22.10.2016 ФК АЕК (Афины) — ФК «Паниониос» (Неа Смирна) 0-0
Греческая Суперлига. Афины. Олимпийский стадион «Спиридона Луиса». 7121 зритель.
На второй день моего пребывания в Афинах спортивных мероприятий не выпадало, поэтому он был посвящён знакомству с городом и достопримечательностями. Большая часть из них представляет собой всевозможные руины и камни и к середине дня хождение по ним начинает наскучивать, выручают музеи с различной утварью и статуями. Не смотря на сконцентрированность их близ центра города осмотр затянулся на весь день и даже перекочевал следующее утро. Субботним утром погода выдалась дождливой, поэтому окончив культурную программу с чувством выполненого долга я вновь сосредоточился на футболе.
На вечер было запланировано посещение поединка между афинскими командами АЕК и «Паниониос». Команды были соседями по таблице, расположившись на 3 и 4 строчке. Суперлига Греции к тому моменту лишь набирала обороты и любой исход встречи мог сильно повлиять на расположение команд, что в свою очередь могло сказаться на настроение команд с которым они пойдут дальше по турнирному пути.
АЕК является третьим клубом Греции по количеству выигранных чемпионатов (после «Олимпиакоса» и «Панатинаикоса»). Аббревиатура названия клуба в переводе с греческого обозначает «Атлетический союз Константинополя». Присутствие Константинополя в названии клуба объясняется тем, что он был основан в 1924 году греческими беженцами, изгнанными из Турции после поражения Греции в греко-турецкой войне. Для меня эта команда примечательна тем, что АЕК — это вообще первое, что я узнал о греческом футболе. На дворе стояла зима 1998 года (точнее по календарю уже весна, но по факту ещё зима). Я только вникал в мир большого футбола, жадно поглощая любую попадавшуюся мне информацию об игре №1 и не пропуская ни одной спортивной трансляции. И хотя к тому времени уже успел обзавестись спартаковским шарфиком, мозг мой ещё не был забит всевозможными предрассудками и я искренне поддерживал все российские команды в Еврокубках. Московсковскому «Локомотиву» той весной предстояло противостояние в рамках 1/4 финала Кубка Кубков с командой, носившей, как мне тогда казалось, весьма дурацкое название «Аек». Драматичная игра в Москве с двумя незасчитанными голами в ворота греков и победной развязкой на последних минутах навсегда засела в памяти и не смотря на то, что с тех пор очень многое поменялось вокруг, да и в моём мироощущении, до сих пор вызывает тёплые воспоминания.
Не смотря на финансовые трудности постигшие клуб в начале века, АЕК продолжал оставаться флагманом греческого футбола, но в сезоне 2012/13 в клубе начался очередной игровой и экономический кризис в следствии чего АЕК впервые в истории вылетел из Греческой Суперлиги. Не имея средств на выступление во второй лиге руководством клуба было принято решение начать всё практически с нуля. В сезоне 2013/2014 команда начала новое восхождение на футбольный Олимп с 3-й лиги, имеющий статус любительской. В низах афинский клуб не задержался и уже через два года вновь был среди участников высшего греческого дивизиона.
История происхождения их соперников так же переплетается со второй греко-турецкой войной 1919-1922 гг. «Паниониос» был образован в 1890 году в городе Смирна (ныне турецкий город Измир) как «Музыкально-спортивный клуб Орфея». В результате насильственного обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 году, греки были вынуждены покинуть этот город. Большая часть беженцев из Смирны обосновалась в местечке на юго-западе от Афин, получившем название Новая Смирна. Вместе с ними сюда переехала и команда. По сравнению со своими соперниками клуб гораздо менее именит и титулован. На их счету две победы в Кубке Греции и одна в Балканском Кубке.
АЕК принимает своих соперников на 70-тысячном Олимпийском стадионе, являющемся частью «Олимпийского спортивного комплекса имени Спиридона Луиса». Кроме стадиона на территории спорткомплекса расположились крытый зал для соревнований по гимнастике и игровым видам спорта, аквацентр с тремя бассейнами, теннисный центр с 16-ю кортами и велодром. Все объекты были реконструированы к ОИ-2004. Издалека спорткомплекс на фоне возвышающихся за ними гор выглядят весьма эффектно, а вот при ближайшем рассмотрении порой вызывают нарекания и мысли о необходимости косметического ремонта. Олимпийский комплекс расположен в северной части города близ станции метро «Eirini».
Приехав к стадиону довольно рано был удивлён уже присутствовавшими там торговцами атрибутикой и едой. Там же у выхода со станции расположились и кассы. АЕК — клуб менее претенциозный чем «Олимпиакос» и минимальный ценник на билеты равен 5 евро. Это цена за удовольствие наблюдать футбол с фанатской заворотки, но я всё же решил устроить себе более комфортный просмотр и обратил взор на сектор рядом, который обошёлся в 10 евро. Хотя я мысленно уже был готов выложить дополнительную сумму за клубную карту АЕКа этого не потребовалось. В отличии от «Олимпиакоса» у них такой системы нет, ну или она является не обязательной, хотя предъявить паспорт всё же пришлось. Обилетившись отправился осматривать территорию комплекса, тогда ещё пребывающего в довольно будничном состоянии. Помимо вышеперечисленных спортивных строений из интересного удалось увидеть здание офиса АЕКа, которое находиться через дорогу от спорткомплекса; суетящихся у одной из центральных трибун телевизионщиков и немногочисленных прохожих с виду напоминающих спортсменов, занимающих в базирующихся тут спортивных секциях.
Надо было как-то скоротать оставшееся время до игры и я решил прогуляться до другого стадиона на который упал мой взгляд на карте в телефоне при поиске чего-нибудь интересного поблизости. Он располагался в нескольких километрах от Олимпийского и подобная прогулка по времени позволяла вернуться как раз к началу предстоящей игры. Что бы не перескакивать с темы на тему о том, что вышло из той прогулки я напишу как-нибудь в другой раз, ну а сейчас продолжу рассказ о игре АЕКа и «Паниониоса».
Вернулся я примерно за час до начала игры. В привычном для Европы, но не привычном после московской иллюминации полу-мраке силуэты болельщиков покупали билеты и направлялись к стадиону, туда же устремлялись многочисленные мотоциклисты и скутеристы, разбивавшие дребезжанием своих моторов царившую на обширных просторах Олимпийского комплекса тишину. Ближе к стадиону у входа на заворотку под наблюдением полиции тусовались толпы местных ультрас. Чуть дальше несколько безбилетников перелазили через решётку, ограждающую стадион. Заметив меня они замерли, но я сделал вид, что меня это не касается и те продолжили вписку. Я тоже отправился внутрь.
Обыск особой строгостью не отличался. На вопрос полицейского на греческом, видимо о наличии колюще-режущих предметов, я ответил, что не понимаю его и тот уже на английском пожелав мне хорошего вечера пропустил внутрь. Внутри довольно обширная территория с ларьками с едой и какой-то странной будкой рядом, а так же небольшой магазинчик с атрибутикой АЕКа. Нагуляв за день себе аппетит решил немного подкрепиться. Система покупки еды оказалось весьма необычной. Надо было сначала сделать заказ у девушки в будке, а уже потом с чеком обращаться в сам ларёк. Цены в целом гуманные — хот-дог в районе трёх евро, вода примерно полтора.
Закончив трапезу я направился на трибуны. Для этого пришлось сначала протиснуть билет через тесный турникет, а затем протиснуться самому. К счастью к концу первого тайма данная конструкция исчезает и поход за водой или в туалет уже не вызывает такие мучения. Сразу с улицы попадаю на трибуны. Олимпийский стадион оказывается куда проще, чем может показаться снаружи и подтрибунных помещений не имеет (по крайней мере с моей стороны). Справа от меня расположился сектор «Original 21» — основной и наиболее многочисленной фан-группы АЕКа. На противоположной от них стороне стадиона расположилась ещё одна группа фанатов АЕКа — «Patissia». Организованных групп фанатов команды гостей замечено не было. Возможно виной тому послужил очередной запрет на посещение болельщиками игр своих команд в гостях, которые довольно часто случаются в Греции. Всего же на матче присутствовало порядка семи с половиной тысяч зрителей, хотя до того как увидел эту цифру в протоколе, думал, что раза в два больше. Все они расположились на нижних ярусах трибун стадиона.
В соседстве с «Original 21» матч смотрелся куда бодрее, чем пару дней назад на «кузьмичёвской» заворотке «Караискакиса». Подкупала и новизна репертуара по сравнению с песнями Gate 7, мотивы которых часто можно слышать от «Фратрии» на играх «Спартака». В лирике части песен «Original» звучали отголоски заслушанной мной когда-то греческой стритпанк группы «Bootstroke», что в прочем и не удивительно, учитывая, что участники группы являются фанами АЕКа. Этот факт приятно порадовал и уже после игры, но ещё будучи под впечатлением, добравшись до вай-фая я даже вновь скачал несколько их песен на телефон. Расслышать «Patissi’ю» не получилось, те вели себя как-то сдержано, да и вообще показалось, что к началу второго тайма сектор их почему-то значительно поредел.
На нашей трибуне эпицентром суппорта были четыре молодых пацанёнка, возможно мечтающие когда-нибудь оказаться в первых рядах соседнего сектора, а может и запилить свой с блэкджеком и шлюхами. Они активно махали флагом, поддерживали фанатские песнопения и закидывали беговые дорожки туалетной бумагой, принесённой из стадионных нужников. Ловко перелезая через ограждения секторов по трибунах ходили продавцы еды и напитков. Чуть поодаль от меня группа мужчин активно внедряла купленные у продавца напитки, предварительно разбавляя их какой-то прозрачной жидкостью из стограммовых пузырьков, принесённых с собой.
На поле в это время шла игра. Хозяева сразу заявили о своём намерении на победу, захватив инициативу в матче. Большая часть их атак строилась через навесы в штрафную и удары головой, но мяч то и дело проходил мимо ворот. Случались и дальние удары по воротам ногами, но сказать по правде, играть головой у них получалось даже лучше. Гости порой проводили опасные контратаки, но так же лажали в их завершении, либо на месте оказывался вратарь.
Начало второго тайма ознаменовалось фаер-шоу, устроенным греческими фанатами, но подстегнуть своих игроков таким образом не получилось. Жёлто-чёрные продолжали мазать из выгоднейших позиций. К середине второго тайма, когда стало понятно, что с каждой минутой утекает шанс зацепиться за заветные 3 очка, все эти промахи начали доводить греческих любителей футбола чуть ли не до истерик, столь искренних, что сложно было не сопереживать им. В сторону поля полетели бутылки с водой, а по стадиону начали разноситься звуки сильных ударов по пластиковым сиденьям, оглушительный свист и гневные тирады с до этого не знакомым мне словом «Малака». Слово это звучало так часто, что просто не могло не запомниться. Уже позже удалось узнать, что это одно из самых популярных греческих ругательств и в переводе оно означает «дрочила», хотя негативный контекст этого слова и не вызывал сомнения. «Малаками» были промахивающиеся игроки своей команды, игроки соперника, которые грубыми приёмами срывали атаки хозяев и конечно же судьи, мешающие своими решениями побеждать АЕКу.
По правилам жанра под занавес встречи, желая спасти игру, хозяева должны были предпринять навал, но его не последовало. Финальный свисток зафиксировал нулевую ничью и игроки под оглушительный свист отправились в раздевалки. Лишь пара футболистов в жёлто-чёрных футболках набралась смелости и поаплодировала расстроенным болельщикам. Удивительным образом стадион и территория вокруг него опустели за считанные минуты и атмосфера стала напоминать ту, что царила тут во время моей дневной прогулки. Ещё немного пошлявшись близ стадиона переваривая увиденное я отправился в сторону своего хостела. Следующий день так же изобиловал футбольными планами.
Источник+ещё фото: http://groundhopping.ru/2016/11/22-10-2016-aek-panionis/