«Сегодня умер бы счастливым». Трагедия разбившегося «Шапекоэнсе»
Эту команду называли бразильской Золушкой, ей восхищались, но до главного финала в истории она не дожила…
– В нашем городе много плачущих людей. Мы никогда не могли представить, что это будет из-за нас, «Шапекоэнсе» – главный повод для того, чтобы жители радовались, – говорит вице-президент бразильской команды Иван Тоццо. Чистая правда. В Бразилии «Шапекоэнсе» восхищались, называли Золушкой, южный город заболел командой – и всё из-за невероятного взлёта. В 2009-м Шапеко и не думал о таком – команда стояла на грани банкротства, росли долги (примерно полмиллиона долларов, копейки для какой-нибудь топ-команды, но жуткое бремя для скромняг из Серии D, четвёртой бразильской лиги). Ситуацию спасли местные бизнесмены – они собрали деньги на клуб, 30% потратили на погашение долгов, 70% на дальнейшее развитие, сделали «Шапекоэнсе» полностью частным. Пока бразильские клубы в основной массе задыхаются от чёрных схем, ищут лазейки в долгах и просят деньги у правительства, «Шапекоэнсе» расцветает, устанавливая ограничения бюджета, потолок зарплат (не больше $ 26,5 тыс. в месяц) и работая над инфраструктурой. До вмешательства бизнесменов у клуба не было ничего, кроме стадиона и тренировочной поляны. Теперь у «Шапекоэнсе» есть учебный центр, тренировочный зал и комфортные условия для игроков. С введением прозрачной бизнес-модели у «Шапекоэнсе» постепенно появились результаты. Осенью 2009-го «Шапе» вышел в Серию С, через год – должен был вылететь, но остался из-за неготовности «Атлетико Ибирама» занять его место. В 2012-м поднялся в Серию В – сезон там начался с того, что тренер команды Жилмар Дал Поццо раздал в раздевалке листки бумаги, попросил каждого записать свою мечту в наступающем сезоне, развесил все бумажки на видном месте и предложил игрокам отдать силы ради общей мечты. В Серию А «Шапекоэнсе» прыгнул всего за один год. Путь от четвёртой лиги до финала Южноамериканского кубка занял всего семь лет.
Тренер Кайо Жуниор поймал тренд – каждую команду, переделывающую сказку о Золушке, норовят назвать новым «Лестером». И Кайо не был против. «Наша команда действительно напоминает мне «Лестер». Мы тоже из небольшого городка, мы тоже хотим выиграть важный титул. Я хочу чего-то добиться с этой командой, с этими игроками», – говорил Кайо в сентябре. «Шапекоэнсе» действительно проводил сказочный сезон. В том же сентябрьском интервью Кайо Жуниор нацеливался на отметку в 52 очка – сложно понять, какая магия чисел заставляла тренера идти к конкретному рубежу, но «Шапекоэнсе» своей цели добился. Признанные лидеры бразильского футбола – «Сан-Паулу», «Флуминенсе», «Крузейро» – закончили сезон во второй десятке, «Интернасьональ» с Витиньо вообще вылетел, а парни Кайо Жуниора финишировали на 9-м месте. С лучшим в истории количеством побед, поражений, забитых мячей. У «Лестера» есть Джейми Варди, у «Шапекоэнсе» таким был Бруно Ранхел. Он перешёл в команду в 2013-м, а на том самом листке бумаги написал, что мечтает забить больше всех в бразильской Серии В. На четвёртый сезон после тех слов Ранхел стал лучшим снайпером «Шапекоэнсе», настрелял 10 мячей, вошёл в топ-10 сильнейших нападающих Серии А. Выше только звёзды – Фред, Графите, Робиньо, шокирующий всех фанатов сборной Бразилии Габриэл Жезус. Рядом с Ранхелом, видевшим Серию А в сказочных снах, расцветали Клебер Сантана, поигравший вместе с Фернандо Торресом в «Атлетико», и Матеус Битеко – три года назад его вёл «Ливерпуль», потом выкупил «Хоффенхайм», но Битеко решил вернуться в бразильскую аренду за игровой практикой. Но главное – бразильский «Лестер» играл, как оригинал. Рецепт Кайо Жуниора был прост – бойцовские качества, грамотная защита, сильный вратарь, умеющий вытаскивать матчи, умение поймать свой шанс, щепотка фарта. По дороге к финалу Южноамериканского кубка «Шапекоэнсе» дважды играл против статусных аргентинских команд, «Индепендьенте» и «Сан-Лоренсо», и обоих прошёл одинаково цинично: сначала дважды по 0:0 с выигранной серией пенальти, затем 1:1 и 0:0. В колумбийском «Атлетико Насьонале» откровенно опасались «Шапекоэнсе» и его стиля игры – финал обещал стать невероятно напряжённым.
В третьей по силе бразильской лиге к «Шапекоэнсе» присоединился Андерсон Пайшао. Его отец, Пауло, отвечал за физподготовку в ЦСКА и сборной Бразилии, и Андерсону так понравилась работа отца, что он полностью повторил его путь. В «Шапекоэнсе» он работал шестой год, за это время слишком многое поменялось – дивизион, статус клуба, условия для тренировок. В штаб сборной Бразилии попал летом, когда «канаринья» сделала выбор в пользу Тите. Андерсон был таким же тренером, как отец – всегда ходил по тренировочной базе с улыбкой, но спрашивал будь здоров со всех, даже с Клебера Сантаны, капитана и звезды «Шапекоэнсе». «Когда-то я управлял чуть ли не футболистами-любителями, теперь работаю с профессионалами, но в любой команде важно качество работы, её интенсивность. Если делать всё правильно, нельзя заставить игроков «наесться» к концу сезона, они смогут поддерживать уровень каждый матч», – говорил Пайшао в интервью, состоявшемся несколько дней назад. Его работу в Бразилии отмечали как образцовую: «Шапекоэнсе» в физике не уступал «Сан-Лоренсо», выдерживал мощный темп и выстоял.
Андерсону Пайшао было 37 лет.
Перед вылетом в Колумбию парни из «Шапекоэнсе» веселились в аэропорту. Вратарь Данило Падилья не привык удивляться фокусам нападающих, полуфинальную игру с «Сан-Лоренсо» он спас перед финальным свистком, сделав невероятный сейв, но его и товарищей смог удивить Аилтон Канела. Обычная карточная магия – Канела попросил Алана Рушела вытащить карту, затем спрятал её в колоду, перемешал, а потом достал ту самую карту, которую ждал Рушел. Алан упал от смеха – не ждал, что стандартный фокус прокатит и с ним. Потом с улыбками команда пошла к самолёту. В полном составе сфотографировались у трапа, потом сели, погрузили вещи. Данило и Алан Рушел устроили онлайн-трансляцию из самолёта, а Клебер Сантана написал в своём «инстаграме» послание своей любимой: «Сколько жизней мне ни жить, я всегда буду любить тебя». За пять минут до взлёта в бразильские редакции разлетелась последняя командная фотография «Шапекоэнсе». Через несколько часов Рушел будет доставлен в больницу с открытой раной головы, сломанными костями, спросит врачей, как поживают его близкие, и попросит сохранить обручальное кольцо.
Дома остались девять игроков «Шапекоэнсе». Резервный вратарь Марсело Бук, подменявший Руя Патрисиу в лиссабонском «Спортинге», должен был лететь в Колумбию, если бы не… день рождения. Бук отпросился у тренерского штаба – хотелось весело отпраздновать, с размахом, а посидеть на лавке мог Жаксон Фолльманн. Кайо Жуниор пошёл навстречу. Фолльманну ампутировали ногу. Алехандро Мартинуччо, которого шесть лет назад вело московское «Динамо», мучается из-за постоянных травм. Два года назад, в «Коритибе», в его колено вставили килограммовый металлический штырь, Мартинуччо избавился от него лишь с переходом в «Шапекоэнсе», но так и не сыграл за команду-Золушку ни одного матча. Наутро после падения самолёта они, а также вратарь Нивалдо – он играл за «Шапекоэнсе» с 2007-го и был свидетелем резкого подъёма команды, – Рафаэл Лима, Клаудио Винк, Демерсон, Иоран, Мойзес и Ненен собрались в раздевалке, зажгли свечи за упокой. Они сидели вокруг пустых кресел, не понимая, что произошло – после такой катастрофы не может быть кадра трагичнее.
7 декабря «Шапекоэнсе» должен был сыграть ответный матч Южноамериканского кубка. Но не на родном стадионе, а в Коритибе. 22-тысячная коробка «Арена Конда», где во времена третьей лиги можно было встретить зевак в футболках «Гремио» или «Интернасьоналя», в важных матчах становилась целиком зелёной, по всему периметру поля развешивали баннеры со словом Guerreiros – «Воины». В полуфинале Южноамериканского кубка она превратилась в ад для «Сан-Лоренсо». «Шапекоэнсе» лишили его важного козыря из-за странных правил – условия турнира запрещали играть финал на стадионах вместимостью меньше чем в 40 тысяч зрителей. В том матче с «Сан-Лоренсо» фанаты «Шапекоэнсе» видели своих Guerreiros вживую в последний раз. Ранним утром после трагедии они пришли на «Арену Конда», чтобы собрать медикаменты, тихо помолиться за погибших и выживших.
Когда «Шапекоэнсе» вырвал путёвку в финал, в раздевалке пели, плясали, брызгались шампанским – после такого сложно прийти на пресс-конференцию и сдержать эмоции. Не сдерживался и тренер команды Кайо Жуниор: «Если бы я умер сегодня, я умер бы счастливым». Он был в предвкушении финала Южноамериканского кубка – самого важного матча в истории «Шапекоэнсе». Это был пик развития команды. Кайо и его ребята выиграют Кубок, но этот финал сыгран не будет.