Давайте приготовимся к драке. Вокруг кого строится «Спартак»
«Спартак» выстоял в Грозном, а главным игроком команды окончательно стал тот, кто определяет её смелость.
«Спартак» теперь каждую выездную победу отмечает групповой фотографией в аэропорту — выглядит это всякий раз так, будто команда уже взяла титул. Впервые за очень много лет «Спартак» похож не просто на футбольную команду (такое периодами случалось и раньше), но и на сплочённую одной идеей группу мужиков. Примета нынешней осени — большие победы приходят к мужикам, вроде «Ростова» или «Спартака», — лишний раз напоминает об общем недостатке тестостерона в российском футболе.
Некоторые тренеры-скептики, которых в России мало, списывают это на то, что не во всех матчах нашего чемпионата от футболистов требуется проявлять характер. Если до сих пор вы относились к шансам «Спартака» на чемпионство сдержанно, то после игры с «Тереком» самое время окончательно поверить: команда Массимо Карреры идёт за титулом. В плане футбола в Грозном «Спартак» не показал ничего выдающегося — самые необычные ходы, вроде передач Ивелина Попова пяткой на ход, не проходили, а в обороне периодически горели ритуальные костры. При этом «Спартак» всё же победил, и главное, что заключено в этих трёх очках — команда показала готовность рубиться из последних сил.
«Давайте приготовимся к драке!» — взвывает перед очередным боксёрским поединком самый известный ринг-анонсер мира Майкл Баффер. В принципе, объявлять так можно и осенние матчи «Спартака» — главным человеком на поле окончательно стал Фернандо, диктующий готовность к драке. Бразильский опорник сперва удивлял болельщиков своим, как казалось, лишним весом под майкой, затем удивлял тем, что вес ему не мешает, а теперь уже никого не удивляет, как он воюет на поле. «Спартак» меньше, чем, например, ЦСКА, делает отборов и перехватов на процент владения мячом соперника, но даже там самый боевой игрок Премьер-Лиги Понтус Вернблум не вовлечён в игру так, как Фернандо. Бразилец делает почти по 15% командных отборов и перехватов, но при этом является ещё и магистральным звеном, связывающим оборону и атаку — он делает больше передач, чем любой игрок команды.
В середине второго тайма в Грозном «Спартак» едва не поплыл, и Каррера на ходу переписывал систему игры — Зобнин оказывался то на месте правого защитника при схеме с тремя центральными, то в роли левого центрального полузащитника, Глушаков бросался в прессинг на всех, кого видел не в красных майках, а Кутепов оборонялся уже на оранжевой карточке после жёлтой в первом тайме. Постоянным оставались лишь место и роль Фернандо. Бразилец больше времени проводил в горизонтальном положении — бросался в чумовые подкаты, всякий раз попадая в мяч, и безжалостно получал по ногам от соперников. Падал, вставал и вгрызался в игру. И снова. И снова.
Есть опорники, диктующие тактику команды; главная их задача — оказаться там, где через секунду окажется мяч. Фернандо не из таких, он оказывается на мяче ровно в нужную секунду. Ему не нужно подстраиваться, он готов пробить мяч шипами — лишь бы соперник не сохранил владение. Фернандо не навязывает «Спартаку» тактику, хотя смотрится в ней абсолютно органично, он навязывает команде необходимый уровень смелости. Это то, чего команде очень долго не хватало: после травм у Ромуло, похоже, появился комплекс перед жёсткой игрой в отборе, и когда он оказывался в опорной зоне, красно-белые смотрелись часто просто беспомощно.
Мощные выступления Фернандо вернули и Ромуло страсть к отборам — теперь он чаще, чем раньше в пересчёте на 90 минут, идёт в жёсткие стыки. Уже, кажется, в прошлой жизни победную спартаковскую философию определял один человек. Андрей Тихонов был тем, через кого шли те самые стеночки и забегания, и для фанатов он стал культовым игроком. Теперь игра «Спартака» снова строится через футболиста с 11-м номером на майке — но это уже совершенно иной стиль. Команда готова пожертвовать красотой ради мужественности. И фотографий в аэропортах.