Роман Войдель: «Бесчастных мог так выразиться, что уши заворачивались»
Один из наиболее известных воспитанников «Металлурга» Роман Войдель последние десять лет бывает в родном городе только во время отпуска.
Игрок поколесил по стране от Владивостока до Калининграда, поработал под руководством таких специалистов, как Александр Побегалов, Сергей Павлов, Валерий Карпин, и на своём опыте узнал, как могут «кинуть» в российском футболе, а о некоторых из своих приключений рассказал корреспонденту «Липецкой спортивной газеты» Ивану Афанасову.
МОЛОДЁЖИ НЕ НАДО СКРОМНИЧАТЬ
- Роман, ты не часто даёшь интервью, но год назад всё же рассказал о тяжёлой финансовой ситуации в ярославском «Шиннике». Вы и впрямь играли за еду?
- Некоторые вещи были сказаны образно, но проблем в клубе на тот момент было много. Руководство области не обращало на «Шинник» внимания, не платило зарплату по несколько месяцев. Я хотел освободиться от груза, который лежал у меня на душе, вот и рассказал о положении дел в клубе. Нужно было заставить чиновников пересмотреть свою позицию. Вскоре власть в Ярославле поменялась, и жизнь в «Шиннике» потихоньку налаживается в лучшую сторону.
- О начале карьеры вспоминаешь?
- В футбол меня привели родители в возрасте семи лет. Свою лепту в подготовку нашей группы внесли сразу несколько наставников - Эдуард Шаповалов, Александр Болдырев, Владимир Поваляев. А выпускал нас покойный ныне Николай Анненков. После окончания ДЮСШ попал во вторую команду к Вячеславу Плетухину, играл в первенстве «Черноземья», привлекался к занятиям с основной командой. Тогдашний рулевой Анатолий Давыдов любил возиться с местной молодёжью, мне, Жене Фролову и Диме Хорошилову дали шанс. Я им воспользовался сполна.
- Дай совет нынешней молодёжи: как можно уже в 19 лет заиграть в команде хотя бы уровня ПФЛ?
- Когда попадаешь в основную команду, первое, что бросается в глаза - другие скорости и исполнительское мастерство. И если ты будешь скромничать, бояться, никогда не сумеешь закрепиться в основе. На тренировках и в играх нужно показывать всё, на что способен. Только тогда появится возможность расти в профессиональном плане.
- Чем запомнился Давыдов?
- Он очень требователен и любит дисциплину в команде. При его руководстве «Металлург» показывал хорошую игру, поклонникам команды она была по вкусу и люди толпами шли на стадион. Он активно привлекал молодёжь. Я дебютировал на профессиональном уровне в возрасте 18 лет - в 1/16 финала Кубка России, выйдя на последние полчаса матча во Владикавказе.
- Через три года из второго дивизиона ты уехал в клуб премьер-лиги «Луч-Энергия». Не слишком было круто?
- Я был молод, амбиции били через край. После прекрасного сезона в составе «Металлурга» в 2006 году «нарисовался» вариант с Владивостоком. Я приехал на сбор, потренировался с командой и со мной подписали контракт. Естественно, уровень командной игры и футболистов был не сопоставим с тем, что мы показывали в первой лиге. Попал к футболистам, на которых ещё несколько дней назад смотрел по телевизору!
МИЛЛИОН В МЕСЯЦ И ЛЮБИТЕЛЬ «ТРАВКИ»
- В итоге ты провёл за «Луч-Энергию» всего один тайм. Не выдержал конкуренции?
- Главным тренером дальневосточников был Сергей Павлов. Из всех наставников, с которыми я работал, его отношение ко мне было одним из самых лучших. Но в то же время, во всех клубах, где он работал, у него на поле в основном выходили опытные футболисты. «Луч-Энергия» - не исключение, я отыграл один тайм против казанского «Рубина», а остальные встречи проводил за дубль. Тем не менее, ни о чём не жалею. Поездка на Дальний Восток и знакомство с Павловым вывели меня на новый уровень, плюс приобрёл много друзей.
- Во Владивостоке ты играл с первым в истории премьер-лиги дисквалифицированным за допинг футболистом Александром Тихоновецким. Он и правда курил марихуану?
- У каждого человека есть свои грехи. Это его личное дело, я за ним не следил и не знаю, в каких количествах он её употреблял. С Сашей мы общаемся до сих пор, сейчас он работает помощником главного тренера «Луча-Энергии» и, я надеюсь, его ждёт светлое будущее на тренерском мостике.
- После «Луча-Энергии» ты задерживался на несколько лет только в «Шиннике», никак не мог найти свою команду?
- Два раза я пополнял состав «Балтики» (в 2008 году и в концовке сезона-2011/12 - Прим.авт.)только с одной целью - помочь команде остаться в первом дивизионе. Комплектованием калининградцев занимались мои агенты, которые и попросили помочь клубу в трудную минуту. В Ярославль впервые попал в 2009 году, и тогда вновь встретился с Павловым. Я уже был состоявшимся футболистом, постоянно играл в стартовом составе, и никуда уходить не хотелось.
- Агенты на протяжении всей карьеры помогают с трудоустройством?
- Как только уехал из Липецка, они постоянно были рядом и помогали с поиском вариантов. Поиграв во многих клубах, приобрёл опыт и связи в этой сфере, и в последние три года стараюсь заниматься своей карьерой самостоятельно.
- Второй уход из «Балтики» был связан с постоянной сменой наставников?
- «Уфа» уже тогда заявляла о своих амбициях, и ко мне был серьёзный интерес со стороны этого клуба. Затем я познакомился с Игорем Колывановым и быстро нашёл с ним общий язык. Колыванов - человек с большим игровым, в том числе зарубежным, опытом и, видимо, поэтому ни в чём не ограничивал футболистов. Каждый игрок жил своей жизнью и распоряжался личным временем, как ему было удобно. Некоторые этим злоупотребляли, но наказаний не было. Напротив, команда выходила на поле и старалась отблагодарить тренера за такой подход хорошей игрой.
- Зачем в такой ситуации нужно было ехать в Волгоград?
- Этот переход стал настоящей ошибкой. В Уфе я был игроком основного состава и мне предлагали остаться в команде на тех же, очень хороших, условиях - зарплата около миллиона рублей в месяц и премиальные за победу по сто тысяч рублей! Таких денег мне не платили ни в одном клубе - ни до «Уфы», ни после.
В «Роторе» одну из руководящих должностей тогда занимал экс-спартаковец Игорь Ледяхов, знакомый мне по работе в «Шиннике». Он пообещал ребятам «золотые горы», говорил о задаче выхода в премьер-лигу и много всего другого. Мы ему поверили и поехали в Волгоград. На деле оказалось далеко не всё так гладко. Обстановка в клубе была тяжёлой, финансовые неурядицы сказывались на игроках и результатах команды. Свои обязательства клуб выполнял до января, а за оставшиеся полгода мы не получили ни копейки. Власти региона решили просто закрыть глаза и оставить футболистов с «дыркой от бублика». Не хочу даже вспоминать тот период своей карьеры.
УРОКИ ПОБЕГАЛОВА И КАРПИНА
- Зато вновь «пригрел» «Шинник».
- После Волгограда уже ничего не было страшно. Знал, что в Ярославле будут долги, но в конце концов свои деньги я всё равно получу. Позвонил Побегалову, приехал и подписал контракт. Благодарен этому наставнику за всё, что он для меня сделал. Это один из сильнейших специалистов, с которым мне довелось работать. Александр Михайлович - хороший психолог, любит разнообразие как в тренировочном процессе, так и во время матча. Положительно оценивает инициативы футболистов. Сейчас в Ярославле очень молодая команда, но вы посмотрите на её результаты - «Шинник» держится рядом с зоной стыковых матчей.
- Неужели Карпин слабее?
- Их нельзя сравнивать. Побегалов - человек старой закалки, Карпин - более молодой, современный специалист. Валерий Георгиевич делает упор на дисциплину и тактику. В его тренерском штабе были помощники, которые просто «разжёвывали» нам то, что Карпин хотел видеть. Он был для нас большим авторитетом, мог как «напихать», так и посмеяться вместе с нами.
- На тот момент ты был лидером в «Шиннике». Отправился в Армавир за деньгами?
- В Ярославле существовали задолженности, а в этом случае футболист имел право расторгнуть контракт с клубом и уйти в любую команду бесплатно. Я решил воспользоваться этой возможностью и уехал в Армавир. Не скрою, финансовая сторона вопроса также повлияла на мой выбор, да и поработать с Карпиным и Бесчастных, я думаю, хочется любому футболисту. Одно дело смотреть по телевизору, как он тренирует «Спартак», а другое - возможность пообщаться лично.
- За что отвечал в клубе Бесчастных?
- Он работал с нападающими, показывал, как нужно действовать в той или иной ситуации. Если Карпин человек более коммуникабельный и скромный, ищет подход к футболистам, то Бесчастных самый настоящий русский мужик. Он очень эмоционален и может так высказать матом, что уши заворачивались. В тоже же время Карпин с Бесчастных не смотрели на нас свысока, а старались создать боеспособный и дружный коллектив.
- После работы в Армавире Карпин купил себе квартиру в Москве за 3 миллиона долларов...
- Главными спонсорами армавирского клуба являются небезызвестные Джеван Челоянц и Олег Мкртчян. За последние пять лет я не видел таких условий и отношения к футболистам. Ни на один день ещё не было задержек зарплаты, на любом выезде мы живём в лучшей гостинице города, питаемся на самом высшем уровне. Регулярно всей командой выбираемся в кафе и рестораны для совместного отдыха. Сейчас на стадионе оборудовали хорошую тренировочную базу, есть все условия для восстановления. Если руководители не отвернутся от клуба и продолжат в том же духе, то не за горами возвращение «Армавира» в ФНЛ и, возможно, будет поставлена задача по выходу в премьер-лигу.
- Правда, что Карпина после каждой игры ждал самолёт?
- После матчей у нас бывали выходные. Своим свободным временем каждый распоряжался по желанию. Карпин летал по делам в Москву или в Испанию. Точно сказать не могу, он перед нами не отчитывался.
- Матч «Сибирь» - «Торпедо» завершился тремя пенальти и массовой дракой. Была ли там предвзятость арбитра?
- Судья просто «поплыл». Поставил три пенальти за десять минут и сам привлёк к себе всеобщее внимание. Действовал бы чуть хитрее, и никакого скандала не было. Кстати, если он и придумал пенальти, то только один. Остальные два были «чистыми».
- Твою команду когда-нибудь «убивали»?
- На мою память приходит только одна игра с безобразным судейством. В 2005 году в составе «Металлурга» мы играли во Владивостоке, и в концовке встречи в наши ворота поставили непонятный пенальти. За то решение арбитра дисквалифицировали пожизненно.
- В Армавире ты готовил пиццу. Есть кулинарные способности?
- Дело не в этом. Мы едва ли не каждую неделю выходили в город и участвовали в каких-нибудь акциях. Посещали детские дома, работали заправщиками, готовили пиццу и так далее. Была активная жизнь, интерес к футболу кипел и стадион на три тысячи зрителей в ФНЛ всегда был полным.
ЗА ФУТБОЛОМ В ТАМБОВ - ЭТО ПОЗОР
- Карпин ушёл со своим тренерским штабом, почему ты остался?
- Не было вариантов продолжения карьеры, которые устраивали бы меня во всех отношениях. После вылета во второй дивизион у всех игроков остались прежние условия оплаты труда, а ехать на меньшие деньги я не посчитал нужным. Понятно, что вторая лига - более низкий уровень, но мы хотим вернуться в ФНЛ.
- Что из себя представляет зона «Юг»?
- Если честно, не думал, что будет так тяжело перестроиться. Правду говорят: чем ниже уровень соревнований, тем тяжелее играть. Всего четыре клуба - «Армавир», «Сочи», «Ротор-Волгоград» и «Чайка» - могут что-то показать на поле в плане тактики, перестроений, выдумки. Остальные коллективы играют в дворовый футбол и набирают очки на морально-волевых качествах.
- Чем сейчас занимаешься и каковы планы на ближайшее будущее?
- Пока отдыхаю дома, в Липецке. 15 января у нас начинается первый сбор в Армавире. В середине марта стартует вторая часть чемпионата, и я надеюсь, мы ещё составим конкуренцию «Ротору». Отыграть 9 очков за 13 матчей вполне реально, плюс у нас впереди очная встреча.
- Следишь за делами в родном «Металлурге»?
- «Металлург» уже семь лет играет во второй лиге и не видно никаких перспектив. Дошло до того, что липчане ездят посмотреть на качественный футбол в Тамбов! Это просто позор. Наш город всегда славился футбольными традициями, а теперь всё поменялось. Складывается очень унылое впечатление, всё куда-то исчезло. НЛМК по силам содержать любой из профессиональных клубов по игровым видам спорта на самом высшем уровне, но, видно, нет желания...
ДЮСШ «Металлург» всегда выпускала хороших футболистов, но сейчас они загибаются во второй лиге, остановившись в своём росте. А наш старенький стадион давно нужно было взорвать и построить на этом месте новую современную арену. Одной реконструкции, которую обещают провести в следующем году, думаю, здесь будет мало.
- В нынешней ситуации не хотел бы заканчивать карьеру в «Металлурге»?
- В настоящий момент об этом даже не задумываюсь. Мне всего 31, и у меня есть силы и желание поиграть в ФНЛ. Естественно, я хотел бы это сделать с родным «Металлургом». Но для этого в Липецке должно быть соответствующее финансирование. Каким бы ты ни являлся патриотом, терять в зарплате в несколько раз никто не согласится. Таковы реалии...