«Я уже чувствовал себя игроком «Ювентуса». Витцель скоро уйдет из «Зенита»
Владислав Воронин – об одной из главных звезд чемпионата России.
Враг Бельгии
30 августа 2009 года был худший день в карьере Акселя. Из большой звезды – с титулом лучшего молодого игрока Бельгии, двумя чемпионствами подряд – он моментально превратился в злодея, сумасшедшего хулигана, безжалостного преступника. В принципиальном матче с «Андерлехтом» Витцель наступил на ногу защитнику Марчину Василевскому: тот оказался быстрее в борьбе за мяч, а Аксель не успел избежать контакта. Ногу Василевского разломило пополам, он взвыл от боли – это был двойной открытый перелом, одна из самых страшных травм в современной истории футбола. Поляк вернулся в футбол только через год и три месяца, Витцеля перевоспитали 8 матчами дисквалификации и невероятным внешним прессингом.
«Витцель лишился своей отличной репутации. Ему и «Стандарду» должно быть просто стыдно за такое поведение», – грохотала одна из крупнейших газет Бельгии Het Laatste Nieuws. На электронную почту Акселя сыпались десятки злобных писем, в том числе с угрозами смерти. Уже через 20 минут после матча с «Андерлехтом» в окна дома Витцеля кто-то бросил большие камни. Все было настолько серьезно, что в течение нескольких дней около дома Витцеля дежурила полиция, к самому игроку и его родственникам приставили личную охрану.
«Люди несколько месяцев оскорбляли Акселя. Этот инцидент очень сильно повлиял на него, по-настоящему изменил его, – говорил отец Витцеля Тьерри. – Есть Аксель до этой ситуации, и есть Аксель после скандала. Характер изменился, мой сын стал спокойнее и сдержаннее. После такого шторма и шума учишься ценить тишину».
Сейчас об этой истории в Бельгии почти забыли, та же газета Het Laatste Nieuws впоследствии перестала считать Витцеля негодяем и даже иронизировала: «В 2009-м ягненок сломал ногу мяснику». Суровый Василевски тоже простил Витцеля: перед матчем Лиги чемпионов против «Зенита» он протянул Акселю руку.
Знаменитая прическа
Витцеля невозможно представить без объемной прически, которую 90 процентов населения планеты никогда не повторят без химических средств. Акселю для ее поддержания ничего особенного не требуется: это генетическая особенность. По крайней мере, так говорит парикмахер Салима Масиманго, которая впервые постригла Витцеля, когда тому было всего два года.
«У Акселя особенные волосы из-за смешения кровей: папа – с Мартиники в Карибском море, мама – из Бельгии, – рассказывала Салима. – Такие волосы типичны как раз для квартеронов (те, у кого один предок во втором поколении принадлежал к негроидной расе; то есть один родитель – мулат). Если вы белый и у вас вьются волосы, просто так прическу все равно не повторить».
«Волосы абсолютно натуральные. Единственное – пришлось пару лет отращивать, вот и получился такой объем, – объяснял Витцель. – Я могу представить себя с короткими волосами, но не собираюсь укорачивать их в ближайшее время. У меня есть свой стиль, Витцель-стайл».
Подтверждая эти слова, Витцель как-то нацепил пышный парик на свою дочь Май-Ли («Май» – «элегантный» на японском, «Ли» – красота на китайском», – так Аксель объяснил выбор имени).
Празднование
Еще Витцель выделяется собственным празднованием гола.
«Это жест, показывающий летящую птицу. Она как бы взлетает. Значит, и я взлетаю. Показываю, потому что мой отец француз, он всегда болел за сборную Франции, а в этой команде играл Анелька. Вот он когда забивал, тоже всегда так делал».
Стадион имени Витцеля
Аксель начал заниматься футболом в маленьком городе Воттем, это несколько километров к северу от Льежа. «Там было поле Монтемауро, но нас с друзьями туда не пускали, поэтому мы играли на небольшом пустыре неподалеку», – вспоминал Аксель.
Несколько лет назад на месте того пустыря открыли полноценный спортивный комплекс. Его сразу назвали в честь Витцеля – как самого известного игрока города.
Недостаток футбольной инфраструктуры в Воттеме сказался на нестандартной работе Витцеля с мячом. По рассказам тренеров, Витцель многому научился у отца в зале для мини-футбола.
После перехода Акселя в «Зенит» Тьерри Витцель даже открыл футбольную школу имени сына. Ее главная цель – улучшение индивидуальных навыков детей в возрасте от 5 до 15 лет. «С помощью различных упражнений с мячом мы можем улучшить координацию движений», – говорил Тьерри.
Связь с отцом Витцель дополнительно подчеркнул татуировкой. На его левом плече набиты очертания острова Мартиника (где родился Тьерри Витцель). Там же выведены начальные буквы имен отца, матери и двух младших сестер.
Витцель – диджей
Во время чемпионата мира 2014 года игроки сборной Бельгии читали бумажные письма болельщиков и на лучшие из них отвечали в YouTube. Именно так стало известно, что Витцель на самом деле сильно увлекается музыкой. «Я учусь быть диджеем. Часто миксую дома», – сказал тогда Аксель. Его друг Насер Шадли в шутку добавил: «Да, забейте в интернете DJ Сhaloupé».
«Шалуп» по-французски означает «рыбацкая лодка». Как-то один из партнеров назвал так Витцеля из-за неспешной игры и черт характера. «Он видел, что я действую очень спокойно. И после этого все стали так меня звать – из-за этого спокойствия», – рассказывал Витцель.
По запросу, рекомендованному Шадли, ничего интересного в интернете нет. Но некоторые умения Витцеля все-таки подтверждает запись выступления в 2011 году.
Ценитель вина
Мать Витцеля Сильви рассказывала, что ее сын очень любит хорошее вино: «Когда Аксель приезжает в Бельгию, мы собираемся на большой семейный ужин с вином. И я, и отец Акселя очень ценим бургундские вина, и он унаследовал от нас эту страсть. Он еще не очень большой специалист в вине, но узнает о нем все больше и больше. Дома у него уже есть специальный винный холодильник».
Инвестировал в авиационную компанию
Витцель вложил деньги в бельгийскую авиационную компанию LindSky, которая концентрируется на подготовке пилотов, техническом обслуживании и хранении самолетов. Сейчас у LindSky есть ангар площадью 5500 квадратных метров, благодаря которому компания обслуживает 350 самолетов по всей Европе. В будущем она планирует заняться частными перевозками.
«Футбольная карьера для меня по-прежнему на первом месте, но я хочу грамотно распоряжаться деньгами и начинаю думать о жизни после футбола. У LindSky есть потенциал стать сильным игроком на авиарынке, и я хочу помочь ей в этом».
По данным Het Laatste Nieuws, Витцель вложил в бизнес более 700 тысяч евро и получил порядка 30 процентов акций.
«Я не просто даю компании какие-то деньги и ухожу в сторону, – отметил Витцель. – Я готов активно работать в компании по окончании футбольной карьеры. Я недавно видел статью о том, что 60 процентов игроков из английской премьер-лиги через пять лет после окончания карьеры становятся банкротами. Я хочу этого избежать».
«Ювентус»
Уже в январе Витцель может переехать в «Ювентус». Этот трансфер едва не провернули еще в августе. Тогда все сорвалось в последний момент: Витцель уже прилетел в Турин и прошел медосмотр, но «Зенит» заблокировал сделку, не найдя игрока на замену.
«Зол ли я? Скорее разочарован, – признался тогда Аксель. – Я уже чувствовал себя игроком «Ювентуса». Жаль, что «Зенит» отклонил предложение в 25 миллионов евро, тем более что у этого могут быть свои негативные последствия».
Сейчас негативное последствие одно: «Ювентус» не собирается платить за Акселя более 6 миллионов евро, потому что уже в июне его можно будет забрать бесплатно как свободного агента.
Слишком мало за игрока, которого купили за 40 миллионов.
Фото: Global Look Press/Alexander Kulebyakin/Global Look Press, Maksim Konstantinov/Global Look Press; REUTERS/Thierry Roge