Таски: «Кто больше забивает, выигрывает матчи, кто меньше пропускает — чемпионаты»
Перейдя в «Спартак» летом 2013-го, Сердар Таски первым делом сообщил: он здесь для того, чтобы вернуть красно-белым давно утраченный статус чемпиона. Три с половиной года спустя миссия все еще не выполнена, но в этом сезоне хотя бы забрезжила надежда. В интервью еженедельнику «Футбол» немецкий защитник рассказывает, за счет чего спартаковцы наконец возьмут «золото», а также вспоминает недавнюю командировку в «Баварию».
«Не думаю, что за три месяца разучимся играть в футбол»
— Вам не страшно уходить на зимний перерыв, Сердар?
— Нет. Здорово, конечно, если бы нам дали сыграть в этом году еще 10-15 игр. Команда действительно набрала отличный ход. Но что поделаешь, таков регламент. Не думаю, что за три месяца мы разучимся играть в футбол.
— Три года назад ваши одноклубники примерно то же самое говорили. Ведь к декабрю «Спартак» отставал от лидера всего на очко…
— А весной мы скатились на шестое место, я помню. Тот самый случай, когда на ошибках учатся. Не могу представить, что снова так же надломимся. Команда уверена в своих силах, как никогда прежде. Мы знаем, что способны выиграть у каждого. Нынешнее первое место – не случайность.
— «Спартак» при Каррере – это как?
— Мы создаем шансы и реализуем их. И очень старательно обороняемся, чтобы сыграть на ноль. Поэтому у нас один из лучших показателей в лиге по пропущенным мячам. Есть такая поговорка: команда с лучшим нападением выигрывает матчи, а команда с лучшей защитой – чемпионаты. Пытаемся соответствовать. Тренер в этом помогает. Мы можем сыграть вничью или проиграть, но даже осечка не собьет с пути. Потому что мы знаем, к чему стремимся и каковы обязанности каждого на поле.
— Итальянская тренерская школа – сила?
— Если мы говорим об организации игры в обороне, то однозначно. При Аленичеве в большей степени работали над контролем мяча, при Каррере же упор сделан на тактические занятия. Сразу видно, человек в «Юве» работал. Например, отрабатываем правильные перемещения. Скажем, мяч у соперника, и левый полузащитник идет на перехват. В таком случае левый защитник продвигается вперед, а центральный закрывает свободную зону. Все это мелочи и нюансы, которые позволяют выигрывать матчи. Нужно лишь довести их до автоматизма.
«Все мы помним, как долго у «Спартака» не было титулов»
— Главное качество Карреры?
— Амбициозность. Это было заметно, еще когда он работал ассистентом Аленичева. Человек хочет добиться успеха во что бы то ни стало. И передает свой настрой всей команде. Еще он очень эмоционален: кричит, жестикулирует. Даже во время тренировок. Настоящий итальянец. Знаю, о чем говорю, потому что успел поработать в «Штутгарте» с Трапаттони.
— Любимое слово Массимо?
— «Быстро». Он хочет, чтобы мы быстро выходили из обороны и быстро доводили мяч до атаки. Никакой возни у своих ворот!
— В сентябре и октябре вы практически не выходили на поле. Это из-за игры с «Локомотивом»?
— А что случилось в этой игре? Я там на каких-то 20 минут выходил.
— Вашу ошибку даже на пресс-конференции обсуждали.
— Правда? Впервые об этом слышу. И что обсуждали?
— Попросили Карреру высказаться. Он ответил: «Ошибаются все, нелегко войти в такую игру».
— Мне не очень понятно, почему это вообще обсуждалось. Все мы люди. Разве это привело к голу? Ошибки — часть игры. Сам Каррера мне по поводу того эпизода претензий не предъявлял. Я восстанавливался после повреждения, полученного в игре с «Краснодаром», поэтому и не выходил на поле.
— Вы возмущены судейством в игре с «Зенитом»?
— Что теперь вспоминать… Ничего уже не поменяешь. Было несколько судейских решений против нашей команды, но все уже по этому поводу давно высказались и успокоились. Едем дальше. Мы все равно опережаем «Зенит», даже несмотря на поражение в Петербурге.
— «Спартак» — чемпион?
— Лично я каждый год ставлю перед собой цель стать чемпионом. Но все мы помним, как долго у «Спартака» не было титулов. Надо быть осторожнее в высказываниях и продолжать вкалывать. К чему болтать о чемпионстве, когда так много игр впереди? Два-три матча без побед – и преимущество растаяло.
— Но эта команда хотя бы близка к идеальной?
— Если ты возомнил себя идеальным, то уже сделал шаг назад. Кто-то скажет, что «Барселона» показывает идеальный футбол. Но почему в таком случае они проигрывают «МанСити»?
«Причина, по которой я перешел в «Спартак», — Карпин»
— Скучаете по Карпину?
— Тренер Карпин – причина, по которой я перешел в «Спартак». Этот человек лично занимался моим переходом, прилетал на переговоры в Штутгарт. Мне обидно, что не удалось поработать с ним дольше. Для топ-клубов уровня «Спартака» очень важен результат, я это понимаю. Традиции и история обязывают постоянно быть наверху. Но любому тренеру нужно дать время. Примеров немного, но они есть: Венгер в «Арсенале», Фергюсон в «МЮ». Для игроков ведь смена тренера – тоже стресс.
— Каррера – кажется, уже ваш пятый тренер в «Спартаке»?
— Вот именно. Ты целый год пытаешься вникнуть и понять философию тренера, его систему. А потом вдруг приходит новый и все заново: идеи, схемы, требования. Я с этим сталкивался в «Штутгарте». Стоило нам завоевать чемпионство, и руководство стало куда требовательнее. Их уже не устраивали 5-6 места, они хотели попадания в Лигу чемпионов. Если задача не выполнялась, тренер менялся. Неправильный подход. И мы видим, к чему он привел. Надеюсь, что «Штутгарт» вернется в Бундеслигу. И рассчитываю, что Каррера в «Спартаке» задержится дольше предшественников.
Что касается Карпина, то мы давно не встречались, но я регулярно вижу его выступления по ТВ. Кажется, он получает от них большое удовольствие. Хотя я понимаю не все, о чем он говорит.
— Как Карпину удалось убедить вас на переговорах, что «Спартак» — именно то что нужно?
— Он сказал, что «Спартак» — самый великий и самый популярный клуб в России, который каждый год ставит перед собой только одну цель: взять «золото». И поведал о планах: «Главная наша цель – игра в Лиге чемпионов». Я тогда подумал, что хочу пойти этим путем и помочь команде снова стать чемпионом. Пока не получилось, но в этом сезоне все для нас вроде бы складывается неплохо.
«Может, людям не хватает денег на билеты?»
— Россия – футбольная страна?
— Конечно. Например, когда выхожу в город, меня всегда кто-нибудь узнает. «Эй, Сердар, можешь расписаться?», «Можно сделать с тобой фото?».
— Если страна футбольная, почему тогда такая плохая посещаемость?
— А какая взаимосвязь между «футбольностью» страны и заполняемостью стадионов? Быть может, людям не хватает денег, чтобы купить билет на стадион? Разве болельщики перестают быть болельщиками, если смотрят футбол по ТВ? Насколько знаю, чемпионат России показывают бесплатно – возможно, это одна из причин, почему не так много людей ходят на стадион. К примеру, в Германии матчи Бундеслиги можно посмотреть только по платному каналу. Уверен: если бы российские команды регулярно пробивались в четвертьфинал или полуфинал Лиги чемпионов, то на стадионах всегда был бы биток.
— Так вот в чем проблема.
— Конечно, когда сравниваешь РФПЛ с Бундеслигой, чувствуешь огромную разницу. Там редко увидишь пустые места во время игры. Когда на трибунах вокруг тебя шумят 40-50 тысяч человек – это совсем другая мотивация для игроков. Поэтому мне очень жаль, что российские стадионы не заполняются. Но так не везде. На «Открытие Арене» практически всегда аншлаг, и мы этому очень рады и очень ценим своих болельщиков.
«Приехал в «Баварию» абсолютно растренированным»
— С февраля по июнь вы находились в аренде в «Баварии». Ваши ощущения в трех предложениях?
— Хороший опыт. Командный успех. Сожаление, что получил травму.
— Что за травма?
— Первая же тренировка – и я в верховой борьбе получаю сотрясение мозга. Все случилось настолько стремительно, что я даже не запомнил, кто именно меня вывел из строя (смеется). Приходил в себя целую неделю. А это очень большой срок, учитывая, что я и так приехал в Мюнхен абсолютно растренированным.
— Как это?
— Скажем так: игроки российских клубов не слишком усердно тренируются в январе. Потому что понимают, что впереди у них аж пять недель сборов. Предложение от «Баварии» поступило в тот самый момент, когда я только вышел из полуторамесячного отпуска. Последний день трансферного окна – и я оказываюсь в Мюнхене. «Бавария» к тому моменту провела уже три матча в 2016 году, все игроки в тонусе. И тут, когда одноклубники и так обгоняют тебя на три недели с точки зрения функциональной готовности, ты вдруг получаешь травму. И теряешь еще неделю для подготовки. Это же кошмар.
— Неужели в «Баварии» не понимали, что берут растренированного игрока? Почему не пригласили вас раньше?
— Боатенг травмировался прямо перед окончанием периода дозаявок, клуб срочно искал центрального защитника.
— Одновременно у вас был вариант с «Шальке»?
— Да, обсуждали аренду, покупку или аренду с опцией выкупа. Тоже интересный вариант, но когда к тебе обращается «Бавария», выбор очевиден. Это одна из самых больших команд в мире наравне с «Барсой» и «Реалом». Не каждый имеет возможность попасть туда, нельзя разбрасываться такими шансами.
«Очень хотелось сыграть в полуфинале Лиге чемпионов…»
— В апреле вы дали гневное интервью немецким СМИ: «Не перешел бы в «Баварию», если бы знал, что не буду играть». А вы думали, Гвардиола вас в основе будет использовать?
— Я амбициозный человек. И даже если перехожу в клуб уровня «Баварии», то хочу выходить на поле в каждом матче. Конечно, я был расстроен и даже зол, что мне не дают шанса. Но сейчас стоит признать, что обстоятельства складывались не в мою пользу. Целый месяц набирал форму, а когда наконец набрал, команда уже сыгралась. Я слишком поздно к ней присоединился, не смог показать свой максимум, когда это было необходимо. Оттого и провел так мало игр — всего три.
— После матча с «Гертой» Гвардиола сказал, что был несправедлив по отношению к вам. Но даже после это выпустил на поле всего раз.
— Против Гладбаха. Хотя мне, конечно, очень хотелось сыграть в полуфинале Лиги чемпионов против «Атлетико»…
— Разве это не лицемерие со стороны Пепа?
— Он несколько лет выстраивал свою команду, наигрывал связи. Нужно просто принять этот факт. Решения принимает тренер.
— Какой он, тренер Гвардиола?
— Перфекционист. Особенно это касается тактических вопросов. Игрок должен делать передачу именно туда, куда требует тренер.
— Вот это самомнение!
— У каждого тренера своя философия. Гвардиола считает свою собственную философию совершенной. Это нормально. Он хочет видеть идеальную игру. Хочет, чтобы его футболисты много владели мячом и быстро принимали решения.
— Как ощущает себя центральный защитник, чья команда владеет мячом по 80 процентов игрового времени?
— Бывает, что на протяжении 15-20 минут в твоей зоне вообще ничего не происходит. Начал атаку и стоишь смотришь, что там делается на чужой половине поля. Но время от времени сопернику все же удается перехватить мяч и пробраться к штрафной. Главное, чтобы ты именно в этот момент не потерял концентрацию… Почти все соперники «Баварии» защищаются большими силами и надеются только на резкие контратаки. При том стиле, в котором «Бавария» играла при Гвардиоле, центральные защитники должны были быть максимально сосредоточенны все 90 минут. Не спать!
«Рибери – забавный мальчишка»
— Вам вручили медаль за победу в Бундеслиге?
— Конечно. Медаль получает каждый, кто хотя бы раз за сезон выходил на поле. Это уже второе мое чемпионство.
— Википедия утверждает, что вы теперь еще и обладатель Кубка Германии. Хотя в этом турнире вы за «Баварию» ни разу не сыграли.
— На мой взгляд, каждый игрок обоймы вносит свой вклад в успех команды. Вне зависимости от того, выходит он на поле или нет. Так что считаю себя правомерным обладателем этого трофея.
— Правда, что игрокам «Баварии» разрешают только безалкогольное пиво?
— Если честно, я не следил за парнями. Сам я правоверный мусульманин и вообще не пью.
— Игроки спрашивали вас о России?
— Кто-то за обедом мог поинтересоваться, что вообще из себя представляет Москва. Насколько сильный в стране чемпионат. Но в основном спрашивали о климате: «Правда, что в России так холодно?» После поездки в Ростов ребята, думаю, смогли убедиться, что я их не обманывал. Огромные расстояния – тоже тема. Скажем, от Штутгарта до Нью-Йорка лететь порядка 8 часов. А тут я на кубковый матч в Комсомольск-на-Амуре добирался 9 часов. Такое не забудется никогда. Так же как и путешествие в Хабаровск. Жаль, что я не коплю мили, в России это очень выгодно.
— Рибери – надменный?
— Да вы что, очень забавный мальчишка! Всегда на позитиве. Вы не поверите, но в «Баварии» все ребята абсолютно нормальные. Вообще никакой надменности. Возможно, это связано с тем, что фактически каждый игрок в команде чего-то добился: у одного три чемпионских титула, другой брал Лигу чемпионов. Нет такого, что один смотрит на другого сверху вниз: ты кто, мол, такой и чего вообще выигрывал?
— Нойер и в двусторонках играет ближе к центру поля?
— Нойер лучше всех вратарей мира играет ногами. На тренировках он зачастую занимался вместе с полевыми игроками, когда мы играли шесть против шести, семь против семи или в «квадрат».
«Идеальный защитник? Фабио Каннаваро»
— Представим себе, что вы скаут. Сколько нужно игр, чтобы понять: защитник действительно хорош?
— Не меньше трех. Бывает такое: центральный защитник встал не с той ноги и провалился в нескольких эпизодах. Это просто не его день. Не будете же вы из-за одного неудачного матча ставить на человеке крест?
— На что прежде всего обращать внимание, когда ищешь для команды центрдефа?
— Силен ли тот в единоборствах, хорош ли в борьбе на втором этаже. С недавних пор особое внимание уделяется и футбольным качествам защитника. Уже недостаточно просто отнять мяч и выбить его подальше от своих ворот. Нужно уметь начать атаку. Видели, как Боатенг делает диагональные передачи? Таким и должен быть современный центрдеф.
— Кто для вас идеальный центральный защитник?
— Фабио Каннаваро. Вот кого я непременно взял бы в свою команду. Жаль, он больше не выступает. Хоть и невысокого роста, но очень здорово играл головой. А как он вел единоборства – вообще пример для подражания. Всегда в полной боевой готовности, ни на секунду не выключался. Я очень внимательно наблюдал за его игрой на ЧМ-2006: что он делает, как подстраховывает партнеров. Фабио был очень хорош.
— За три года не было ни одного трансферного окна, когда бы слухи не отправляли вас в «Трабзонспор». Вот и сейчас снова…
— Мой отец родился в пригороде Трабзона, и местные газеты постоянно отправляют меня в «Трабзонспор». Не так давно выдумали интервью, в котором отец якобы заявил о моем желании перейти в клуб. Забавно, потому что ничего подобного он не говорил.
— Летние слухи о вашем возможном уходе – тоже чья-то выдумка?
— Варианты были. К агенту обращались клубы из Англии, Германии, Турции. Но я достаточно быстро для себя решил, что в этом сезоне останусь в «Спартаке». Велики шансы, что именно в этом сезоне нам наконец удастся добиться большего успеха. Мне бы хотелось помочь команде в достижении этой цели.
— А дальше?
— В футболе нельзя загадывать наперед, всякое случается. Но мне комфортно в «Спартаке», и я с радостью остался бы в клубе и на более долгий срок. Особенно если нам наконец-то удастся пробиться в Лигу чемпионов.
Текст: Павел Клементьев Фото: Global Look Press, официальный сайт РФПЛ
Здоровья обоим в новом году.
Вот уж не думал, что будет реально играть в Спартаке. Думаю, прибавит еще парень. Талант и работяга.