциальных тренеров-спартаковцев, которые бы громко заявляли о своем желании тренировать «Спартак», практически не осталось. Есть Тихонов в ФНЛ, но он сам признавал, что ему еще очень рано; есть Рахимов в «Тереке», но он не так долго играл в «Спартаке» и не воспринимается как настоящий спартаковец; есть Мостовой, который сейчас не связан с футболом, но считает, что готов тренировать хоть «Барселону», но это несерьезно; есть Бушманов во второй команде, но у него нет опыта работы на высшем уровне.
Если еще учесть, что руководство «Спартака» не смогло договориться с Бердыевым, а больше явных кандидатур в России и не видно, кандидатура Карреры стала практически безальтернативной, при неудачах не было возможности тыкнуть в кого-то пальцем и сказать: «Вот настоящий спартаковец и/или тренер, дающий нужный результат. Надо срочно его позвать, у него получится лучше, чем у Карреры».
3. Плохая игра и результаты «Спатрака» при Аленичеве, вылившиеся в катастрофическое поражение от АЕКа, вместе со срывом переговоров с Бердыевым и авральным назначением Карреры, привели к тому, что ожидания болельщиков были достаточно низкими. В отличие от Эмери или Якина, которых привозили в Россию с большой помпой, от Карреры не ждали ни спартаковской игры, ни высоких результатов. Соответственно, давление со стороны болельщиков изначально было низким, что в «Спартаке» редкость, ну благодаря серии удачных результатов Каррера заработал доверие и поддержку болельщиков. Поэтому даже неудачи, типа домашнего поражения от «Уфы» или гостевого разгрома в Самаре, воспринимались спокойно и не приводили к шквалу критики.
Если сложить эти три пункта, то получается, что у Карреры, в отличие от большинства предшественников, изначально была возможность работать в относительно спокойной обстановке, и он этой возможностью сполна воспользовался.
Сильный состав
Каррере достался весьма приличный подбор игроков. Как бы мы иногда ни критиковали нашу селекционную службу, на мой взгляд, по качеству приобретаемых игроков она уже давно является одной из лучших в России (по цене могут быть вопросы, но платит Федун, а не я). Вот некоторые из тех, кто уже ушел из клуба: Штранцль, Веллитон, Алекс, Макгиди, Плетикоса, Дикань, Чельстрем, Эменике, Мовсисян, Ари. А вот те, кто до сих пор в команде: Комбаров, Глушаков, Ромуло, Промес, Таски, Боккетти, Зе Луиш, Фернандо, Зобнин. По российским меркам это все — отличные игроки, здесь есть и чемпионы Германии и Франции, и победитель Кубка Либертадорес, и игроки сборной Бразилии и крепких европейских сборных, и игроки сборной России…
Другое дело, что у большинства упомянутых игроков в «Спартаке» либо не получалось совсем, либо получалось, но ненадолго. Причины были разные, но главная, пожалуй, в том, что у нас не было тренера, который мог бы игроков объединить, зажечь общей идеей, выжать из каждого максимум. Сейчас, тьфу-тьфу-тьфу, такой тренер появился, и вдруг оказалось, что у нас чуть ли не каждый наш игрок является одним из лучших в РФПЛ на своей позиции.
Отдельно хочется выделить Фернандо. Хороших игроков у нас было много, но настолько важных и системообразующих, пожалуй, еще не было. Лично для меня Фернандо — это лучший игрок «Спартака» со времен Видича и самый ценный игрок РФПЛ на сегодняшний день. Ребров, Кутепов и Зобнин — это скелет сегодняшнего «Спартака», Комбаров и Ещенко — ноги, Глушаков — сердце, Промес и Зе Луиш — руки, а Фернандо — мозг. Важность Фернандо для сегодняшнего «Спартака» сравнима с важностью Иньесты для «Барселоны», и именно благодаря наличию на поле Фернандо «Спартак» потихоньку учится (и весьма успешно) контролировать ход матчей и играть разумно. И совершенно неслучайно единственный матч в сезоне, в котором мы уступили сопернику по владению мячом, — с «Локомотивом» — пришелся ровно на ту игру, которую Фернандо пропускал из-за перебора карточек, из-за чего Каррере пришлось существенно перестраивать игру команды.
Главный тренер
Наконец, последняя, но самая главная причина — Массимо Каррера. Нет, я, конечно, надеялся, что у Карреры что-то получится и пытался логически объяснить его назначение (скорее для самоуспокоения, чем для чего-либо еще), я понимал, что Конте — выдающийся тренер, и его помощник наверняка хорошо разбирается в футболе, но я и представить не мог, насколько крутым окажется Массимо. И не просто крутым тренером, но и очень крутым человеком. Мало того, что он, как оказалось, отлично разбирается в тактике и грамотно подстраивает игру под соперника, мало того, что он может каждому игроку объяснить, что от него требуется; Массимо еще и заражает команду своими эмоциями во время матча, говорит правильные вещи на пресс-конференциях и в интервью, не жалуется на судейство, уважает историю клуба, стильно одевается, наконец.
Массимо буквально взорвал свои появлением обычно скучный чемпионат России, за считанные месяцы очаровал болельщиков «Спартака» и журналистов, сплотил игроков и заразил их своим огнем.
Должен признаться, что в прошлом сезоне игра «Спартака» не вызывала у меня никаких эмоций: я смотрел все матчи, потому что смотрел их всегда, но не получал никакого удовольствия и просто хотел, чтобы все это скорее закончилось. Массимо удалось сделать главное — вернуть «Спартаку» эмоции и страсть, которые чувствуются даже на расстоянии почти в 10 тысяч километров от Москвы. Пожалуй, именно эти эмоции, а не первое место в таблице, — это главный для меня итог года: я наконец-то вижу на поле настоящий «Спартак».
И я всем нам желаю, чтобы в наступающем году Массимо Каррера, а вместе с ним и «Спартак» в целом, сохранил эту страсть, чтобы мы с нетерпением ждали каждого матча и получали незабываемые эмоции от игры «Спартака». На мой взгляд, эмоции в футболе важнее результата (не просто так сборная Исландии на Евро-2016 влюбила в себя весь мир), и именно ради эмоций мы болеем за «Спартак». А результат… Не буду я ничего про него говорить, а буду просто болеть за «Спартак» и надеяться, что, если команда будет играть так же, как прошедшей осенью, то наша давняя мечта скоро сбудется.